15.08.2019

Гармония земли и неба

В истории вятского искусства достойное место занимает Александр Владимирович Фищев (1875–1968). Благодаря своему таланту, неустанному стремлению к знаниям и упорному труду сын бедного крестьянина сумел получить академическое образование и стать педагогом и признанным мастером живописи. В начале своего творческого пути Александр Фищев познакомился с иконописью и несколько лет трудился над украшением вятских храмов.

Родился будущий художник 28 августа (9 сентября) 1875 года в деревне Богородской Кумёнской волости, что в 60 верстах от Вятки. Как рассказывал Александр Фищев, его отец Владимир Прокопьевич, отслужив четверть века в императорской армии, «вернулся домой в 47 лет, получив суровую жизненную закалку. Через четыре года он овдовел и женился во второй раз на 34-летней вдове из деревни Мухинской Степаниде Зотовне. Я был третьим ребёнком. Отношения между отцом и матерью сложились хорошие…».

Жила семья очень бедно. По воспоминаниям Александра Владимировича, «общество выделило отцу землю в размере одной душовки (на одного человека), которая представляла собой пять полосок земли по метру каждая. Земля была твёрдая, никогда не видавшая навоза, поэтому хлеб родился плохо». Крайняя бедность вынуждала Фищевых батрачить на полях богатых соседей. Однако, несмотря на всю скудость своей жизни, родители Саши решили отправить младшего сына, проявлявшего охоту к грамоте, сначала в церковно-приходскую школу, а затем в Кумёнское мужское начальное училище. В третьем классе мальчик увлёкся рисованием. Как вспоминал Александр Владимирович, «сначала, подражая маме, вырезал фигурки человечков, животных, птиц и даже целые сцены, например, лошадку, запряжённую в сани, с седоком, а затем стал рисовать. В школе за мои рисунки ребята давали то лист бумаги, то полкарандаша или хлеба. Учительница Антонина Константиновна молчаливо меня поощряла. Как-то я довольно недурно сделал рисунок с олеографии. Отец показал его резчику, седовласому старику, жившему в подвале церкви. «Из вашего мальчика может получиться хороший резчик», — сказал тот».

В марте 1885 года умирает отец Саши. Материальное положение семьи ещё более ухудшилось, и спустя два года после окончания училища мальчику пришлось «идти в люди». По словам сына А.В. Фищева Михаила, «много вёрст отмерил он пешком по родному краю и далеко за его пределами, вплоть до Москвы, брался за любую тяжёлую и трудную работу: посудомойщика в трактире, рабочего в кирпичном сарае, помощника столяра и плотника». Но при этом Александр не забывал о своей мечте получить образование. Весной 1890 года юноша приходит в Вятку и устраивается в услужение к местному художнику Власову, который отправил его красить своды в одном из храмов Слободского уезда. Задремав во время работы на лесах, Саша едва не сорвался вниз с большой высоты, и его немедленно уволили.

* * *

В 1892 году Фищев, чтобы научиться какому-нибудь ремеслу, поступает послушником в недавно открывшийся Александро-Невский мужской монастырь в селе Филейке в семи верстах от Вятки. В обители он сначала трудился на кухне и пел в церковном хоре, а затем вязал рамы и табуретки в столярной мастерской. Но вскоре в его судьбе происходит счастливый поворот. Весной в филейскую обитель для выполнения живописных работ в новом храме приехал вятский художник Пётр Суворов, который, узнав о способностях Александра, попросил перевести послушника к нему в мастерскую. Как вспоминал А.В. Фищев, «Пётр Дмитриевич оказался прекрасным человеком. С первых же дней он стал показывать мне, как рисовать с натуры. С жаром я принялся изучать все стадии живописных работ: приготовление шпаклёвки, грунтовку, калькирование, приготовление олифы, тёрку красок, рисование, копировку и прочее. В течение лета написали иконы для новой церкви. Всю подготовительную работу: подмалёвку, всевозможную отделку, подписи — делал я».

Когда Пётр Суворов вернулся в Вятку, Александр продолжал писать образы для монастыря, но, не чувствуя в себе призвания к монашеской жизни, в 1894 году покинул филейскую обитель. Несколько месяцев он работал у вятского живописца Черногорова, выполнявшего заказы для церквей. Набравшись опыта в храмовой живописи, Александр возвратился в Кумёны, где трудился в храме. Затем он поехал в Казань и поступил в мастерскую художника Семёнова, которая занималась благоукрашением церквей Казанской, Вятской и других епархий. Фищев пишет иконы, чеканит ризы для образов, но жалованья на жизнь и помощь родным молодому человеку не хватало, и в 1896 году он отправился в Вятку к подрядчику Ильину, который тут же поручил ему написать иконостас. Затем Александр Владимирович реставрировал образы и иконостас в церкви села Полынка Слободского уезда. Заказов было достаточно, и молодой художник, хотя и не имевший художественного образования, но прошедший большую практическую школу, переезжал из села в село. Работу выполнял качественно, за свой труд брал недорого.

