23.01.2019

Православные традиции Оренбургского казачьего войска

В разных казачьих войсках веками сформированы свои духовные традиции, которые проявлялись на разных этапах истории, но именно православная вера сплачивала народ, определяя и уклад жизни, и указывая путь к спасению души.

Продолжим знакомить читателей епархиального сайта с традициями донского казачества, оренбургского, амурских и кубанских казаков в контексте того, что именно Православие – стержень жизни, традиций и быта казаков.

История формирования и традиции Оренбургского казачьего войска тесно связаны с исповеданием православной веры, преданностью царской России и во все времена защитой Отечества.

Православные традиции Оренбургского казачьего войска

Особенностью традиций оренбургских казаков является многонациональный состав войска. В оренбургское казачье войско, помимо русских и украинцев входили: татары (нагайбаки), калмыки, мордва, чуваши, башкиры и другие национальности. Но все же быт и традиции оренбургских казаков развивались на основе русской культуры и мировоззрения.

Главное воспитание будущий казак получал в семье. Как только рождался мальчик, казаки оповещали всех станичников о рождении сына выстрелами из ружья. Этот своеобразный способ оповещения невольно с первого мгновения жизни определял назначение новорожденного – быть воином. После крещения новорожденного сына в семье казака собирались гости, родные, соседи, товарищи по службе, походам, войнам.

Гости, входя в дом, крестились перед иконой и обычно поздравляли семью с прибавлением: «С новорожденным сынком! Дай Бг вскормить, вспоить, на коня посадить!» То есть младенца вырастить и сделать хорошим казаком-наездником. В некоторых станицах гости дарили новорожденному образ великомученика Георгия Победоносца и добытые в походах трофеи. Кроме того, обязательно дарились богато украшенная уздечка и плетеная из сыромятных ремней нагайка, при помощи которой казак управлял конем. Все это хранилось до тех пор, пока казачонок не достигал совершеннолетия.

У оренбургских казаков существовал обряд введения малыша в воинское сословие. На сороковой день после рождения сына отец опоясывал ребенка своей шашкой, сажал на коня и, придерживая его в седле, обводил три раза вокруг дома, читая вслух очистительную молитву, затем возвращал матери и поздравлял ее с казаком. После совершения этого обряда признавалось увеличение общины еще на одного члена. Через несколько месяцев, когда у малыша-казака прорезывались первые зубки, его вновь сажали в седло и везли в церковь, где заказывали молебен покровителю войска Оренбургского – святому великомученику Георгию Победоносцу (к слову сказать, 6 мая по н. стилю – день памяти святого Георгия – войсковой праздник Оренбургского казачьего войска). Сохраняя общерусский обычай что-нибудь дарить малышу на «первый зубок», оренбургские казаки вновь дарили оружие, наиболее ценным из которого считалось огнестрельное. В принципе этот обычай был распространен и в других казачьих войсках.

Примечательно, что вся история оренбургского казачьего войска сопряжена с особым почитанием и хранением традиций православия, защитой царской России, с бережным отношением к Отечеству.

История Оренбургского казачьего войска

Оренбургское казачье войско располагалось вдоль реки Урал в юго-западной, южной и юго-восточной частях Оренбургской губернии. Войско занимало около половины территории губернии (обширная Оренбургская губерния состояла из пяти уездов – Верхнеуральского, Оренбургского, Орского, Троицкого и Челябинского – и имела двойное деление на войсковую и так называемую гражданскую территории). Войсковые земли находились в основном в пределах трех уездов губернии: Оренбургского, Верхнеуральского и Троицкого. Войско делилось на три военных отдела: 1-й Оренбургский с центром городе Оренбурге, 2-й Верхнеуральский с центром в Верхнеуральске и 3-й Троицкий с центром в Троицке. Административным центром войска был Оренбург (одновременно он также являлся административным центром Оренбургской губернии и большой Тургайской области, так называемого Степного края). На войсковой территории находились 61 казачья станица, 446 казачьих поселков и 553 казачьих хутора.

