09.11.2018

Специально для Царево-Константиновской Знаменской церкви города Кирова была написана икона священномучеников Николая и Александра Агафонниковых

5 ноября совершается память священномучеников Николая и Александра Агафонниковых. Священномученик Николай Агафонников три года нес послушание в Царево-Константиновской Знаменской церкви города Кирова, здесь же служил и его брат - священномученик Александр. Оба служителя Церкви Христовой были расстреляны на Бутовском полигоне в 1937 году, а ныне причислены к Собору новомучеников и исповедников Российских.

Специально для Царево-Константиновской Знаменской церкви была написана икона священномучеников Николая и Александра Агафонниковых. Жители и гости нашего города всегда могут прийти в храм, чтобы помолиться святым братьям - нашим землякам, отдавшим жизни за веру Христову.

Жизнеописание священномученика Александра (Агафонникова)

Александр Владимирович Агафоников родился 3 декабря 1881 г. в селе Медяны Вятского уезда Вятской губернии в семье диакона Владимира Яковлевича Агафоникова. В 1891 г. Александр поступил в Медянскую церковноприходскую школу.

В 1903 г. окончил Вятскую духовную семинарию и был определен учителем в Сычевскую церковноприходскую школу. 18 июня 1904 г. епископом Вятским и Слободским Никоном (Софийским) Александр Владимирович был рукоположен в сан диакона и направлен в церковь села Кырчаны Нолинского уезда. Диакон Александр Агафоников был женат на Надежде Николаевне Лупповой, в их семье родилось четверо сыновей.

29 октября 1906 г. отец Александр был рукоположен в сан священника и стал служить в церкви села Тойкина Сарапульского уезда. С 1907 г. священническое служение он совмещал с преподаванием Закона Божиего в Тонкинском земском училище. В 1908 г. отца Александра перевели в село Монастырщина Орловского уезда, где он продолжал заниматься законоучительской деятельностью.

16 июня 1911 г. священник Александр был избран депутатом от духовенства на епархиальный съезд, а в 1913 г. — на окружной училищный съезд.

27 августа 1914 г. отца Александра направили в церковь Рождества Христова села Спас-Талица Орловского уезда. 11 мая 1917 г. его утвердили в должности благочинного Первого округа Орловского уезда. В 1920— 1922 гг. священник работал счетоводом в ветеринарно-санитарном отделе и заведующим учебной секцией. С 19 июля 1922 г. отец Александр был переведен на вторую священническую вакансию Троицкого собора города Котельнича и стал исполнять обязанности благочинного.

В 1923 г. на благочинническом собрании было решено просить Патриарха Московского и всея России Тихона (Беллавина) об учреждении в Котельниче викариатства. Кандидатом в епископы отец Александр предложил монаха московского Златоустовского монастыря Флавиана (Сорокина). После назначения епископа Флавиана на Котельническую кафедру протоиерей Александр Агафоников стал его ближайшим помощником. В 1923 г. он подвергся краткосрочному аресту.

После ареста епископа Флавиана в 1925 г. в Котельниче разгорелась серьезная борьба обновленцев с православными. 21 декабря 1926 г., после ареста митрополита Казанского и Свияжского Кирилла (Смирнова), в доме протоиерея Александра Агафоникова был проведен обыск. 6 января 1927 г. отца Александра арестовали, а 25 января допросили. 28 марта его вместе с митрополитом Кириллом приговорили к высылке в Сибирь на три года.

В обвинительном заключении об отце Александре, в частности, говорилось: «ОГПУ было известно, что священник гор. Котельнича гр-н Агафонников Александр, будучи благочинным, в 1925 году, сгруппировав вокруг себя реакционный элемент из духовенства гор. Котельнича и монашек, и повел усиленную работу по укреплению в пределах уезда "старого православия" для более усиленной борьбы с т. н. группой обновленческого духовенства, повел работу по организации в гор. Котельниче специальной епископской кафедры, что ему и удалось. В конце 1925 года в гор. Котельнич приехал епископ Фловиан, который вскоре за антисоветскую деятельность в Ижевске Коллегией ОГПУ был выслан в ссылку.

Перед арестом Фловиан дал Агафонникову строгий наказ держаться в "старое", быть стойким и не бояться никаких преследований со стороны существующей власти и поручил ему нелегально исполнять должность наместника-управляющего епархией».

По приговору Особого совещания при Коллегии ОГПУ от 23 апреля 1930 г., после отбытия срока заключения в Кузнецстрое отцу Александру в течение трех лет запрещалось проживать в некоторых крупных городах. Это время священник провел под надзором ОГПУ в Вятке, а затем, в 1933 г., по предложению своего брата, протоиерея Николая Агафоникова, переехал к нему в Подольский район Московской области. Здесь он был назначен в Ильинскую церковь села Лемешева — некогда кладбищенский храм при Знаменской церкви села Дубровицы.

