28.11.2013

2 декабря в 9.00 - архиерейское Богослужение в Христорождественском женском монастыре г. Слободского

Богослужение возглавит Митрополит Вятский и Слободской Марк. Празднуется 150-летие со Дня прославления иконы Божией Матери «В скорбях и печалях утешение»

От храмов г. Кирова будут организованы автобусы (информацию по времени и месту отъезда уточнять у настоятелей храмов ближе к дате).

Напомним, нынче в год 150-летия прославления чудотворная икона Божией Матери «В скорбях и печалях Утешение» вернулась в Христорождественский женский монастырь – место своего исторического пребывания. Торжественные мероприятия 16 июня 2013 года, посвященные большому событию, в Слободском начались утром, когда в Екатерининском храме Божественную Литургию возглавили митрополит Вятский и Слободской Марк и епископ Уржумский и Омутнинский Даниил. Большим крестным ходом, сопровождаемая благочинными Вятской Епархии, икона была перенесена по центральным городским улицам в Христорождественский женский монастырь.

Чуть позже чудотворный образ Божией Матери «В скорбях и печалях Утешение» совершил большое путешествие по благочиниям Вятской Епархии. Тогда православные жители Вятки имели возможность поклониться Божией Матери и получить для себя утешение в скорбях и печалях. В сентябре икона была представлена как основная святыня на выставке «Православная Вятка».

Вятская святыня – икона Божией Матери

«В скорбях и печалях утешение»

по материалам сайта «Страна Вятская» http://www.vstrana.ru

Россию издревле называли Домом Пресвятой Богородицы, Богородичной страной. Сотни образов Пречистой связаны с её судьбой. Не является исключением и наша Вятка. Четыре образа Пресвятой Богородицы сыграли в судьбе Вятской страны важнейшую роль. Это иконы Феодоровская, Раифская, Тихвинская и «В скорбях и печалях утешение». Вот о последней наш рассказ.

Икона Божией Матери «В скорбях и печалях утешение» воссияла в 1863 году в г. Слободском. Но её история берет начало в XVII веке. Есть предание, что икона принадлежала Цареградскому Патриарху Афанасию. Святитель родился на острове Крит в семье верующих греков Пателариев в конце XVI века. Он получил отличное воспитание в Критском Аркадитском монастыре. По смерти родителей юноша ушел на Афон, где основал келью, в которой позже подвизался преп. Паисий Величковский, основатель русского старчества.

Всю свою жизнь свят. Афанасий провел в борьбе с турками и иезуитами, утверждая православие. Несколько раз он брал на себя крест Патриарха Цареградского, а после ухода на покой, жил и работал во имя Христово в Молдавии и Валахии. В 1653 году он отправился в Россию, где был торжественно принят царем Алексеем Михайловичем и Патриархом Никоном. На следующий год свят. Афанасий отправился из Москвы на родину. На Украине, в Лубнах, заболел, остановился в Мгарском Спасо-Преображенском монастыре, где и скончался и был погребен по традиции восточных патриархов в сидячем положении. Когда через восемь лет открыли его гробницу, тело оказалось нетленным. Кстати сказать, память святителя Афанасия установлена 2\15 мая, а ведь это день святых князей Бориса и Глеба покровителей Вятской земли.

После смерти владыки Афанасия икона была доставлена в Афонский монастырь Ватопед, где и пробыла до открытия Андреевского скита. Тогда проживавший на покое в Ватопеде митрополит Григорий передал икону новооткрываемому скиту как благословение от обители. Икона находилась в келье основателя скита о. Виссариона. Перед своей кончиной он благословил братию образом со словами: «Да будет сия икона вам отрадою и утешением в скорбях и печалях».

Слова оказались пророческими – уже через полтора года икона просияла чудотворениями…

В ноябре 1863 года в г. Слободской приехал афонский иеромонах Паисий. Он привез с собой икону Божией Матери «В скорбях и печалях утешение», которая была поставлена в церкви Христорождественнского женского монастыря. О. Паисий приехал преподать от своего архимандрита благословение настоятельнице обители игумении Пульхерии (Сазоновой), чей родной отец, схимонах Флавиан, был похоронен в Андреевском скиту.

Всего за несколько дней до о. Паисия в Слободской прибыли греческие монахи и так же привезли святыню – ковчежец с мощами Божиих угодников. Он так же был помещен в монастырском храме. Как ярко описывает автор воспоминаний, «и в то время, когда целый сонм горящих свечей горячо пылал перед ковчегом со святыми мощами – в другой, полутемной стороне храма, на аналое, где лежали афонские святыни, тихим, спокойным светом мерцали небольшие алмазы на венчике иконы Богородицы». Влекомые одной святыней, слобожане словно «забыли» афонскую святыню, даже лампадку перед ней не затеплили. Первой обратила на это внимание матушка Пульхерия и зажгла свечу перед образом. Потянулись к святыне и монахини с горожанами.