Основание Оренбургскому казачьему войску положили исетские, уфимские и самарские казаки. Все эти казаки имеют свою историю, которая свидетельствует о беспредельной преданности этих казаков русским царям и русскому престолу. Они с самого своего появления действовали, хотя первое время отдельно одна группа от другой, но все время в пределах Оренбургского края, являясь первыми его защитниками еще тогда, когда край этот не был объединен в административном смысле. По приходу своему на берега рек Волги, Белой и других казаки в течение около 160 лет оспаривали у своих недругов путь к берегам Яика. Поселившись же здесь, они еще теснее сплотились между собою на пользу России, приняв одно общее название «Оренбургского казачьего войска».

Так, казаки, пошедшие в Сибирь вместе с Ермаком Тимофеевичем, после образовали казаков исетских, живших отдельными общинами, из которых каждая в силу традиции имела своего атамана. Общины управлялись по обычаям своих предков и принимали к себе всех и каждого только бы он был православной веры, и наоборот, всякий иноверец считался их недругом. Казаки не всегда оставались на одном и том же месте, а часто переходили с одних мест на другие с общего согласия.

Двигаясь постепенно вверх по Исети и по ее притоку Миясу, исетские казаки врезывались между башкир и киргиз. Разъединяя посредством беспрерывных казачьих постов и укреплений эти два враждебные России народа, исетские казаки в постоянном движении на юг к верховьям Яика как бы протягивали руку помощи своим братьям по крови и происхождению – казакам яицким, тогда как последние более и более укрепляли посредством своих городков правый берег реки Яика, начиная от притока Сакмары на юг до Каспийского моря.

В 1736 г. по силе Высочайшего указа от 11 февраля тайным советником В.Н. Татищевым из них было образовано особое войско, которому дана своя администрация (временной штат). С открытием Оренбургской экспедиции в 1736 г. они уже в составе отрядов со стороны Сибири принимали деятельное участие как в усмирении мятежа башкир, так и в основании новых крепостей.

В 1738 г. Исетская линия со всем населением присоединилась к образованной Исетской провинции, которая в свою очередь в 1744 г. вошла в учрежденную Оренбургскую губернию.

В свою очередь, казаки уфимские прибыли в край в 1574 г., когда воевода Иван Нагой с пешей ротой стрельцов и с отрядом конных казаков по повелению Царя Иоанна Грозного построил на реке Белой, «Белой Воложки», оборонительное укрепление для защиты башкир от нападения и вторжения сибирских народов ногаев и киргиз-кайсаков.

Уфимские городовые казаки вместе со стрельцами и другими служилыми людьми отражали набеги сибирских царевичей Аблая и Тевкеля на Уфу, принимали деятельное участие в усмирении происходивших между башкирами и другими туземцами мятежей, так например: в 1582, 1645, 1662, 1664, 1676, 1683, 1705, 1707 и 1708 гг.; они участвовали также в основании города Оренбурга и в усмирении башкир с 1735 до 1740 гг. и 1775 г.

До 1835 г. уфимские казаки находились в Уфимской станице, в городе Уфе. Затем они совместно с дворянами и иноземцами были награждены за усердную службу землей отведенной вокруг города на 15 верст.

Вместе с тем в 1586 г. по склону левого берега Волги при впадении в нее реки Самары было основано укрепление того же имени, гарнизон которого составили казаки и стрельцы. Укрепление это, благодаря своему господствующему положению на левом берегу Волги, было в стратегическом отношении грозой для кочевников, а казаки с дворянами и иноземцами служили для него как бы оком и ухом. Оберегая пространство от устья реки Самары до ее верховьев, они проникали даже вовнутрь степей, где нередко бывали у них с кочевниками кровавые стычки, удерживавшие башкир от нападения на русские поселения. Московское правительство, пользуясь успехами Самарских казаков и нравственным их влиянием на кочевников, положило в 1638 г. основание первой Закамской линии на берегах рек Волги и Черемшава.

Самарские казаки, несмотря на их малочисленность, выдержали на своих плечах давление всех средне-азиатских орд и укрепили навсегда за Россией все пространство левого берега Волги и вверх по реке Самаре, тогда как яицкие казаки, удержав за собой реку Яик, в то же время с поддержкой самарских казаков основали по ее притоку Сакмаре в 1725 г. Сакмарский городок.

Официально Оренбургское казачье войско было учреждено указом царицы Елизаветы Петровны в 1746 г. для защиты российских границ от кочевников. Первым атаманом Войска стал В.И. Могутов.