В 1897 году Фищева пригласили в Глазовский уезд написать образы и иконостасы для новых церквей сёл Порзи и Пыбья. Кроме того, в г. Глазове он трудился над благоукрашением недавно построенного Преображенского собора. Согласно письмам, отправленным художником к матери, для храма села Пыбья он написал три образа и иконостас и жаловался, что «в Глазове в церкви работы очень много, одному не переделать». В феврале того же года Фищев отправился в Порзи и уже к апрелю написал образа и иконостас для Троицкой церкви, а также расписал стены в новом храме. По словам Александра Владимировича, «из Глазова приезжали исправник и председатель управы, всем работа очень понравилась». Сохранилась фотография начала ХХ века, где настоятель Троицкого храма, известный миссионер протоиерей Пётр Мышкин стоит у великолепного резного иконостаса, расписанного Александром Фищевым. Художник был приглашён в Песковский завод, а также получил заказ на иконы для новых церквей в сёлах Дебы и Укан. В 1898 году Александр Владимирович трудился в Вятке, расписывая Троицкий кафедральный собор. Были заказы для нового храма на станции Яр, для родных Кумён и соседнего села Быково, а также для села Балезино. В Глазове он писал иконостас и делал роспись в новой Георгиевской церкви.

К великому сожалению, в годы «безбожных пятилеток» все храмы Глазовского уезда, где трудился А.В. Фищев, были закрыты. В 1936 году разобрана на кирпичи Троицкая церковь села Порзи, а в начале 1960-х снесён Преображенский собор в Глазове. Храмы Пыбьи и Укана были перестроены под школы. Иконостасы и большую часть образов сожгли. Пострадали церкви в Вятке и в Кумёнах. Лишь на фотографиях начала ХХ века, хранящихся в Государственном архиве Кировской области, остались запечатлёнными образы и иконостасы, исполненные художником Фищевым.

* * *

Несмотря на хорошие заработки и заслуженную репутацию опытного иконописца, Александр Владимирович не оставлял мечты получить художественное образование. В 1900 году его без экзаменов принимают в Казанскую художественную школу. Через три года он даёт в Казани частные уроки рисования, преподаёт изобразительное искусство и черчение в духовной семинарии и в Ольгинском приюте. В 1907-м, окончив художественную школу, Фищев едет в столицу Российской империи, где успешно учится в Санкт-Петербургской академии художеств (1907–1914), на Высших педагогических курсах (1908–1909) и в Императорском археологическом институте (1910–1915). Он и сам преподаёт в петербургских школах и гимназиях, время от времени выполняет иконописные работы в Вятке, Казани и Санкт-Петербурге. В 1911 году Александр Владимирович принимает участие в работе II Всероссийского съезда художников…

В голодные годы гражданской войны А.В. Фищев вместе с семьёй возвращается в Кумёны, где работает секретарём уездного совета и председателем отдела народного образования. С 1922 года он живёт в Вятке, где трудится как преподаватель пединститута и научный сотрудник-этнограф, пишет картины для местного исторического музея. Из-за болезни сына семья Фищевых в 1925 году переезжает в маленький уездный городок Малмыж. Там Александр Владимирович продолжает преподавать, пишет копии известных картин и портреты вождей для советских учреждений. В 1936–1939 годах он работает в художественных мастерских Ленинграда.

В 1947-м верующим Малмыжа был возвращён Богоявленский храм, и Александр Владимирович вновь смог на деле применить свои талант и мастерство иконописца. В 1949–1951 годах он восстанавливает в Богоявленской церкви росписи, пишет новые образы для иконостаса. По словам протоиерея Алексия Сухих, ставшего в 1984 году настоятелем малмыжского храма, «новая живопись органично вписалась в общий интерьер».

За свою долгую творческую жизнь Александр Фищев написал более ста портретов, пейзажей, исторических картин. Им были исполнены сотни этюдов и акварелей, заполнены десятки альбомов с рисунками и набросками. Художник неоднократно участвовал в выставках. Умер Александр Владимирович в г. Малмыже 6 апреля 1968 года в возрасте 92 лет. И поныне в его доме, на котором размещена мемориальная доска, бережно хранятся картины и рисунки А.В. Фищева, семейный архив, старинные вещи и книги, здесь проходят выставки. В 1985 году была издана его автобиографическая книга «Воспоминания художника». В 2007-м протоиерей Алексий Сухих подготовил сборник рисунков, дневников и писем Александра Владимировича под названием «Гармония земли и неба». Благодаря этим книгам и стало возможным написание статьи о раннем периоде творчества вятского художника.

Глеб Кочин, архивист Глазовской епархии
По материалам газеты «Вятский епархиальный вестник»

Фото

Возврат к списку