В селе Лемешеве отец Александр прослужил до дня ареста. 14 сентября 1937 г. его заключили в Серпуховскую тюрьму. Одновременно с ним были арестованы певчая Троицкого собора Подольска Елизавета Владимировна Фишер (урожденная княгиня Водбольская) и псаломщик Покровской церкви села Ерина Василий Владимирович Подузов.

За день до этого Подольским районным отделом УНКВД на имя начальника 8-го отдела У НКВД Кировского края был направлен запрос, в котором сообщалось: «Нами разрабатываются в контр-революционной деятельности Агафонников Николай Владимирович, 1876 г. рождения, и Агафонников Александр Владимирович, возраст около 58 лет, — служители культа, уроженцы г. Вятки Кировского края. По имеющимся у нас сведениям, Агафонниковы в 1922—23 гг. арестовывались органами ОГПУ за контрреволюционную деятельность. Просим проверить указанные сведения об их судимости и не находятся ли они в розыске как не отбывшие наказание. Ответ ожидаем срочно». Слова «нами разрабатываются», которыми начинается приведенный выше документ, как и присутствие в уголовном деле агентурных доносов на протоиерея Александра и В. В. Подузова (в настоящее время эти доносы изъяты), косвенно подтверждают тот факт, что осенью 1937 г. в Подольском районе шла организованная кампания по арестам духовенства.

Отца Александра допрашивали три раза, но виновным он себя не признал. В обвинительном заключении сказано, что священник Александр Агафоников, Е. В. Фишер и В. В. Подузов, «...будучи антисоветски настроены и имея между собой тесную связь, организованно проводили среди населения активную контрреволюционную деятельность против существующего строя с повстанческим направлением».

10 октября 1937 г. постановлением тройки УНКВД СССР по Московской области священник Александр Агафоников был приговорен к высшей мере наказания, а проходившие вместе с ним по одному делу — к заключению в исправительно-трудовом лагере. 14 октября, в праздник Покрова Пресвятой Богородицы, отец Александр был расстрелян и погребен в общей могиле на Бутовском полигоне НКВД.

В 1940 г. Е. В. Фишер обратилась с заявлением о пересмотре уголовного дела, но жалоба была оставлена без удовлетворения в отношении всех троих обвиненных.

В 1957 г. дело пересматривалось по жалобе В. В. Подузова. 9 августа Президиум Мособлсуда приговор тройки УНКВД отменил, и уголовное дело было закрыто.

Архиерейским Собором Русской Православной Церкви 2000 г. протоиерей Александр Агафоников был причислен к Собору новомучеников и исповедников Российских.

Память священномученика Александра совершается в праздник Собора новомучеников и исповедников Российских, 25 января (7 февраля), и в день мученической кончины, 1 (14) октября.

Жизнеописание священномученика Николая (Агафонникова)

Николай Владимирович Агафонников, родился 1 (13) сентября 1876 года в селе Лекма Слободского уезда Вятской губернии в семье псаломщика. Русский.

Отец - Агафонников Владимир Яковлевич, потомственный священнослужитель, псаломщик Троицкой церкви села Лекма, впоследствии священник. Мать - Агафнникова Мария Андреевна. Два брата св. Николая - священномученики Александр (Агафонников) и Василий (Агафонников) казнены большевиками на Бутовском полигоне.

С 1882 г. стал петь и читать на клиросе в Троицкой церкви села Лекма. В своих воспоминаниях святой Николай пишет: "... Лет с шести я с матерью ходил на клирос и пел с нею, а с семи лет уже читал часы и даже Шестопсалмие ..."

1883-1886 гг.- учится в Медянском мужском земском начальном училище. 1886-1891 гг. - учится в Вятском Духовном училище. Святой Николай сдал вступительные экзамены довольно легко благодаря бойкому чтению на русском и славянском языках и хорошей подготовке по Закону Божьему. Тем не менее, в последующем, из-за плохой успеваемости по арифметике, он должен был остаться в первом классе на повторный курс.

1891-1897 гг. - учится в Вятской Духовной Семинарии. 1987-1899 гг. - псаломщик Никольского Собора города Cлободской Вятской губернии. Пребывая в этой должности, помимо своих прямых обязанностей, святой Николай читает много духовной литературы, в особенности труды святых отцов и известных подвижников, лелея мечту посвятить себя духовным подвигам на ниве пастырства, стать искренним, участливым исповедником, со всей сердечностью нести Свет людям. Работает законоучителем Cлободской начальной школы М.П. Ончукова

15 февраля 1899 г.- вступает в брак с Ниной Васильевной Фёдоровой (19.12.1878г.-16.02.1956г.), 1899 г. рукоположен в сан диакона. 17 сентября 1899 г. - преосвященным епископом Вятским Алексием (Опоцким) рукополагается в сан священника.

