25.03.2016

Мы призваны к радости!

В Церкви постоянно звучит призыв: «Радуйтесь!» А что такое радость? Как ее почувствовать? И можно ли радоваться, когда вокруг столько тяжелого, драматичного и даже трагичного? С этими вопросами мы приехали к одному из старейших московских клириков – настоятелю храма Рождества Богородицы в Крылатском протоиерею Георгию Брееву. Кстати, книга бесед отца Георгия, вышедшая несколько лет назад, так и называется – «Радуйтесь!» (М., 2009).
(Публикуем по материалам сайта: : Православие.ru).

Отец Георгий, здравствуйте. Спасибо, что согласились ответить на вопросы портала «Православие.R. Хотелось бы поговорить с вами о радости. Мы постоянно слышим в Церкви призыв: «Радуйтесь!» О радости много говорится в Священном Писании. А что такое радость? И как ее почувствовать?

– В нас, в самой природе человека заложено одно важное свойство – постижение сути. Вот, к примеру, наша жизнь. Это дар Божий, она не кончается. А некоторые смерти боятся. Да нет же смерти! Жизнь вечна, смерть – это просто переход в иной мир. И когда понимаешь это, когда начинает работать мысль, пробивающая закостенелость обыденных представлений, заскорузлость нашей бытовой жизни, открывается радость. И сама жизнь выходит на какой-то другой уровень.

Вот сейчас небо закрыто тучами, оно какое-то темное, мрачное, моросит дождик. И вдруг – ветер разогнал тучи, открылось чистое небо, блеснуло солнце… Господи, какая же красота! И вся природа обновилась, по-другому птички запели. Также происходит и с человеком. Казалось бы, жизнь мрачная, опять идти на работу, в семье кто-то к кому-то претензии имеет, есть какие-то проблемы нерешенные… Где радость? А она же есть! Только ее надо извлечь из этой обыденной заскорузлости, дать ей звучать таким праздничным аккордом, потому что без этого торжествующего аккорда невозможна жизнь наша. Мы сами себя доводим до неуверенности, до отчаяния. А ведь это состояние можно преодолеть. И поэтому неслучайно в Священном Писании апостол Павел говорит: «Всегда радуйтесь! За все благодарите Бога».

Христос воскрес, и первое слово – «Радуйтесь!» Успение Божией Матери – «Радуйтесь! Я теперь с вами всегда». Это слово – «Радуйтесь!» – обращено к внутреннему человеку, в котором богообщением заложены основы жизни будущего века. И если они открываются или тебе близки – тебе обязательно откроется Источник жизни. Вот посмотрите, что говорится в Псалтири: «В скорби распространил мя еси» (Пс. 4: 2). В скорби! Казалось бы, скорбь – это, наоборот, сужение, это какая-то парализация всех сил. А пророк говорит другое: Ты распространил меня, Ты дал широту души. А широта души и настоящий мир, и будущий мир охватывает.

Радость должна быть основным настроением христианина. Мы не имеем права унывать

Радость должна быть основным настроением христианина. Преподобный Серафим говорил, что христианин не имеет права унывать. Если ты впадаешь в меланхолию – отбрось свои неправильные мысли и давай настраивай себя на духовно правильный лад.

Батюшка, вы произнесли замечательные слова: торжествующий аккорд. А как поймать этот торжествующий аккорд? И как сделать так, чтобы этот аккорд звучал постоянно?

– Конечно, невозможно всю нашу жизнь сделать праздником. Но можно добиться гармоничного духовного настроя – через молитву, через размышление, через чтение слова Божия… И образы, и само звучание слов Священного Писания, и переживания, которым сопровождалось чтение этой истины Божественного Слова – все это создает внутреннюю гармоничную основу. Конечно, если человек еще работает над тем, чтобы не допускать в себя разрушительных чувств: злобы, зависти, негодования, осуждения. Потому что когда эти чувства врываются в душу, это как вот музыка хорошая звучит – и вдруг кто-то в рупор заорал… и вроде бы она была, а вроде бы ее и нету. Это такие помехи, которые надо своевременно удалять от себя, тогда гармония душевная звучать будет.

Красота небесная сходит на нас, и мы, как приемник, можем ловить ее. Это здесь!

