Слово Митрополита
Пасхальное послание митрополита Вятского и Слободского Марка. 2020 год
Христос Воскресе!
Рождественское послание митрополита Вятского и Слободского Марка. 2020 год
Приветственное слово митрополита Вятского и Слободского Марка на пленарном заседании XXIV Свято-Трифоновских образовательных чтений
Указом Президента России 2020 год назван Годом памяти и славы. В рамках этого года, в целях сохранения исторической памяти, по всей стране будет проведено множество торжественных и медийно-информационных мероприятий, поэтому наши XXIV Свято-Трифоновские чтения логично проходят под названием «Великая Победа: наследие и наследники».
Приближается праздник, который мы скоро будем отмечать с особым чувством – 75-летие Победы в Великой Отечественной войне и окончания Второй мировой войны. Он объединяет всех наших людей вне зависимости от их национальности и вероисповедания, возраста и политических убеждений.
Вторая мировая война занимает главенствующее место в истории нашей страны и всего человечества. На долю России выпала основная тяжесть борьбы с немецко-фашистской агрессией и милитаристской Японией. В масштабных сражениях под Москвой и Ленинградом, под Сталинградом и на Курской дуге, на Днепре и в Белоруссии, в Прибалтике и Восточной Пруссии, в странах Юго-Восточной, Центральной и Северной Европы, Маньчжурии, на Южном Сахалине и Курильских островах, советские войска нанесли фашистам и их союзникам решающие поражения, которые переломили ход всей Второй мировой войны и привели к окончательной Победе, дав свободу народам Европы и восточной Азии.
Великая Отечественная война для нашего народа является не только фактом истории. «Не в силе Бог, а в правде», — сказал святой благоверный князь Александр Невский. Сила Божия была с народом нашим потому, что мы сражались за правду. Душа народа сплотилась воедино ради защиты жизни и мира, вопреки страшным гражданским конфликтам, революциям и войнам в первой половине XX века. Наш народ считается не только освободителем, но и миротворцем.
Пусть же и сегодня наш народ трудится ради всеобщего мира и нравственных ценностей человечества. В этом благородном стремлении ему всегда будет сопутствовать Русская Православная Церковь, прошедшая с ним всю тысячелетнюю историю, познавшая вместе с ним горести и радости, разочарования и успехи.
Празднуя день Победы, мы закладываем прочную основу нашей связи с будущими поколениями, с нашими детьми и внуками. Считаю очень важным, чтобы память о трагических и победных днях Великой Отечественной войны была для нас не просто красной датой календаря, но была нашей жизнью, одной из опор возрождения России.
Дай Бог, чтобы и сегодня Господь благословлял наше воинство, наш добрый и великодушный народ, чтобы мы, возрастая духовно в вере, вместе с этим укреплялись и со внешней стороны, потому что в мире глобализма России нужно быть и материально сильным государством, способным защитить свою независимость и свободу, свою духовно-культурную идентичность.
Но только ли наследие возвышенной радости, гордости за свой народ, несет с собой победа? Нет, конечно. Это наследие включает также сознание обязанности, сознание долга, сознание ответственности за настоящее и будущее России, чтобы сделать победу плодотворной и полностью уврачевать исторические и душевные раны, нанесенные войной.
Общее прошлое объединяет нас, и мы должны быть достойными наследниками жертвенного подвига, совершенного нашими отцами и дедами в военные годы. Сколько бы лет ни прошло с той далекой поры, новые поколения призваны с честью хранить наследие Победы, чтобы дальше созидалось преемство нашей истории, нашей культуры, нашего нравственного самосознания.
Призываю нашу молодежь быть достойной памяти своих отцов и дедов, учиться у них преданности и мужеству. Они вынесли все военные тяготы и испытания и завоевали мир для всего мира. Национальные идеалы и традиции, любовь к Родине, которые с особой силой проявились во время Великой Отечественной войны, должны быть сегодня высшей нравственной ценностью, основой патриотического воспитания подрастающего поколения. Я убежден, что без ведения планомерной, обширной и профессионально верной работы по формированию исторического сознания молодого поколения, уважения к своей стране, понимания ее исторической роли в мировых процессах не сложится поколение Победителей, которое будет достигать успехов не в битвах армий, а на территории Культуры.
Сегодня важно осознать простую истину: у нас нет другой истории, кроме истории России. У нас нет иной молодежи, кроме молодежи России. Понимая, что она разная, мы должны сосредоточиться на поддержке тех, кто готов включиться в конкретные дела в интересах России. И не обязательно целой страны — своей области, города, села, института, школы, предприятия. Этой сердцевине деятельной молодежи и следует оказать поддержку — духовную и материальную. Здесь соединяются интересы Российского государства, Русской Православной Церкви и гражданского общества.
Завершу свое выступление архипастырским благословением: желаю всем устроителям, организаторам, участникам Свято-Трифоновских образовательных чтений помощи Божией в добрых трудах и благих начинаниях.
Пасхальное послание митрополита Вятского и Слободского Марка – 2019 год
Пасха, Господня Пасха: от смерти бо к жизни, и от земли к небеси...
(Ирмос 1 песни Пасхального канона)
Возлюбленные о Господе всечестные отцы, боголюбивые братья и сестры, монашествующие и миряне Вятской Епархии! Сердечно поздравляю вас с Праздником праздников – Светлым Христовым Воскресением!
Христос Воскресе!
В эти святые дни наши храмы по всей древней богохранимой Земле Вятской снова и снова наполняются радостным пасхальным трезвоном, извещая о Воскресшем Спасителе нашем Господе Иисусе Христе. Своим Воскресением Он сокрушил врата ада, даровал нам обетование вечной жизни и нашего с Ним воскресения.
С этого момента смерть перестала быть для человека жестокой неизбежностью разлуки со всем, что он научился любить на земле. Смерть стала переходом к новой, духоносной жизни с самим Богом. «Христос есть истинная жизнь, и наша подлинная жизнь есть пребывание во Христе», - говорит святитель Василий Великий. Наше пребывание с Богом является началом нашей неистребимой радости уже здесь на земле и нашего блаженства в вечности.
Пасха – это торжество любви Господней, которая была явлена миру через искупительный подвиг и воскресение Единородного Сына Божьего. Мудро рассуждает об этом преподобный Дорофей: «Человека Бог создал Своими руками и украсил его, а всё другое устроил для служения ему, но что ещё удивительней, когда человек лишился рая через грех свой, Бог опять призвал его кровью и Воскресением Единородного Сына Своего. Какой же дар и какую жертву должны мы принести Христу в день Его Воскресения? Одного Он желает от нас, чтобы мы образ Божий в себе омыли от скверны греха, чтобы обнаружилась красота этого славного образа, происходящая от добродетелей».
Посредством греха в душе водворяется горечь и мука, сплошная печаль без предела. Только общение со Христом Воскресшим наполняет человеческое сердце тишиной и радостью. От жизни в любви Христовой душа исполняется силой Воскресения. И тогда печаль отступает. И горечь пропадает навсегда. И страх исчезает, который приносит с собой смерть.