Прошло два дня. Греческие монахи уехали из Слободского. Собирался в дорогу и отец Паисий. Но все земные планы моментально переменило исцеление 18-летнего юноши Владимира Неволина, который онемел за шесть лет до этого по особому промыслу Божию. Отец Володи, бывший священник с. Кырмыж, а потом – иеромонах Успенского Трифонова монастыря Неон, возил его к разным врачам, но бесполезно – болезнь не проходила. Владимира отдали учиться живописи к слободскому купцу А.А. Пашкину, державшему иконописную мастерскую. Прошло почти шесть лет…

Когда Володя услышал, что в город прибыла афонская святыня, в сердце его вспыхнуло желание припасть к ней и излить свою скорбь. 19 ноября вместе со своим другом Иваном Вершининым он пришел в храм, но икону унесли по домам горожан для молебнов. Только после вечерни о. Паисий смог начать служить молебен. Владимир горячо молился Пресвятой Владычице. И когда он после молитвы припал губами к иконе, то почувствовал жар, который начался с языка и распространился по всему телу. После молебна Владимир вернулся домой и снова принялся за живопись. Но духовная радость не покидала его. Задумчиво смотря на брата своего хозяина, он неожиданно сказал: «Какой чудный бриллиантовый венец у Божией Матери». И тут же с удивлением, ужасом и восторгом воскликнул: «Да ведь я говорю?». Потрясенный брат хозяина только и мог промолвить: «Молись, молись, Володенька…»

Тотчас поспешили к о. Паисию, уже собиравшемуся в дорогу. Конечно, отъезд пришлось отменить. Был отслужен благодарственный молебен. Весть о чуде быстро распространилась по городу, к иконе началось настоящее паломничество. Причем исцеления продолжали свершаться. Сама игумения Пульхерия, страдавшая ревматизмом получила исцеление от святого образа Богородицы.

Эта волна чудес перевернула души слобожан. Изменился весь строй жизни: были забыты светские развлечения, горожане ежедневно приходили в храм или принимали святыню у себя дома. Сестры же обители буквально ночевали в храме…

Когда 11 декабря икону пришлось отправить в Вятку, то чувство у всех было, по словам очевидца, «как будто похоронили кого-то из самых близких сердцу». На прощальном молебне, который служило слободское духовенство соборно освящали точный список с чудотворной иконы. Его написал сам Владимир Неволин всего за несколько дней! Можно представить, с какой горячей благодарностью и верой трудился над ней Владимир!

А в Вятке, в свою очередь, был настоящий порыв почитания. Икона находилась в женском Преображенском монастыре. Двери храма не закрывались ни на минуту. Люди приходили даже ночью. От людского напора решетка, ограждавшая место, где стояли монахини, вскоре была сломана. В главном вятском городе было так же зафиксировано до 40 чудес (а сколько осталось ведомых только Богу!).

Икону носили по городским храмам. Многие вятчане встретили новый, 1864-й, год в Спасском соборе, куда была принесена святыня. С большим благоговением приняли её причт и прихожане Царево-Константиновской церкви… Горожане говорили позже: «Не дождаться уж таких дней, как те, в кои была у нас Царица Небесная».

Несколько месяцев гостила икона «В скорбях и печалях утешение» в Вятке. Но отец Паисий должен был отправляться на Афон. Икону везли до казанского города Мамадаш Казанской губернии через вятские города и веси.

Это дивное паломничество, этот подлинный крестный ход по Вятской земле, бесспорно, увеличили почитание святыни. Впечатляющим событием стало строительство храма во имя иконы «В скорбях и печалях утешение» в вятском Преображенском женском монастыре. Игумения Емерентиана (Севрюгина) дала такой обет во время пребывания образа в Вятке и с честью выполнила его.

Сегодня чтимый список с чудотворного образа находится в слободском Христорождественском женском монастыре. Икону можно встретить во многих храмах Вятской епархии. В 1999 году престол одного их храмов бывшего мужского Крестовоздвиженского монастыря в г. Слободском был освящен в честь иконы «В скорбях и печалях утешение».

На самом Афоне, который называют уделом Пресвятой Богородицы, в Свято-Андреевском скиту был освящен престол во имя чудотворного образа. Но, видимо, святыня должна утешать в скорбях и печалях прежде всего в России. В конце XIX века в Санкт-Петербурге Свято-Андреевский скит выстроил трехпрестольный храм в память спасения Царской семьи на станции Борки 17 октября 1888 года. Тогда и была перевезена икона в Россию.

Сейчас образ находиться в санкт-петербургском Свято-Никольском соборе. В современной православной России тоже есть свидетельства о чудотворной силе образа. И это еще раз убеждает: афонская святыня – не просто благочестивое воспоминание, не прошлое, не «раритет», она – наше настоящее, наша жизнь. И она нуждается в нашем почитании. Только тогда она станет истинным утешением в наших скорбях и печалях.

Пресс-служба Вятской Епархии

Информация об истории прославления иконы, ее чудесах

по материалам сайта «Страна Вятская» http://www.vstrana.ru.

Возврат к списку