Сказано: чистый сердцем Бога узрит; а также: уста младенца (а он чист сердцем) глаголят истину. Это свидетельства того, что в чистоте рождается гармония, богатство духовного мира, открывается зрение, чувства. Это можно назвать трезвением. Духовным трезвением, через которое человек, бодрствуя, понимает: вот это мне полезно, а это вредно, с этим я не соглашусь, вот этому буду противостоять. И у него будет обогащенный духовный багаж, который поможет ему по-новому смотреть на всю жизнь, на все проявления жизни, и он увидит, как много прекрасного, чего раньше он не замечал. И воскликнет он: Господи, да ведь красота окружает меня! А эта гармония, красота небесная, прямо сходит на нас, и мы, как приемник, можем ловить ее. Это здесь! И этой красотой и гармонией душа человека наполняется.

Вспоминается прекрасный ответ преподобного Серафима Саровского. Он жил в уединении. А многие тогда уже предпринимали паломничества в Святую Землю и пешком ходили в Иерусалим, на Афон. Так вот, паломники приходили к нему и его увлекали – с собой звали. Что ты, мол, тут сидишь, когда вон там такое!!! А батюшка Серафим отвечал: «Чада, поверьте, у меня и Иерусалим здесь, и Афон». Он жил этим, душа его была обогащена переживанием, которое он получил путем вживания в наследие афонское или наследие Иерусалима, где Гроб Господень. Потому он и говорил, что у него все есть и не надо ничего еще искать где-то. В этом, собственно, и состоит духовное богатство, которое ничто не может отнять у человека – ни расстояние, ни какие-то трудности. И это сокровище, обретенное трудами подвига человека, всегда с ним. Это то богатство, которое никогда не теряется.

И еще: есть у старца Паисия Святогорца такое высказывание: «Современный человек должен быть фабрикой добрых мыслей». Какое слово, Боже мой! Да, где-то мелькнет в нас добрая мысль – на полчасика, потом опять мрачные тучи поползли. А человек ведь должен быть фабрикой добра. Фабрика не останавливается, она производит продукцию постоянно. Это указание на тот источник, который постоянно действует в человеке: мысль, направленная на добро, вера в добро, вера в то, что человек преобразится в своей жизни. Этот источник – мысль, которая совершенно преодолевает в нас много ветхого, похотного, нечистого. Добрая фабрика! Она, работая, принесет нам много радости.

– А сегодня вовсю работает иная фабрика – индустрия радости, индустрия успеха. Рекламные баннеры, с которых широко улыбаются счастливые люди, приглашают на всевозможные тренинги, где обещают научить успеху, процветанию, радости. В чем опасность такого подхода к радости?

– Если в человеке нет какой-то глубины духовной жизни, то ему нужно найти ее во внешнем мире, во внешних проявлениях. В тех обстоятельствах, которые воссоздают или открывают картины, никогда, может быть, не виденные. Но надо понимать, что эта индустрия не дает ничего подлинного. Человеческий разум – это испытующий инструмент, он может понять и само явление, и положительные его стороны, и относительность его. Вот минута сейчас прошла, я что-то увидел, получил какие-то впечатления, но отошел – и впечатления стерлись, не остались со мной. Возможно, они на какое-то время даже увлекли меня, но я теперь о них и не вспоминаю, потому что они внешние, они иллюзорные. А внешняя жизнь и бьет именно какими-то эффектами, разрабатывает эти эффекты. Хочет сказать: вот здесь глубина и подлинность, – а на самом деле там подлинности нет. Вот иллюзорность мира, иллюзорность временного.

Лукавство временного в том, что оно может свои иллюзорные формы выдавать за действительные

А лукавство временного в том, что оно может какие-то свои иллюзорные формы выдавать за действительные, и человек неискушенный, но испытывающий духовное томление, скажет: да, вот где истина. Это свойственно детям, подросткам, которые склонны увлекаться. У них еще нет навыка постигать сущность вещей, знать их, они довольствуются поверхностным. А эти образы в сознание пришли и ушли. И ничего от них не осталось.

Давайте не забывать и нашу русскую пословицу: делу – время, потехе – час. Вот я посмотрел что-то, отвлекся, сбросил с себя напряжение – и вновь вперед, как мы говорим сегодня, в бодром ритме современной жизни… Делу – время. Я опять должен за дело браться – полезное, нужное, необходимое. А это и творческая работа, и духовная работа, и много-много всего прекрасного.

Сказано: «Все мне позволительно, но не все полезно» (1 Кор. 6: 12). Эти радости мелькают вокруг тебя, пробиваются к тебе, но ты сердцем прислушайся: затрагивают они какие-то глубины души или только создают некий образ радости. Сосредотачиваться на этом, увлекаться этим, думать, что только это жизнь, не стоит. Это мираж и самообман.