Казаки должны были нести постоянную службу по охране приграничных территорий. Но кроме этого они имели возможность заниматься земледелием и скотоводством, хотя этот богатый пространствами край никогда не отличался изобилием из-за малоурожайной почвы и засушливого климата.

В 1758 г. Положение о донских казаках распространилось и на Оренбургское казачье войско. Во время восстания Пугачева оренбургские казаки оставались от него в стороне, отстояли Оренбург от осады пугачевцев, а некоторые полки помогали усмирению их в составе русских отрядов. За верность государю императрица Екатерина пожаловала казакам синий цвет – символ российской государственности; с тех пор брюки и околыш фуражки оренбургских казаков синего цвета.

Оренбургское казачье войско приняло самое активное участие в Отечественной войне 1812 г. В освободительном походе в Европу героически сражались 8 полков оренбургских казаков. После Отечественной войны среди казаков оказалось множество (несколько тысяч) французских военнопленных. Впоследствии оренбургские французы и их потомки были приняты в российское подданство и приписаны к Оренбургскому казачьему войску. Например, такова была судьба Дезире д’Андевиля и его сына наказного атамана Уральского казачьего войска Виктора Дандевиля.

В 1828 г. был сформирован Оренбургский казачий 9 полк есаула И.В. Подурова, принявший участие в войне с Турцией. В 1829 г. этот полк участвовал в боях с турками при Эски-Арнаут-Ларе, Козлудже, Кулевче и при осаде крепости Варны. Казачьему полку было пожаловано в 1831 г. за отличие в Турецкой войне знамя и выдано было 5 сотенных значков с изображением Святого Георгия и надписью: «Ему» и «Войска Оренбургского девятого полка».

Особую роль в истории Оренбургского казачьего войска сыграло Положение от 12 декабря 1840 г., согласно которому все крестьяне, проживающие на землях войска, приписывались в казаки, что способствовало значительному его росту. Крестьянство встретило эту меру сопротивлением. «Положение» четко определяло границы войска, в состав которого вошли Троицкий и Верхнеуральский, а также значительная часть Челябинского, Орского и Оренбургского уездов. В войске должно было быть 10 полков. В пореформенный период Оренбургское казачье войско окончательно превратилось в военно-феодальное сословие.

Принятое в 1870 г. «Положение об общественном управлении» дало право выбора органов станичного самоуправления. Однако при этом оно ввело представительство десятидворок, которое по сути дела сводило на нет право прямого и всеобщего голосования казаков в местном самоуправлении. Однако в каждой станице был сбор, станичное правление, соответствующий суд, атаман. Эта реформа лежала в русле преобразований 60-70-х гг. XIXв. России. «Положение об общественном управлении станиц казачьих войск», принятое в 1891 г., сократило и сузило самоуправление в станицах.

К концу ХIХ - началу ХХ вв. Оренбургское казачье войско оставалось третьим по численности среди казачьих войск России. По переписи 1897 г. в нем насчитывалось 365 тыс. казаков. К 1916 г. численность казачьего населения значительно возросла и составила 579 тыс. человек. Казачье население продолжало жить в основном в сельской местности. В городах было всего 8 тыс. 106 казаков, или 2,2%.

Вместе с тем на начало XX в. Оренбургскому казачьему войску давали высокий процент грамотности: в казачьих городах и станицах было уже 452 учебных заведения, в средних школах за счет Войска обучалось 168 юношей, а 12 студентов русских высших школ получали стипендии из войскового капитала. В Оренбургском казачьем училище готовилась к производству в офицеры молодежь из всех тех Войск, у которых не было своих военных училищ.

На фронт Первой мировой войны Оренбургское казачье войско выставило в русскую армию 18 конных поляков, 2 отдельных и 6 запасных сотен, 3 пеших команды и 7 шестиорудийных батарей.

Во время революции 1917 г. и после, в Гражданскую войну, оренбургские казаки сплотились и противостояли большевистской власти. Они возродили Войсковой Круг, избрали Войскового атамана, не признав власти красных. В 1920 г. Оренбургское казачье войско, как и все остальные, было ликвидировано в связи с упразднением казачества. Сейчас идет возрождения Оренбургского казачества.

По материалам энциклопедии «Казаки и казачьи войска Царской России»
и открытых интернет-источников

Фото

Возврат к списку