Безусловно, это очевидные истины, но сделать их опытом своего сердца, своего деятельного ума задача для каждого верующего человека крайне непростая.
Никто, дорогие мои, не даст нам внутреннего мира, спокойствия и равновесия душевного, если наши сердца будут закрыты для человеколюбия, взаимотерпения и ежедневного труда на ниве духовной. Будущее наших потомков, основание крепости и единства нашего государства как раз и заключаются во взаимной любви, которой согревает наши души Воскресший из гроба Жизнодавец Христос!
Постараемся же быть милостивыми к недостаткам наших ближних, как и Господь милостив к нам. Научимся покрывать их своей любовью и прощать их, превосходя любовью человеческий закон и суд. Ибо выше закона – только любовь, выше суда – лишь милость, и выше справедливости – лишь прощение. Поступая так, мы обнаружим в себе новый опыт пасхальной жизни, с удивлением заметим в своем дотоле беспокойном сердце – всегдашний покой и умиротворение, желание служить ближнему верой и правдой.
Дорогие и возлюбленные о Господе досточтимые пастыри, благочестивые иноки и инокини, братья и сестры! Еще раз от всего сердца поздравляю вас со Светлым Христовым Воскресением! Спаситель наш да подаст всем нам в эти радостные пасхальные дни Свою милость, благодать и утешение.
Христос Воскресе!
МАРК
МИТРОПОЛИТ ВЯТСКИЙ И СЛОБОДСКОЙ
Вятка, Пасха 2019 год
Рождественское послание митрополита Вятского и Слободского Марка. 2019 год
Вифлееме, готовься к сретению Девы Марии и Матери Божией. Ибо вот, Она идет к тебе, неся Младенца Христа, присносущного с Отцом безначальным и Духом. Она в пещере родит Его, и по рождестве снова явится Девой.
Седален
Святая Рождественская ночь вновь охватывает весь мир. И в самый разгар переутомления человеческого мира, враждебности, бесконечных кризисов, страстей и волнений, она вовремя и явственно показывает нам величайшее таинство Вочеловечения Сына Божьего.
В радости и покое священной ночи Рождества Он — безначальный, невидимый, непостижимый – незаметно и просто входит в плоть и кровь нашей человеческой истории. Он сходит на землю одновременно и как «Великого совета Ангел, начальник мира, отец будущего века» (Ис. 9, 6), и как человек от Матери Приснодевы и разрешает Своей благодатью тяжелые жизненные нестроения, определяет достоинство и нравственный идеал для каждого человека.
Трогательным праздничным назиданием звучат слова одного афонского монаха, поделившегося впечатлением, что произвела на него пещера в Вифлееме: «До посещения Вифлеемской пещеры, живя в скалистой, недоступной местности, в скромной келье, в которой едва могло поместиться лишь самое необходимое, у меня были мысли, что я из себя, как монах, что-то представляю. Теперь же, увидев место, где родился Сам Бог Иисус Христос, я чувствую всю свою малость, ибо вижу, как смирился Бог, родившись в такой бедной пещере – загоне для животных, где Ему едва-едва нашлось место».
Тайна воплощения Сына Божия, ставшего Человеком из безграничной любви к человеку, есть основание и сердцевина христианской веры. Она была предречена и предвидена ветхозаветными пророками, а после, когда пришла «полнота времен», была открыта как историческая реальность и исповедана апостолами Христовыми, возвеличена и воспета Церковью.
Великий православный богослов Максим, названный за свое стояние в вере Исповедником, изумленно восклицает: «Христос есть блаженная цель, ради которой все было сотворено. Ибо ради Воплощения Христа существуют все века и все, что они охватывают. Во Христе имеют они свое начало и конец».
Своим Вочеловечиванием в Вифлееме Иисус Христос входит в человечество и остается навечно живущим посреди него. Он всегда присутствует в Церкви в Святых Таинствах, особенно при совершении Святой Литургии, во время которой верующие слушают Его Евангелие и принимают Его Тело и Кровь как залог вечной жизни и радости в Небесном Царстве. Тайна сошествия и приближения Сына Божия к нам, людям, призывает и нас приблизиться к Нему, встретить Его в нашей земной жизни.
Одно из рождественских песнопений увещевает нас: «Придите, верные, вознесемся и увидим божественное схождение свыше в Вифлееме и, очистив свой ум жизнью чистой, принесем в мир правую веру и добродетели и с ангелами вместе воскликнем: слава в вышних Богу, сущему в Троице».
Пусть каждый из нас в эти праздничные дни Рождества отринет от себя жизненную суету, освободит свое сердце от мертвящей тяжести греха, поднимет свой ум высоко, чтобы обрести благодать и милость, чтобы с нами всегда был родившийся Спаситель и Господь наш, Иисус Христос.
Будем молиться Матери Младенца Иисуса, Пресвятой Богородице, да покроет Она Своим неодолимым заступлением страну нашу российскую и да укрепит материнской силой Своей тех, кто сегодня нуждается в помощи и благословении Божием.
Возлюбленные отцы, братья и сёстры, еще раз поздравляю вас с праздником Рождества Христова! Благодать и мир Родившегося Богомладенца и радость в Духе Святом да будут со всеми вами!
МАРК
МИТРОПОЛИТ ВЯТСКИЙ И СЛОБОДСКОЙ
Вятка, 2019 год
Приветственное слово митрополита Марка на открытии открытии семинара «Концепции современного естествознания и библейская картина мира» в Вятской православной гимназии
Примите мои самые теплые сердечные поздравления с 20-летним юбилеем нашей гимназии, единственной православной школы с полным циклом среднего образования. Вдвойне приятно назвать гимназию не только православной, но и поименованной в честь духовного учителя и покровителя Вятской земли – преподобного Трифона Вятского. Каждый из вас имеет полное право в этот памятный день радоваться своей сопричастности к такому замечательному учебному заведению.
За долгий двадцатилетний срок ваш педагогический коллектив, глубоко воспринявший преемственность от Мариинской гимназии, прошел сложный путь становления в поисках духовно-нравственных методов воспитания и образования. Эти поиски увенчались заслуженным общественным признанием и профессиональными успехами.
Сложно переоценить значимость служения педагога в непростых условиях современности. Это большая ответственность перед Богом и Отечеством за добрые всходы евангельской правды в душах детей. Именно в школьные годы в ребенке формируются самые важные черты человеческой личности, то, что в дальнейшем определяет всю его дальнейшую жизнь. Убежден, что детям необходимо давать не разрозненные знания об окружающем их материальном мире, которые он приобретает на школьных уроках, а целостное, гармоничное мировоззрение, способное подготовить подрастающее поколение к деятельному служению обществу и российскому государству. Такое понимание образования касается не только преподавателей гуманитарных предметов, которые в большей степени закладывают нравственные и мировоззренческие основы личности. Решать эти задачи призваны и учителя естественно-научных дисциплин. Уверен, что вы согласитесь со мной: нельзя преподавать школьные предметы, обедняя их духовную составляющую, просто заменяя ее бездушным материализмом.