Нам надо руководствоваться пословицей: время – делу. А что осталось – на иное. Но помни: вот отвлекся на что-то, но почувствовал, что это тебе ничего не дало, в следующий раз сократи время на эти увлечения.

Отец Георгий, а почему некоторые люди к закату дней своих озлобляются, не чувствуют радости? С чем это связано?

Озлобление – свидетельство духовной ослабленности человека

– Знаете, однажды я обратил внимание на такую вот связь: слово «озлобление» в церковнославянском тексте передается как «ослабление». Ослабление и озлобление – это синонимы, это одно и то же. Если я духовно слаб, ослабел, ум мой рассеян, в сердце нет чувства любви, благодати, то и руки у меня опустились, я или уныл, или отчаялся – я ослаб. И как реакция – злоба. Это какая-то форма самозащиты. Ко мне кто-то приходит, а мне нечем ответить, нет внутреннего добра, богатства, я не могу открыться навстречу пришедшему, поэтому я начинаю эту уродливую форму своей ослабленности демонстрировать другим, я повышаю голос, я показываю, что я прав, а ты не прав, отойди. Говорю всякие глупости. Это свидетельство духовной ослабленности человека, потери благодати силы Божией и неспособности разума увидеть это.

Если где-то ты не прав, смирись. Потерпи, помолись. Так нет же! Я все равно буду доказывать свое. Доказать себе и утвердиться я могу только через проявление вот этой озлобленности, я как бы защищаю себя от того, что кто-то на меня посягает, хотя ничего такого и нет.

Давайте обратимся к истории праведного Иова, который потерял все: и детей своих, и все свое имение, и здоровье, – но при этом не похулил Бога, был все равно Ему благодарен. К чему эта история нас призывает?

Иов знал: руки Божии держат его жизнь

– Это потрясающая история, ее значение непреходяще, она всем нам, в мире живущим, Богом дана. Есть такие слова: жизнь праведника в руках Божиих. Вот эти руки Божии держали его жизнь – Иов это видел. Как другому пророку Господь говорит: «Прежде, чем ты зачался в утробе матери своей, Я тебя видел и знал». Это видение Божие знало необычайную глубину устройства того человека, его совершенство. Видел Бог, но не дремал и диавол, он тоже знал, что из миллионов людей это человек особенный, что-то в нем есть такое, что другим не свойственно. Помнится, когда я учился в духовной академии, наши наставники говорили, что Иов является прообразом Христа в Ветхом Завете. Прообраз Христа! По качеству, по внутренней духовной цельности.

Ничто не могло поколебать веру Иова. Бог это видел, но видел и диавол – и удивлялся. Удивлялся и силе этого праведника, и тому, что он непоколебим в своих словах, в своих действиях, во всей жизни своей.

Знаете, есть такие эпизоды, когда невольно хочется все в подробностях представить, создать поэму, как диалог идет между Богом и этим… Такая сценка в мире духовном. Как появился пред Богом ангел с отрицательным знаком – такой антиангел – и говорит: «Вон видишь человека? Почему он так Тебя почитает? Да потому что Ты вон какую силу дал ему, вон как возвысил, все для него. Вот он Тебя и любит. А как не любить? Сам сатана сказал: полцарства отдам, только поклонись мне. Ты ему много дал. Так чего же ему Тебе и не поклонятся?» А Господа Иов познал в горе, он был внутренне верен Богу. И Бога он не оставит. Но Бог, как бы внимая словам искусителя, поступает так, на что он Его толкает. Все внешние богатства Иова гибнут, потом нашествие врагов – и гибнут дети… А Бог это все попускает, потому что хочет дать урок – даже не столько сатане, но больше роду человеческому, нам.

И даже когда тело Иова было подвержено страшной болезни, когда отваливались куски гниющей плоти, Иов от Бога не хотел отойти. Хотя жена его толкала на это: «Ну что ты так мучаешься?! Ну скажи два слова, похули Бога! Тебя побьют камнями, ты умрешь – и все муки кончатся. Чего ты годами страдаешь?!» А он ответил: «Ты безумна; не знаешь, что говоришь. Я знаю, что Творец как дал мне все богатство, так может его мне и возвратить». Как это – возвратить? Представьте, в таком положении человек!.. А он знал, что для Бога все возможно. Так оно и сложилось.

Этот образ, совершенно потрясающий, чем-то близок Христу. Потому его и можно воспринимать как прообраз Христа-Спасителя.

