09.03.2020

Неделя Торжества Православия в Успенском кафедральном соборе

8 марта 2020 года, в Неделю Торжества Православия – первое воскресенье Великого поста, в день воспоминания первого и второго Обретения главы Иоанна Предтечи, митрополит Вятский и Слободской Марк совершил Божественную литургию в Успенском соборе Трифонова монастыря.

Неделя Торжества Православия приходится на первое воскресенье Великого поста. В этот день Церковь совершает воспоминание победы Православия над ересью иконоборчества в 843 году. После Литургии совершается Чин торжества Православия.

Сегодня за торжественным богослужением Его Высокопреосвященству сослужили благочинный Свято-Трифонова монастыря игумен Вениамин (Веселов), настоятель храма в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» протоиерей Сергий Ендальцев, руководитель юридического отдела Вятской Епархии клирик Преображенского женского монастыря иерей Алексий Борисов, клирики Успенского собора: иеромонах Досифей (Чернядьев), схииеромонах Селафиил (Шадрин).

Богослужебные песнопения прозвучали в исполнении Архиерейского хора Успенского кафедрального собора под регентством Людмилы Телегиной.

За Литургией было совершены две хиротонии. Во пресвитеры рукоположен клирик храма в честь святых мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии города Кирова, студент Нижегородской духовной семинарии диакон Александр Момотов. В диаконы - студент Вятского Духовного училища Николай Веселов. Аксиос!

С архипастырским словом с амвона к верующим обратился митрополит Вятский и Слободской Марк. Владыка разъяснил глубокий смысл молитвы Ефрема Сирина, читаемой в Великий пост.

- Дорогие братья и сестры, в дни Великого поста мы с вами слышим молитву Ефрема Сирина:

Господи и Владыко живота моего,
Дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия не даждь ми.
Дух же целомудрия, смиренномудрия, терпения и любви даруй ми, рабу Твоему.
Ей, Господи, Царю!
Даруй ми зрети моя прегрешения,
И не осуждати брата моего
Яко благословен еси во веки веков.
Аминь.

Мы с вами уже говорили о том, что молитву не просто читают, но молитву и изучают, и в молитве упражняются, только тогда она будет иметь силу, только тогда мы будем получать помощь от Бога. И рассуждая над этой молитвой, давайте посмотрим, какой глубокий смысл в нее вложен.

Когда ребенок играет на улице, и потом открывается окно, и родители, называя его по имени, зовут в отчий дом, конечно же, он отзывается на глас своих родителей и приходит. Именно тот ребенок, которого зовут по имени, а не другой. Проведем некую аналогию: кого зовем, тот и приходит. Поэтому начинается молитва с обращения к Богу: «Господи и Владыко живота моего». Из Священного Писания мы знаем, что Бог есть Тот, кто дает всякому человеку, всякому творению жизнь. Мы Его же называем Господом, потому что Он Творец неба и земли. И в самых первых словах мы к Нему обращаемся за помощью и поддержкой.

Мы сразу говорим от осознания, какие вещи, или деяния, или действия губят человека, оставляют его вне радости богообщения и приводят его в то состояние, которое губит его душу: «праздность, уныние, любоначалие и празднословие не даждь ми». Эти грехи, которые являются следствием нашей гордыни, приводят нас в то устроение, которое лишает нас не только радости богообщения, но и делают нас нежеланными собеседниками в общении с другим человеком.

Мы говорим о том, что помогает человеку восстать от плена греховного, в каком нам надлежит быть устроении, чтобы прийти к радости богообщения: «Дух же целомудрия, смиренномудрия, терпения и любви даруй ми». Бог есть любовь. Он говорит: «По тому узнаю, что вы Мои ученики, что имеете любовь между собою». Терпение. В Священном Писании читаем: «претерпевший до конца спасен будет», тот, кто с достоинством, с честью победителем выходит из испытаний, тот становится наследником жизни вечной с Богом.

И в заключении вспомним, чему нас учила Церковь в подготовительных неделях Великого поста, к примеру, в неделю о мытаре и фарисее, когда в храме стояли два человека. Один фарисей, который творил внешний закон, все исполнял вовремя: и молился, и жертву приносил в храм по уставу Ветхого Завета, но, превозносясь над другими людьми, в частности над мытарем, вследствие своей гордыни, шел из храма осужденным. И это не случайно, потому что сам Господь говорит о том, что «Бог гордым противится, а смиренным дает благодать». И поэтому в молитве Ефрем Сирин напоминает нам о том, какими нужно быть, не осуждать брата своего, потому как каждый человек создан по Образу Божию и подобию, зреть в свои грехи.

Вспомним также, когда ученики обратились к Господу с просьбой: научи нас молиться. Он им дал молитву «Отче наш», в которой также есть слова: «Остави нам долги наши, яко же и мы оставляем должникам нашим», чтобы мы, прощая ближнего своего, имели надежду на то, что и Господь простит нам грехи.

Давайте этим путем идти. Не просто читать те или иные молитвы, в частности, Молитву Ефрема Сирина, но и упражняться в этих молитвах: не осуждать ближнего, терпеть невзгоды, с достоинством их претерпевать, не унывать, потому что уныние есть показатель отчаяния, а отчаяние посещает нас, когда у нас слабая вера. Давайте верить и укрепляться, упражняться в делании добра, восходить по лестнице духовного восхождения, чтобы стать наследниками жизни вечной с Богом. С праздником!

В Неделю Торжества Православия многие прихожане причастились Святых Христовых Таин.

В завершение богослужения было совершено торжественное молебное пение Недели Торжества Православия.

Пресс-служба Вятской Епархии

Возврат к списку