XXI век – век технологических открытий. Вместе с тем, детей все больше окружают новые духовные и психологические вызовы. Поэтому учитель призван сегодня сохранять чувство духовной трезвости. Только личным примером педагог сможет уберечь воспитанников от непоправимых ошибок и поможет сделать правильный жизненный выбор. От этого выбора, без преувеличения, зависит будущее нашего народа. Вам хорошо известно, что равнодушный, эгоистичный человек не может быть хорошим педагогом. Труд педагога прекрасен, но он требует внутренней сосредоточенности, постоянной работы над собой. Без этого невозможно передать свой богатый внутренний мир детям, которые внимательно следят за каждым словом, за каждым поступком учителя. Личность учителя всегда была и будет для учеников образцом поведения. Его жизненная позиция, душевное благородство и любовь к школьному делу, сегодня важны, как никогда.
Профессия педагога во все времена была одной из самых почитаемых и благородных. Еще в древности к учителю обращались не только за знаниями, но за мудрым и ценным советом. Очень важно пробудить, особенно в начальных классах, у школьников интерес к получению знаний, к умению самостоятельно мыслить. Но еще важнее – помочь детям стать добрыми, ответственными и отзывчивыми людьми, достойными наследниками нашей русской культурной традиции. Жизнеспособность любого государства, развитие в нем культуры, науки, экономики во многом зависит от того, как в нtм относятся к педагогам. Ибо они являются связующим звеном в передаче традиций от старшего поколения к младшему. Поэтому честь вам и высокая похвала за многолетний и добросовестный труд, уважаемые педагоги православной гимназии, на благой ниве школьного образования.
Разделяя с вами, дорогие учителя, радость празднования 20-летнего юбилея гимназии, хочу пожелать вам крепкого здоровья, долголетия и радости сердечного отклика на ваши труды со стороны учеников, общества и государства. Благословение Божие да укрепляет вас в вашем почетном служении!
Приветственное слово митрополита Вятского и Слободского Марка на открытии XXIII Свято-Трифоновских образовательных чтений
Уважаемый Игорь Владимирович!Ваше Преосвященство!Дорогие братья и сестрыи все участники XXIII Свято-Трифоновскихобразовательных чтений!
Пасхальное послание митрополита Вятского и Слободского Марка (2018 год)
Христос Воскресе!
и сестры, монашествующие и миряне Вятской Епархии!
Еще совсем недавно сердца наши были переполнены скорбными воспоминаниями о Голгофских страданиях, Крестной смерти и Погребении нашего Спасителя.
Но сегодня ликуют Небо и земля, возглашая победную песнь: «Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ, и сущим во гробех живот даровав!»
В эту чудную ночь Пасхи Господней мы вновь преисполнены радостью о Воскресшем Христе, и каждый христианин чувствует всю силу жизнеутверждающего приветствия: «Христос Воскресе!»
Воскресение Христа Спасителя – великое и уникальное событие мировой истории. Победа Сына Божьего над грехом и смертью – непреложное основание нашей веры.
Без веры в Воскресение полностью утрачивается смысл всей земной жизни Христа Спасителя, а Его подвиг заканчивается поражением. Если бы то противоборство, которое Он каждый день вел со злом и несправедливостью, завершилась только мучительной крестной казнью, то для Его учеников, для всех нас, это означало бы одно: что зло непобедимо, что нет на земле силы, способной его преодолеть, что все наши надежды и чаяния – обречены на провал.
Воскресение Христа открывает иной всесветлый путь: несмотря на свою кажущуюся силу, зло бессильно, оно не способно вечно торжествовать над миром. Христос победил зло в его наивысшем проявлении — в смерти. И эта победа есть не только достояние Божье — все мы имеем возможность вместе со Христом разделить эту победу, а значит, обрести твердую уверенность в способности противостоять злу во всех областях личной и общественной жизни.
Но Победа Христа над злом еще окончательно не уничтожила само зло в мире. Воскресение, как и все, что совершает Бог, не ущемляет свободной воли человека, поэтому наше соучастие в торжестве Христа над смертью – это каждодневное противостояние злу под знаком надежды на вечную победу, это подлинный подвиг веры.
Основание нашей надежды — слова святого апостола Павла: «Ибо Ему надлежит царствовать, доколе низложит всех врагов под ноги Свои. Последний же враг истребится — смерть» (1 Кор. 15:25-26). В конце земных времен Господь откроет Свое присутствие и наполнит Собою все мироздание. Для тех, кто всей своей жизнью утверждал добро и милосердие, это будет великая радость и венец веры.
Путь добра исполнен усилий и напряжения. Это прежде всего путь борьбы с самим собой. Но жизнь не ради собственного «я», а ради Бога и ближнего и есть подлинная человеческая жизнь. От нашего выбора, как и всегда, зависит не только наше личное благополучие, но и будущее нашего богохранимого Отечества.
От всего сердца поздравляю всех вас со светлым праздником Пасхи! Пусть же неиссякаемая сила Воскресшего Спасителя сделает нас сопричастниками Его Божественной Победы! Христос Воскресе!
Вятка, Пасха 2018 год
Поздравление митрополита Вятского и Слободского Марка с Рождеством Христовым (2018 год)
Возлюбленные о Господе всечестные отцы, братья, сестры,
монашествующие и миряне Вятской Епархии! Отечески поздравляю
всех вас с Рождеством Господа нашего Иисуса Христа!
«Слово стало плотию, и обитало с нами»
(Ин 1, 14)
Сегодня мы вновь прославляем родившегося в Вифлееме Божественного Младенца. Господь воплощается и становится Сыном Человеческим, дабы и мы, грешные люди, по благодати стали сынами Божьими. Через искупительную жертву Спасителя мы получили прощение грехов, примирились с Богом и стали наследниками Царства Небесного.
Христиане твердо верят: Бог не следит «свысока» из райских обителей за человеком, созданным по Его образу и подобию. Поэтому и вочеловечение Единородного Сына изначально являлось проявлением Божьего предвечного намерения Самому принять человеческую природу и оживотворить ее светом фаворского преображения.
В очередной раз Милостью Господней нам дано переживать тайну Вифлеемской ночи, когда «Слово стало плотию, и обитало с нами» (Ин 1, 14. Эта тайна Святой ночи уже более двух тысяч лет завораживает, изумляет все человечество, ибо в ней сокрыта вся неизреченная истина нашего спасения.
Неудивительно, что в эту благословенную ночь люди не спят, а бодрствуют и радуются, ибо в эту ночь Бог стал доступен каждому из нас. В эту ночь, когда свершилось чудо Боговоплощения: небо объединилось с землей, дела Господни - с трудами человеческими.
Ныне Родившийся в Вифлеемских яслях Спаситель мира приходит к нам в служении Церкви, в Таинствах и, прежде всего - в Евхаристии, чтобы созидать Церковь, чтобы вести к столь необходимому на земле примирению и единству, чтобы быть Хлебом Жизни вечной (Ин 6, 35).