1899-1916 гг.- служит в селе Загорье Вятской губернии. Приняв на себя высокий подвиг служения Церкви Божией в чине священника, в своей пастырской деятельности он руководствовался исключительно законом любви, залечивая сердечные раны людей, облегчая их горе участием, советом, хлопотами, радуясь вместе с ними их удачам. Языком сердца, доступным для каждого, разъяснял Священное писание, как мог, старался передать всю глубину Божественного учения, учил жить по заповедям Христовым, находя самое нужное, простое и искреннее слово. Несмотря на сан, возраст прихожан и социальный статус, ко всем относился с неподдельным вниманием и заботой, и люди проникались к нему большим доверием. Он прослужил здесь приходским священником 17 лет, исполняя свою работу с примерным благодушием и величайшей кротостью. Любимый и уважаемый пастырь не только поучал и наставлял в Православной вере своих прихожан, занимался нравственным воспитанием молодежи, утверждением православных и христианских установлений, но давал советы по житейским вопросам, помогал преодолевать трудности в смутные предреволюционные годы, когда народ так нуждался в истинных радетелях и утешителях . Он помогал в приобретении предметов первой необходимости, лечил прихожан, покупая для них лекарства. Со всей полнотой любящего сердца он жил со своими пасомыми, отечески заботясь об их благе и спасении.

10 июня 1900 г. - начал вести записи, озаглавленные "Мои записки и дневник". Они содержат довольно подробные сведения о пастырском служении, миссионерской деятельности, приведены диспуты с раскольниками. Записи приводятся с большими перерывами, в них есть ссылка на "Путевые заметки путешествия в Чернигов 1902г." о паломничестве по обету к мощам Феодосия Черниговского с матушкой Ниной с заездом в Троице-Сергиеву Лавру, Москву и Киев.

С 1901 г. до 17 марта 1904 г. - заведующий Осиновицкой школой Братства свт. и чудотворца Николая. С августа 1902 г. до декабря 1910 г. был законоучителем Окуловского земского училища. В 1909-1912 гг. - был депутатом на съездах духовенства Вятского училищного округа, на которых избирался делопроизводителем.

9 апреля 1909 г., на день Святой Пасхи от преосвященного Филарета получил благословение за руководство Загарским церковным хором, а также был награжден скуфьей. С марта 1910 г. являлся духовным следователем по 1-му благочинническому округу Вятского уезда. С 4 декабря 1910г. был заведующим Загарской церковно-приходской школой.

В 1911-1912гг. был законоучителем Кривошеинского одноклассного земского училища. В 1912-1913гг. - член Вятского Братства свт. и чудотворца Николая и действительный член Братства вспомоществования учащимся Вятского духовного училища при Серафимовской училищной церкви.

В 1915 г. руководил хором из певцов г. Вятки на публичном благотворительном концерте в приюте с. Бобино Вятского уезда. 16 августа 1916 г. он был назначен уездным наблюдателем церковно-приходских школ Вятского уезда.

С 1 сентября 1916 г. он был утвержден в должности законоучителя Вятского IV начального училища. Сентябрь 1916 - декабрь 1917 г.- священник Спасского собора г. Вятка. Служил священником Вятского Преображенского женского монастыря. 1918-1923 гг. работал завхозом Вятского Народного университета. В конце февраля 1923 г. был арестован как член группы из 6 человек, "препятствовавшей деятельности обновленцев". Вся группа была этапирована в Москву на Лубянку. Просидев в Лубянской тюрьме до июля, он был отпущен за недоказанностью улик.

Осенью 1923 г. епископом Уржумским Авраамием (Дерновым), викарием Вятской епархии, был определен на священническое место в Царево-Константиновскую Знаменскую церковь г.Вятка.

В конце 1926 г. святой Николай был вынужден покинуть Вятку. Этот тяжелый период его жизни нашел отражение в письмах, адресованных вятским родным и знакомым. В них причиной он называет клевету, возведенную на него недоброжелателями, что будто бы он в свое время был в тесных сношениях с обновленцами Поповым, Ковиным и Кряжевских и даже назначение свое в Царево-Константиновскую Знаменскую церковь получил от "врагов церкви Христовой". В эту клевету поверили его духовный отец протоиерей Всехсвятской церкви А.Серебренников и тогдашний временный управляющий Вятской епархией епископ Виктор (Островидов).

