Начинается подготовка к вступлению в Великий Пост
Дорогие братья и сестры!
Сегодня в воскресный день, который в богослужебном уставе имеет название "Неделя о мытаре и фарисее" мы начинаем подготовку к вступлению в Великий пост.
Этимология слова "неделя" неоднозначна: одна версия говорит нам о том, что это слово пришло в славянский язык из греческого и т.о. его первоначальное значение "нерабочий день", другая же версия говорит нам, что оно пришло в славянский язык из латинского и означало "праздничный день". Совмещая эти два значения, мы можем точнее вникнуть в значение воскресного дня. Заповедь о дне покоя дана людям от Бога еще со времен Ветхого Завета, т.е до прихода в мир Господа нашего Иисуса Христа. Но постепенно, когда воскресный день был признан выходным на государственном уровне произошло смещение акцента с дня Господня на день выходной. А ведь Господь запретил работать в этот день для того, чтобы человек всецело уделил время молитве, покаянию и делам милосердия, и просто теплому общению с родными людьми.
Этот воскресный день берет свое название от Евангельского отрывка, читаемого за Литургией. Вот о чем повествует нам этот отрывок:
"Сказал также к некоторым, которые уверены были о себе, что они праведны, и уничижали других, следующую притчу: два человека вошли в храм помолиться: один фарисей, а другой мытарь. Фарисей, став, молился сам в себе так: Боже! благодарю Тебя, что я не таков, как прочие люди, грабители, обидчики, прелюбодеи, или как этот мытарь: пощусь два раза в неделю, даю десятую часть из всего, что приобретаю. Мытарь же, стоя вдали, не смел даже поднять глаз на небо; но, ударяя себя в грудь, говорил: Боже! будь милостив ко мне грешнику! Сказываю вам, что сей пошел оправданным в дом свой более, нежели тот: ибо всякий, возвышающий сам себя, унижен будет, а унижающий себя возвысится (Лк.18:9-14).
Мытарь - это славянское слово, обозначающее сборщика налогов. Профессия эта в древнем мире была окружена всеобщим презрением и ненавистью, т.к была связана со службой оккупантам и наживой на соотечественниках. Фарисей - это название правящей партии, верхушки тогдашнего общества и государства.
Одна из главных, единственных в своем роде особенностей Евангелия, — это те короткие рассказы-притчи, которыми пользуется Христос в своем учении, в своем общении с народом. Поразительно же в этих притчах, что сказанные почти две тысячи лет тому назад, в совершенно отличных от наших условиях, в другой цивилизации, на абсолютно другом языке, они остаются актуальными, бьют сегодня в ту же цель. А это значит — в наше сердце.
"Но возьмем только наше время, возьмем самих себя. Если что-нибудь лежит в основе нашей государственной, общественной, да, наконец, и частной жизни, так это — не правда ли? — вот это самое безостановочное самопревозношение, самоутверждение, или, говоря более древним, но опять-таки вечным языком — гордыня. Вслушайтесь в пульс нашей эпохи. Неужели не поразимся мы этой чудовищной саморекламе, хвастовству, бесстыдству самовосхваления, которые так вошли в нашу жизнь, что мы уже почти не замечаем их"- пишет протопресвитер Александр Шмеман.
Вот болезнь современного мира - гордыня, прикрытая и считающаяся сегодня добродетелью. Смирение же, которое святые отцы называют подлинным знанием себя в настоящее время называют "комплексом неполноценности".
Гордость святые отцы называют главным из пороков и именно поэтому подготовку к посту Святая Церковь начинает с притчи обличающей эту страсть. Ведь без осознания своей гордыни, без отказа от нее мы не сможем получить пользу от великопостного подвига.
Поэтому в эти дни подготовим свою душу к покаянию, поспешим примириться с близкими нам людьми и будем усердными на дела милосердия.
Подготовил иерей Алексей Селезнев.