Мы молимся в эту рождественскую ночь Господу Иисусу Христу, чтобы Он и далее простирал над нашим Отечеством Свой небесный покров, дабы мы преуспевали всюду в своем христианском призвании и служении.
Рождество Спасителя понуждает нас также к радости и надежде, потому что, вопреки всем трудностям, грехам и злу, в мире все еще существует надежда и радость для людей, если они любят Бога и своих близких. Потому вновь и вновь воспевает Церковь: «Христос раждается – славите. Христос с небесе – срящите. Христос на земли – возноситеся!»
Возлюбленные братья и сестры! С праздником Рождества Христова вновь и вновь поздравляю всех вас! Благодать и мир Родившегося сегодня Богомладенца и радость в Духе Святом да будут со всеми вами!
МАРК
МИТРОПОЛИТ ВЯТСКИЙ И СЛОБОДСКОЙ
Пасхальное послание митрополита Вятского и Слободского Марка (2017 год)
Поздравление митрополита Вятского и Слободского Марка с Рождеством Христовым (2017 год)
Возлюбленные о Господе всечестные отцы, братья, сестры, монашествующие и миряне Вятской митрополии! Отечески поздравляю всех вас с Рождеством Господа нашего
Иисуса Христа!
И сказал им Ангел: не бойтесь; я возвещаю вам великую радость, которая будет всем людям: ибо ныне родился вам в городе Давидовом Спаситель, Который есть Христос Господь.
Евангелие от Луки 2 глава, 10-11
Эти святые слова о Рождении Спасителя мира впервые услышали пастухи в поле во время ночной стражи и убоялись, но Ангел Господень ободрил их и сказал: Не бойтесь! Радуйтесь рождению Христа и Господа вашего!
Эти слова ныне повторяет Святая Церковь своим чадам, возвещая им устами ангела: Не бойтесь мира, ибо Христос и Господь победил мир! Радуйтесь, ибо вам явлена в полной мере великая тайна и неизреченный дар вочеловечения Сына Божия для спасения мира.
Воистину, Рождество Христово - это великий дар всему человечеству. Оно открыло нам Бога, ибо людям, «сидящим в стране и тени смертной воссиял свет» (Мф. 4, 16), так апостол и евангелист Матфей, изображает состояние людей - верующих и неверующих. Сын Божий пришел в мир, воспринял человеческое естество, чтобы спасти человечество от греха, проклятия и вечной смерти.
И каким образом Спаситель это совершил? - спрашивает святитель Григорий Палама. И отвечает, радостно восклицая: «Снизошел Он с высоты Своей в человеческую худость, соединил ее неразрывно с Собой, смирившись и обнищав…, и таким образом всем показав путь, ведущий к горнему».
Рождество Христово принесло миру Евангелие и новую заповедь - заповедь о любви к Богу и ближнему. Много веков прошло с того времени. Но жертвенный призыв Христа о любви всегда неизменен. Через Таинства Церкви Спаситель мира делает нас чадами Божиими, врачует наши человеческие недуги, обращает нас из слабых в сильных духом. Рождество Христово дает нам радость богоусыновления и полную уверенность в вечной жизни.
В тишине и покое священной ночи Рождества, Господь наш, Иисус Христос, входит в глубины человеческой истории и разрешает запутанную сложность греха и каждому подает Своей благодатью и милостью выход из жизненных недоумений, предопределяя высокое достоинство человека и его нравственный идеал во всех жизненных обстоятельствах.
Уготовим свое сердце молитвой, приготовим его добрыми делами и мыслями сделаться Вифлеемскими яслями, чтобы и в нашем сердце мог родиться Спаситель Богомладенец Иисус Христос.
Милостью Рождшегося Христа минувший год по-прежнему был на Вятской земле важной вехой в восстановлении храмов и монастырей. Но особенно деятельно возвращение первозданного образа святынь происходит в городе Слободском: в Христорождественском женском монастыре продолжает подниматься в небо высокая колокольня; взорам верующих вновь открылся красивейший вид Христорождественского монастырского собора; над храмом Николая Чудотворца поднялась колокольня, и восстановлены все пять его центральных куполов; также были установлены купола и на Духовском соборе. В 2016 году Вятской Епархии возвращен Благовещенский храм, что расположен на центральной площади города Слободского; в следующем году начнется его архитектурное и приходское возрождение.
В селе Макарье началась долгожданная реставрация Троицкой церкви. Отдельно хочу поблагодарить всех, кто усердно трудился и трудится на Спасском соборе в городе Кирове: полным ходом совершаются работы по восстановлению храмовых сводов и барабана центрального купола.
Многое из сделанного вызывает сегодня у меня неподдельную архипастырскую радость. Будем и дальше возрождать духовное богатство нашего Отечества, возводить стены порушенных святынь, не забывая очищать свое сердце молитвой и деятельной любовью. Ибо восстановление храмов и восстановление человеческих душ должно идти обоюдным образом.
Будем молиться непрестанно Матери Младенца Иисуса, Пречистой Богородице, да покроет Она Своим заступлением нашу страну и народ и да просветит молитвами Своими всех детей и родителей, все семьи, нуждающиеся в помощи и благословении Божием.
Сердечно поздравляю всех вас с великим праздником Рождества Христова! Да воцарится в сердцах наших Христос Господь, и с Ним да царствует мир и благословение!
Выступление митрополита Вятского и Слободского Марка на пленарном заседании XXI Свято-Трифоновских образовательных чтений
В конце II века христианским апологетом Тертуллианом были сказаны слова, ставшие крылатыми: «Кровь мучеников – семя христианства». Век XX-й обильно засеял этим семенем Русскую землю. В истории Вселенской Церкви никогда не было таких масштабных и непрерывных гонений. Евангельское зерно мученичества обильно взошло и на Вятской земле.
После завершения периода преследований за веру, Церковь собрала богатый «урожай» свидетельств о подвигах Новомучеников и исповедников Российских. На Архиерейском Соборе 2000 года были прославлены 813 святых. В последующие годы эта важная работа по канонизации была продолжена Синодальной комиссией. В итоге в Собор Новомучеников и исповедников Русской Православной Церкви были внесены имена 1774 святых. Среди них в чине Новомучеников были прославлены святые земли вятской: святитель Виктор исповедник, епископ Глазовский; священномученики Михаил (Тихоницкий), Николай (Подъяков), Виктор (Усов), Прокопий (Попов), Анатолий (Ивановский), преподобноисповедник Александр (Уродов), мученица Нина Кузнецова.
Непоколебимость в вере явили в годы гонений преподобный Матфей Яранский, монахи и монахини Успенского, Филейского, Преображенского и других монастырей, сотни вятских новомучеников, пока еще не прославленных Церковью. Когда мы, в Вятке, обращаемся к ним за благодатною помощью, то свидетельствуем, что ощущаем себя частью великой земли русской, собранной вновь в XX веке их подвигами, верностью и страданиями за Христа.
Церковь выстояла в годы гонений. Красный террор не смог ее одолеть. Церковь оказалась единственным институтом дореволюционной России, сохранившим свое иерархическое достояние, вековые традиции духовного опыта, священническое сословие и свою паству. Тем самым она еще раз подтвердила слова Христа: «И врата ада не одолеют ее» (Мф. 16,18).