Осенью 1926г. святой Николай встретился в г.Глазове с епископом Виктором (Островидовым). После этого святой Николай уехал к своему сыну Герману в г. Подольск Моcковской области. В конце декабря 1926 г. святой Николай нашел священническое место в церкви с. Ворсино и поехал для утверждения этого назначения в г.Богородск, где в начале января 1927г. получил благословение епископа Серафима на занятие места в с.Ворсино сроком на 1 месяц до получения документов из Вятской епархии.

1928-1937 гг. - настоятель Покровской церкови села Ерино Подольского района. 1912-1937 гг. - благочинный Подольского округа. В селе Ерино начал работу над своим главным литературным трудом - мемуарами. В них он довольно полно описывает свое детство и родословную, много размышляет о воспитании в семье, дальнейшее повествование касается времени учёбы в земском и духовном училищах, в семинарии. Этот автобиографический труд остался неоконченным. Все труды святого Николая являются важными неопубликованными источниками по истории, в особенности церковной, Вятского края на рубеже XIX-XX веков. Был награжден митрой в 1930(?) г.

Октябрь-ноябрь 1937 г. - по инициативе Подольского районного отделения УНКВД по Моcковской области начались массовые аресты "антисоветского и контрреволюционного элемента" в Подольске и Подольском районе. В первую очередь в круг арестованных попали духовенство и активные верующие.

16 октяюря 1937 г.- арестован по обвинению в "тесной связи с контрреволюционно настроенной группой лиц и проведении антисоветской деятельности". Из материалов "Следственного Дела № 4320 на служителя культа Агафонникова Николая Владимировича" видно, что показания против него дают люди, пользовавшиеся его гостеприимством и вниманием. Вот некоторые характерные примеры.

Из показаний свидетеля, который, по его собственному признанию, "в феврале месяце ... зашёл в сторожку [при церкви] погреться": "Агафонников, ... высказывая мне свои контрреволюционные убеждения о жизни при Сов. Власти говорил следующее: «Ну, как? Всё также живёшь-маешься при Сов. Власти, до чего дожили - ничего нет, ни хлеба, ни денег".

А вот показания ещё одного свидетеля, так вспоминавшего о знакомстве со святым: "Когда я после службы зашёл отдохнуть в сторожку, то Агафонников пригласил меня пить чай, с этого началось знакомство",и далее на вопрос о контрреволюционной деятельности "свидетель" отвечает, что "гр. Агафонников неоднократно высказывал свои к / р убеждения среди верующих и заявлял: "Жизнь сейчас при Сов. Власти очень тяжела, ... приходится себе отказывать во всём, даже в питании. Раньше гораздо лучше всем жилось, материально всем были обеспечены, а теперь приходится всем голодать".

Из протокола допроса видно, что он отвечал на вопросы следователя кратко, без конкретных фамилий. Например, на вопрос: "С кем Вы имеете общение из служителей культа в Подольском районе?", Он ответил: "Как благочинный, имею общение по службе со всеми священниками по Подольскому району, близких же отношений я ни с кем не имел". (Из протокола допроса). Святой Николай знал: даже простое упоминание имени человека в стенах НКВД могло трагически отразиться на его судьбе.

По обвинительному заключению, подготовленному мл. лейтенантом госбезопасности Макровым и лейтенантом госбезопасности Честновым, утверждённому начальником IV отдела УГБ УНКВД МО капитаном госбезопасности Персицем, 3 ноября 1937 года заседанием тройки при Управлении НКВД СССР по МО Агафонникову Николаю Владимировичу по обвинению в контрреволюционной деятельности назначена высшая мера наказания - расстрел.

Из обвинительного заключения: "АГАФОННИКОВ, будучи враждебно настроен к Соввласти, имел тесную связь с к/р настроенной группой лиц - Агафонниковым Александром Владимировичем [братом-священником], прихожанкой Фишер Е.В., псаломщиком В.В.Подузовым, ныне арестованными органами НКВД за к/р деятельность, совместно с ними организованно проводил а/сов. деятельность среди населения".

Виновным себя не признал, 5 ноября 1937 года казнён на Бутовском полигоне. Реабилитирован Прокуратурой Моcковской области 21 февраля 1994 года.

В августе 2000 года причислен к лику святых Юбилейным Архиерейским Собором Русской Православной Церкви.

У святого Николая было четыре сына: Герман (1901 г.), Серафим (1903 г.), Владимир (1904 г.), Николай (1918 г.) и две дочери: Варвара (1900 г.) и Лидия (1910 г.).

Праздники священномученику Николаю установлены в день его мученической кончины 5 ноября и в день Соборной памяти новомучеников и исповедников Российских.

Фото

Возврат к списку