Здесь верность правде, верность Тому, от Кого Иов получил свое бытие. Полная жертвенность: если так нужно, значит, я принесу в жертву и жизнь свою, и детей. Вот это картина необычайная.

Отец Георгий, а многострадального Иова можно назвать радостным человеком?

– Понимаете, когда человек страдает, он страдает доподлинно. Страдания Иова не могли быть каким-то внешним эффектом. Нельзя говорить, что он страдал только телом, а душа его ликовала. Это ложный путь. Этим умаляется суть страдания. И Христос не ложно страдал на Кресте.

Иов страдал действительно, и душой тоже. Но у него была твердая убежденность, что это нужно ему пройти, что это все в руках Божиих, Бог все равно его знает, видит и понимает. Он все это знал. И когда друзья приходили и вели свои речи, он эти речи отметал, потому что в них не было понимания того, к чему он был предназначен Богом.

Батюшка, бывает, что люди ходят в храм, молятся, соблюдают посты, но при этом ропщут. Радости нет у них. О чем свидетельствует такое состояние?

Как бы человек ни подвизался, как только у него появляется ропот, он теряет все

– Такое состояние отмечали святые отцы. Старец Амвросий Оптинский говорил, что ропот – это порок, который все стирает с лица Земли. Стирает все достоинства человека, все добродетели. Что бы человек ни делал, как бы милость ни проявлял, каким бы добрым ни был, как только у него появляется ропот, он все теряет, он сам себя изнутри съедает. Он внутри себя занимается самоуничтожением. Это страсть, это самоуничтожение. Уничтожение себя как личности, как духовного человека.

Ропот нехорош. Никогда человек не должен роптать. Потому что на кого роптать-то? Наша жизнь дана нам Богом, ведома Им на всем протяжении. И человек должен это понимать.

Была в народе простая такая поговорка: Бог страдал и нам завещал нести крест свой.

Ропот – самое нездоровое проявление души нашей. Это недовольство всем окружающим, всем миром, людьми… Ропотник – это самое нежелательное состояние. Это такое медленное самоубийство. А ведь потом может и болезнь прийти, и много еще чего…

А возможно ли простым людям еще при жизни ощутить всю полноту радости от сопричастности Богу?

– Я думаю, Бог-то не взирает на наши звания, положение, кто академик, кто спортсмен, кто летчик или кто еще. Бог в сердце. В нашем сердце. «Дай Мне твое сердце». Вот если человек по благодати веры способен дать свое сердце Богу… А Бог стучится. «Се, стою у двери и стучу, – как в Апокалипсисе сказано, – а кто отворит, войду к нему». Это о любом человеке.

Расскажу такую историю. Это давно еще было. Сказали мне, что, вот, есть бабуля, надо ее причастить. Я пришел, смотрю: в детской колясочке сидит женщина, лет под 80… И такая светлая, радостная! «Ой, батюшка, как я рада, как я благодарю Бога!» А она была такая беспомощная, что когда ее дочь уходила на работу, она, боясь, что упадет, садилась в детскую коляску и там сидела. Она научилась молиться. Она верила. Такая вот бабуля. Простой человек.

Помню, это было в военные годы, когда голодали, хлеба не было. Вешняки тогда деревней были. И вот мать брала меня за ручку, и из Печатников до Вешняков, а это где-то километров 20, мы шли. И встречала нас старенькая бабуля, такая радостная. «Ой, мои дорогие, ой, мои золотые, пойдемте, дед картошечки наберет из подвала. Теперь мы можем дней пять жить и с голоду не умереть…» Вот люди простые, открытые, добрые. И смотришь: на лице-то радость отражается. И сколько таких примеров потрясающих в жизни!

И в жизни много, и в нашей литературе, в нашей классике тоже много таких персонажей: человек в миру живет, занимается тем же самым, что и мы, а он как будто из другого мира. Вот так открылся внутренний мир человека, так он откликнулся на все, без притязаний, с принятием трудностей… И открылась у него жизнь духовная, внутренняя, чистая, хорошая. И его не нужно ничему учить, он всегда пребывает в добром, хорошем расположении духа. Ты читаешь по лицу, по движениям, по его словам, что он действительно живет радостью.

Отец Георгий, благодарим вас за возможность задать вам вопросы, за то, что вы пригласили нас.

– Спасибо. Я тоже благодарю вас.

С протоиереем Георгием Бреевым
беседовал Никита Филатов

22 марта 2016 г.
По материалам сайта:
http://www.pravoslavie.ru/91708.html

Фото

Возврат к списку