У Русской Церкви за плечами тяжелейшие испытания, подвиг служения и жертвенного свидетельства об Истине в самых неблагоприятных условиях. И, конечно же, в первую очередь, победа Церкви над богоборческими силами состоялась благодаря великому сонму новомучеников и исповедников Российских. Это их святые молитвы, их стояние за веру, их заступничество перед Спасителем, не позволили искоренить Православие в России. Они своей кровью и своей неподкупностью, замолили грех отступничества нашего народа от Христа.
Мы, нынешние христиане, обязаны новомученикам русским тем, что можем свободно посещать храмы, принимать участие в Евхаристии, молиться, читать Священное Писание, творить дела благотворительности, постигать глубины православной веры, узнавать великие страницы церковной истории. И нашей первейшей святой обязанностью сегодня является выявление имен новомучеников, выяснение обстоятельств их жизни и духовных трудов, раскрытие их священного стояния в правде Христовой для воспитания будущих христиан.
Русская Церковь не погибнет и не отомрет, как сухая лоза на древе Вселенской Церкви, ибо удержала и продолжает удерживать сокровище Православия драгоценным, жертвенным подвигом тысяч и тысяч Новомучеников и исповедников российских.
Земля, политая, так изобильно мученической «искренней» кровью не может остаться без плода! «Слово о погибели земли русской» было восплакано в первой половине 13 века! Но «земля русская, светло украшенная» восстала и раскинулась под небом обширными стократными «хлебами»! И, после за многие века не раз еще писали об этой «погибели»: и в Смутное время, и во времена Петра Первого, и в тяжелую годину Отечественной войны 1812 года; но особенно громко и настойчиво эти печальные голоса, возвещавшие крушение России и христианских идеалов, звучали в богоборческий период XX – го столетия! Но Отечество наше будет стоять верой православной! Будет жить, и жительствовать с Евангельским «избытком». Никогда не погибнет ни земля, ни язык, ни сам народ русский в губительной круговерти истории, ибо с нами Бог, Его Церковь и сонм Новомучеников и исповедников Российских!
Желаю всем устроителям, участникам, и гостям XXI Свято-Трифоновских образовательных чтений «1917-2017 года: уроки столетия» помощи Божией в добрых трудах и благих начинаниях.
Приветственное слово митрополита Вятского и Слободского Марка на открытии XXI Свято-Трифоновских образовательных чтений
Книга – одно из величайших достижений человеческой культуры, соединение дерзновенной человеческой мысли и технологий. Она никогда, и наш 21 «цифровой» век не исключение, не утратит своего нравственно-просветительского значения.
Если бы не было печатной книги, то человечество не достигло бы такого уровня цивилизации, который есть сегодня. Через книгу научные достижения стали иметь широкое распространение и переходить от поколения к поколению; книгопечатание культурно обогатило народы, человечество стало передавать друг другу знания о Боге, о мире, основы своей веры и нравственности, через книгу получил развитие культурный обмен не только между разными народами, но между поколениями. Ее влияние на жизнь человечества определяющее, и мы можем предвидеть, каким будет будущее человека и общества по тому, что читают люди.
Книга – это путь к святости. И вести человека по этому пути самое прекрасное, что может совершить книга. Ибо истинное предназначение книги: оторвать человека от излишней привязанности к земному и устремление к небесному. Но мир книг весьма разнообразен. Поэтому первая и главная задача, которая стоит перед думающим читателем, ― отобрать для себя книги полезные, то есть те, которые помогут сформировать убеждения, укрепить нравственные начала, приобрести профессиональные навыки, стать образованным, духовным человеком.
Я желаю плодотворной работы всем участникам книжного форума «Радость Слова» и Трифоновских образовательных чтений. Закончить свое выступление я хотел бы словами преподобного Ефрема Сирина: «Трудись и читай с рассуждением, наипаче же упражняйся в добрых делах».
ПАСХАЛЬНОЕ ПОСЛАНИЕ МИТРОПОЛИТА ВЯТСКОГО И СЛОБОДСКОГО МАРКА (2016 год)
Рождественское послание митрополита Вятского и Слободского Марка (2016 год)
Сегодня все мысли наши устремлены к той пещере, из которой воссияло миру Солнце Правды. В очередной раз Божие Провидение позволяет нам переживать тайну Вифлеемской ночи, когда «Слово стало плотью, и обитало с нами» (Ин 1, 14); когда Бог стал человеком ради нас и нашего спасения. Неудивительно, что в эту благословенную ночь люди не спят, а бодрствуют, ибо именно в эту ночь стало возможно соединение Бога, как со всем человечеством, так и с каждым человеческим сердцем. В эту ночь, когда свершилось чудо Боговоплощения, небо объединилось с землей, дела Божии - с делами человеческими.
Рождество Спасителя показывает нам, что мы не одиноки, что Сын Божий с небес спускается к нам, на землю, становится Человеком, чтобы соединить нас навечно с Богом милостивым и святым. Потому воспевает ныне Церковь: «Христос рождается – славите. Христос с небесе – срящите. Христос на земли – возноситеся!» В одном из праздничных песнопений Рождества говорится, что в Рождестве Христовом принимают участие небо и земля, звезда и пещера, город и пустыня: «Радуйся, пустыня, предвозвестившая радость; ибо звезда предшествует в Вифлеем, возвещая Христа, приходящего, чтобы родиться; и пещера принимает Невместимого, а ясли благо украшаются, чтобы принять Жизнь вечную». Тайна воплощения вечного Сына Божия - есть основание и сердцевина христианской веры. Эта священная и великая тайна была целью, ради которой Бог сотворил мир. Она была предречена и предвидена ветхозаветными пророками, вдохновленными Духом Святым, затем была открыта как историческая реальность и исповедана апостолами Христовыми, возвеличена и воспета Церковью.
Своим Рождением в Вифлееме Иисус Христос, Богочеловек, входит в человечество и остается навечно тайно присутствующим посреди него. Он всегда присутствует в Церкви в Святых Таинствах, особенно при совершении Святой Литургии, во время которой верующие принимают Его Тело и Кровь как залог вечной жизни и радости в Небесном Царстве Пресвятой Троицы. Царство Небесное важнее всего сущего в мире. И Царство это человек может стяжать независимо от того, где он родился и где он живет – в городе, в деревне, в пустыне или пещере. Миру, ожидающему света от великих городов, Господь преподал урок, что истинный свет может явиться и из бедной пещеры. Все, что человеческой рукой построено, разрушается временем. Но Вифлеемская пещера, над которой ныне возвышается Храм Рождества, хранит тайну Боговоплощения в своих стенах и поныне, чтобы никто не мог усомниться: Сын Божий воистину родился на земле.
Все мы близко к сердцу воспринимаем серьезность событий, происходящих сейчас в мире: разделения, войны, всеобщее ожесточение охватывают сегодня миллионы людей. Вражда между народами, в том числе и братскими, сильно возрастает. Но свет ночи Рождества Христова вновь сияет на весь мир. И мы доподлинно знаем, что этот милосердный свет Любви не смогут погасить никакие человеческие отступления, страсти, мировые кризисы, страдания и бесчисленные земные беды, ибо нам сказано в Евангелии от Иоанна: «И свет во тьме светит, и тьма не объяла его» (Ин. 1, 5). Тьма никогда не «обнимет», не одолеет свет Вифлеемской ночи, яслей человеческого сердца, если сердце живет Богом и со-рождается со Спасителем мира в христианском подвиге веры, надежды, сострадания и незлобия.
Праздник Рождества Христова – это призыв ко всем нам укрепляться в добре, в вере и любви и таким образом поддерживать мир среди народов земли. Церковь с особенной силой молится в эту святую ночь Царю мира, да удостоит Он всех людей Своего Божественного дара – мира на земле.
Возлюбленные отцы, братья и сёстры! От всего сердца поздравляю вас с праздником Рождества Христова, торжеством любви и жизни. Пусть тайна тихой Вифлеемской ночи станет для всех нас в родившемся Господе светом негаснущей звезды - надежды. А каждая Литургия, совершаемая в Церкви - продолжающейся тайной Боговоплощения.
Благодать и мир Родившегося сегодня Богомладенца и радость в Духе Святом да будут со всеми вами!
Слово митрополита Вятского и Слободского Марка на пленарном заседании XX Свято-Трифоновских образовательных чтений
Всечестные отцы! Братья и сёстры! Уважаемые учредители и участники чтений! Сердечно приветствую и поздравляю вас с достойным проведением XX Свято-Трифоновских образовательных чтений!
Опасная тенденция, направленная на разрушение семейных отношений, началась во второй половине XX века. Никаким интеллектуальным развитием невозможно объяснить это движение людей против своей природы, против самих себя. А ведь там, где разрушаются основополагающие принципы человеческого бытия, — там бездна, там гибель. XX век с его страшными гражданскими конфликтами и войнами, утвердил в сознании людей смертоносную мысль — о том, что законно и возможно проливать кровь неродившихся младенцев.
Эта мысль, укоренившись в сердцах нескольких поколений, ставшая привычной, перешедшая в правовую область, принесла множество бед и страданий. Поэтому мы хорошо понимаем, что наша пленарная тема защиты материнства и борьбы с абортами очень сложна. Она должна занимать в церковной проповеди совершенно особое место. Разговор об этом не может быть простым и легким. Церковь всегда стремилась к сотрудничеству с врачебным сообществом. И я уверен, что среди тех, кто пришел сегодня на наше собрание, нет равнодушных людей к проблеме абортов, что мы найдет взаимопонимание. Ведь сегодня мы собрались, чтобы после обсуждения, приблизиться к практическим решениям, которые будут способны спасти жизни тысяч и тысяч убиваемых еще до своего рождения детей.
Сегодня мало кто считает аборт безопасной процедурой, но дети продолжают гибнуть в операционных. Одни лишь правовые механизмы здесь не действенны, так как нет и не будет закона, который бы юридически повышал нравственность и возрождал веру в Бога. Нельзя абсолютизировать законодательный фактор. Наивно думать, что если завтра запретят аборты, то их тут же перестанут делать. В обществе, где ценность семьи и детей снижается, а потребительские настроения растут, одними запретами ничего не решить. Поэтому аборт, к сожалению, был и остаётся одной из больших ран нашего общества. Но есть и положительные изменения за последние десять-пятнадцать лет.
Отрадно, что все большее число наших современников начинает осознавать всю боль того, что ежегодно десятки миллионов зачатых детей становятся жертвами искусственных абортов. Начинают люди осознавать и трагические последствия этого для всего общества, допускающего правовой статус детоубийства до рождения.
Еще более отрадно, что находятся люди готовые активно действовать и уже активно действуют, проявляя свою гражданскую ответственность. Проводятся многочисленные просветительские мероприятия, оказывается непосредственная помощь беременным женщинам и семьям с детьми, разрабатываются и продвигаются законопроекты, защищающие жизни детей до рождения.
Скорее всего, я никого не удивлю ниже приведенной статистикой, но все же напомню уважаемому собранию два красноречивых факта, чтобы картина общего положения стала более наглядной:
- ежегодно в России совершается примерно около 4 миллионов абортов, включая зарегистрированные официально и в частных клинках.
- в 2014 году в России родилось рекордное количество детей – 1 миллион 947 тысяч.
Таким образом, на одни роды сегодня приходится минимум два аборта. Лет тридцать-сорок назад эта разница в показателях была еще более внушительной и горькой. Большинство из нас, сидящих в зале, как раз из поколения выживших в этой смертельной игре, в которой выживает один из многих. Но тот факт, что мы принадлежим к поколению выживших, ни в коем случае не должен повергать нас в уныние. Нам дано было выжить, чтобы мы осознали масштабы и серьезность этой национальной беды, ведь, вдумаемся, абортирование одного единственного младенца означает исчезновение целого рода, целой ветви, которая могла бы от него народиться.
В большинстве стран мира аборты либо запрещены, либо сурово ограничены. Даже в мягко-либеральной Великобритании, аборты разрешены только в случае изнасилования и по исключительным социально-экономическим показаниям. А у нас в России на государственное финансирование абортов каждый год уходит около 5 млрд. рублей.
С того момента, как государство предоставляет женщинам возможность сделать аборт бесплатно в государственных больницах, исчезает важная преграда для аборта – воспитательная, предупреждающая сила закона. Для большинства людей то, что законно, то и есть нравственно. И в народе утвердилось подобное отношение к абортам – это оправданно и законно. Но государство не должно позволять матери выбирать жизнь или смерть для еще не рожденного ребенка и считать аборт обычной хирургической операцией.
С древнейших времен Церковь рассматривает намеренное прерывание беременности как тяжкий грех. Канонические правила приравнивают аборт к убийству. В основе такой оценки лежит убежденность в том, что зарождение человеческого существа является даром Божиим, поэтому с момента зачатия всякое посягательство на жизнь будущей человеческой личности недопустимо. Вы должны помнить, что Православная Церковь ни при каких обстоятельствах не может дать благословение на совершение аборта.
Необходимо создать атмосферу общественной нетерпимости по отношению к аборту. Вместо этой атмосферы должна создаваться атмосфера уважительного и бережливого отношения к социальному положению беременной женщины и матери. Именно эта атмосфера должна стать определяющей. И лишь потом возможна, и нужна материальная поддержка.
Из остальных мер, требующих срочного принятия, важно отметить проведение непрерывных информационных кампаний в защиту жизни по всем СМИ, создание широкой сети центров кризисной беременности. Мы всерьез обсуждаем идею о создании в нашей области центра кризисной беременности. В набор «услуг» центра кризисной беременности входит оказание психологической, социальной, юридической поддержки и, по возможности, содействие в оказании необходимой медицинской помощи. Исключительно важным направлением центра кризисной беременности является работа телефона доверия. Однако, повторю еще раз, запрет абортов не должен рассматриваться как самоцель. Наша главная задача – добиться реального прекращения детоубийства. Для осознания большинством населения всей чудовищности аборта необходимо не просто принять ряд логичных мер, важно изменить весь социальный уклад, коренным образом исцелить нравственный дух народа.
Вся история народа нашего свидетельствует о том, что принимая на себя родительскую ответственность, люди в больших семьях, даже имея невысокий жизненный уровень, радовались каждому рождаемому младенцу. На людей сейчас обрушиваются потоки информации, убеждающей жить ради себя, ради своих удовольствий. И в этих условиях очень важен голос Церкви, свидетельствующий об Истине. Церковь призывает людей обратиться к духовным ценностям: радости материнства, радости семейной жизни – и забыть о бесцельной погоне за материальными благами, за бесконечными удовольствиями. Пусть Господь всех нас вразумит, потому что состояние семьи и рождение детей есть непременный залог успеха национальной жизни и государственного развития.
Памятуя о вышесказанном искренне приветствую благие начинания участников нынешней конференции в защиту жизни детей до рождения и надеюсь, что с Божией помощью мы совместными усилиями, заручившись широкой народной и государственной поддержкой, сможем значительно сократить массовое детоубийство – прекратить как путем законодательной защиты жизни детей до рождения, так и путем создания в обществе таких социально-экономических условий, при которых будет желанным рождение каждого зачатого ребенка.
Благодарю всех участников юбилейных Трифоновских чтений, наполнивших своими серьезными докладами, важными изысканиями, глубокими выступлениями все пять дней его плодотворной работы; выражаю особую признательность организаторам Трифоновских чтений и всем, кто поддержал эту добрую двадцатилетнюю просветительскую традицию.
МИТРОПОЛИТ ВЯТСКИЙ И СЛОБОДСКОЙ МАРК
Приветственное слово Митрополита Марка на открытии XX Свято-Трифоновских образовательных чтений
Всечестные отцы! Братья и сёстры! Уважаемые учредители и участники чтений! Сердечно приветствую и поздравляю вас с открытием XX Свято-Трифоновских образовательных чтений!
Мир и его история находятся в руках Господних, но спасение не может совершиться само собой, без личного участия человека. Судьба нашего Отечества в значительной степени зависит от нас, христиан, от нашего духовно-нравственного состояния. Все мы близко к сердцу воспринимаем серьезность событий, происходящих сейчас в мире: терроризм, гибридные войны, разделения, ненависть охватывает сегодня миллионы людей. От этого не скрыться даже в Вятке. Вражда между народами, в том числе и братскими, между людьми, к сожалению, не уменьшается. Мы являемся этому свидетелями каждый день.
Поэтому нам видится символичным, что открытие сегодняшних юбилейных Трифоновских чтений совпало с началом церковно-научной конференции «Обретение святых», посвященной 1000-летию подвига святых князей Бориса и Глеба. Ибо именно этим святым князьям-страстотерпцам было суждено впервые в период становления и укрепления Русского государства призвать к братолюбию «даже до смерти» и явить пример христианской любви к Богу и ближнему.
Человек приходит в храм не из желания изучить отечественную историю, а для того, чтобы узнать и понять, как ему жить сегодня, чтобы стать наследником жизни вечной с Богом. В житии святых братьев-страстотерпцев с очевидностью, запечатленной их жертвенным подвигом и кровью, Церковь вручает нам это знание и понимание, этот точный духовный вектор, ведущий ко спасению.
Православная история Вятского края началась с почитания святых князей Бориса и Глеба. Первый христианский храм, возведенный в конце 12 века в Никульчино был посвящен этим святым. Новгородские жители икону князей-страстотерпцев привезли с собой. Перед этой иконой, в преддверии битвы с язычниками, они постились и молились у стен берегового городища. Задумаемся, они приплыли не с образом святителя Николая, покровителя путешествующих и не с иконой в честь святого Георгия Победоносца, помогающего одолевать врагов в бранях и сражениях. Они везли и хранили, как святыню иконописные лики святых братьев Бориса и Глеба. Зачем?
Новгородцы хорошо знали жестокий суровый век, в котором жили; ведали о своем жестоком сердце, опаленном в многочисленных новгородских распрях и раздорах. Жители Великого Новгорода понимали, что в чужом краю, вдалеке от родной земли среди диких языческих племен им не выжить, что они будут обречены на погибель, если с ними не будет заступничества, тех самых первых русских святых, учивших, положивших жизнь свою за христианский идеал: прощать личных врагов, править кротко и суд вершить милосердно. Везде и всегда.
Преподробный Нестор пишет: «Блаженный Борис правил в своем уделе кротко и милостиво, заботясь не только о бедных и нуждающихся, но обо всех людям, и все удивлялись его кротости и смирению», и далее о младшем брате: «Глеб был молод телом, а умом стар и многие милости творил нищим, вдовицам и сиротам». Для святых Бориса и Глеба Святая Русь была не менее реальна, чем родной Киев.
Пришедшие новгородцы понимали, что заслужить понимание и уважение местных племен, они могут только христианской Любовью, которую явили миру святые Борис и Глеб, отказавшись поднять руку на старшего брата Святополка.
Вот духовное завещание, оставленное нам братьями, которые они написали собственной кровью - увидеть в Святополке – брата, а не своего политического противника; в каждом человеке полюбить образ Божий, в дальнем и ближнем, в чужом и готовом к ненависти. Своим жертвенным подвигом Борис и Глеб зовут нас к земле, к милосердию на каждый день. Они уступили Святополку и согласились на смерть не из страха и боязни, а зная, ведая в себе духовные силы одержать победу «свыше», подобно тому, как и Христос взошел на Крест «нашего ради спасения», как Спаситель, как Борец с грехом и смертью.
В предсмертных словах святого князя Бориса мы находим тому полное подтверждение: ««Благодарю Тебя, Владыка Господи, Боже мой, что сподобил меня, недостойного, стать сообщником страданий Твоего Сына, Господа нашего Иисуса Христа! Ты послал в мир Сына Своего единородного, Которого беззаконники предали на смерть, и я также был послан своим отцом защитить людей от нападающих на них варваров. Но, Владыка, прости им грехи…В руки Твои предаю дух мой!».
Поэтому-то святые Борис и Глеб всегда изображаются на иконах с княжескими мечами, как с символами хранения земли русской - силой крепкой, призывающей к единению и любви, а не к распрям и раздорам. И, конечно, не только той древней земли русской, но и сегодняшней, ибо святые страстотерпцы Борис и Глеб дарованы Богом для всякого русского сердца на все времена.
Когда мы, в Вятке, обращаемся к ним за благодатною помощью, то свидетельствуем, что ощущаем себя частью великой земли русской, собранной подвигами и стараниями святых братьев-страстотерпцев Борисом и Глебом, Ярославом Мудрым, Александром Невским, святым Сергием Радонежским, Дмитрием Донским, Мининым и Пожарским, молитвами преподобных, усилиями святителей, геройством воинов и первопроходцев, трудами и усердием всего русского народа.
Я верю и надеюсь вместе с вами, что духовная сила любви, явленная в русской истории святыми князями Борисом и Глебом, родом из древнего Киева, помогавшая сохранять народное единство на протяжении тысячи лет, и сегодня поможет нам, с опорой на веру и Слово Божие, преодолеть крайности и разделения сегодняшнего «ушкуйного» времени.
Перед тем как завершить свое слово не могу не сказать ещё об одном важном для всех горожан событии. Юбилейный 20-й год Трифоновских чтений ознаменовался открытием в областном центре памятника преподобному Трифону Вятскому, в создании которого приняли участие светские и духовные власти, а также сотрудники силовых структур. Мы молились и собирали всем миром средства для установления этого видимого символа духовного возрождения Вятского края. Наши общие труды и усилия, Милостью Божией, увенчались успехом. 30 мая сего года замечательный памятник был установлен и освящен в сквере у Центральной гостиницы – в исторической части города, которому преподобный Трифон посвятил свои главные труды жизни.
Я желаю плодотворной работы всем участникам церковно-научной конференции и Трифоновских образовательных чтений. Закончить свое выступление я хотел бы словами одного из братьев-страстотерпцев, святого князя Глеба, сказанных им пред лицом своих убийц: «Господи, Боже мой, помню слова, сказанные Тобою: «За имя Мое, Меня ради поднимут на вас руки, и преданы будете родичами и друзьями, и брат брата предаст на смерть, и умертвят вас ради имени Моего». И еще: «Терпением укрепляйте души свои». Смотри, Господи, и суди: вот готова моя душа предстать пред Тобою, Господи! И Тебе славу возносим, Отцу и Сыну, и Святому Духу, ныне и присно и во веки веков. Аминь». В этих словах не мольба о помощи, а несокрушимая вера в торжество пасхальной правды на земле, великое чаяние о преодолении всякой вражды и разделения, ради Царства Божьего, за пришествие которого «священная двоица» Борис и Глеб положили свои жизни.
Рождественское послание Митрополита Вятского и Слободского Марка. 2015 год
Рождественское послание Митрополита Вятского и Слободского Марка. 2014 год
Возлюбленные о Господе всечестные отцы, братья, сёстры, монашествующие и миряне Вятской митрополии! Отечески поздравляю всех вас с Рождеством Господа нашего Иисуса Христа!
Каждый человек, пришедший сегодня в храм, оставляет свои горести и беды и старается, расширив свое сердце, радоваться родившемуся Господу, явившемуся в мир ради нашего спасения. В этот святой день мы слышим в Церкви дивные утешительные слова: «Начаток языков, небо Тебе принесе, лежащему младенцу во яслех, звездою волхвы призвавый, яже и ужасашесе, не скипетры и престоли, но последняя нищета: что бо хуждше вертепа, что же смиреншее пелен? В нихже просия Божества Твоего богатсво: Господи, слава Тебе!» (Ипакой после третьей песни канона на Утрени)
Сыну Божьему не нашлось места на земле, не нашлось ему места даже в Иерусалимском храме, не нашлось места в человеческих жилищах. Христос родился в пещере. Рождественская пещера – это природный символ, избранный Богом для всего человечества, указывающий всякому, что мир в дохристианские времена словно снизошел до уровня темной холодной пещеры, в центре которой лежат ясли, как одеревеневшее человеческое сердце. Сын Божий не только Бог, но и человек, поэтому во образе Богомладенца Христа человечество словно само себя, вогнало в пределы этой темной пещеры для домашнего скота. Мир утратил для человека священную высочайшую красоту. Человек перестал видеть его в первообразах, в Божьих первоосновах. Он стал видеть мир только в тенях и подобиях, как «сквозь тусклое стекло». Мир вешал. Он, другими словами, стал уклоняться к смерти. Будущее его обескровилось и обессилилось. В нем все меньше стало места для живой, радостной веры, надежды и любви.
С Рождеством Христовым произошло возрождение и преображение мира. И мы понимаем, что Рождество – это во многом именно «детский» праздник для всякой души человеческой. Слова Господни - «если не обратитесь и не будете как дети, не войдете в Царство Небесное» (Мф. 18. 3) сегодня каким-то непосредственным, ярким образом обращены к каждому из нас.
В Откровении Иоанна Богослова сказано: «Се, стою у двери и стучу: если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему, и буду вечерять с ним и он со Мною» (Откр. 3, 20). Бог стучит в человеческое сердце. В сегодняшний Рождественский праздник для каждого очевидно, что Бог, стучась в наше сердце, не ломится в него, не использует какой-либо многомощный таран, чтобы пробить крепкие двери нашей души. Он тихо касается дверей нашего сердца, не отверзет ли Ему человек, дабы Он вошел в наше сердце и возлег в него, как в яслях Вифлеемских.
Вновь и вновь, празднуя Рождество Христово, мы вглядываемся в минувший год, осмысливаем во свете Рождественском все наши деяния и слова. Возрождение и становление епархиальной жизни - это процесс, затрагивающий все сферы церковной жизни, начиная от районного приходского храма и заканчивая первостепенными епархиальными событиями. Одним из таких значимых событий в прошедшем году было открытие по решению Священного Синода Слободского Христорождественского женского монастыря.
Слободской Христорождественский женский монастырь до закрытия в 1920 году был одним из крупнейших в Вятской Епархии. По своей красоте и высокому христианскому служению своих насельниц, число которых к началу XX века насчитывалось около трехсот, он был подлинной православной сокровищницей города Слободского. При монастыре действовали богадельня, школа, епархиальное женское духовное училище. Множеством своих христолюбивых начинаний монастырь заслужил за десятилетия своего существования среди жителей города и области, истинное признание. Сегодня Христорождественская обитель деятельно возрождается. В год своего 150-летия прославления чудотворная икона Божией Матери «В скорбях и печалях Утешение» вернулась в монастырь – место своего исторического пребывания.
Жизнь епархии, а тем более епархии находящейся в некотором отдалении от центральных областей нашей Родины, немыслима без духовной связи с церковными святынями, имеющими как общемировое, так и всероссийское, значение. В 2013 году Вятская епархия принимала множество великих святынь, которые духовно-нравственно обогатили наши сердца и укрепили волю на пути к Небесному Отечеству. В сентябре на Вятскую землю прибыла икона святой блаженной Матроны Московской с частицей мощей. Сотни верующих людей встречали ее на территории Свято-Трифонова монастыря. Позже образ святой старицы побывал в Слободском, Кирово-Чепецке, Орлове, Куменах, Советске. Всюду чтимую икону встречали с любовью, как саму матушку Матрону, пришедшую к местным жителям в «силе и славе Божией», в утешение и ободрение в жизненных скорбях и печалях. Ныне постоянным местом пребывания святой иконы по моему благословению избран Спасский собор г. Вятки. А почти перед самым Рождеством, в конце ноября, нам было даровано встречать в Успенском кафедральном соборе икону святой равноапостольной Марии Магдалины с частицей святых мощей. Образ равноапостольной посетил многие приходы Вятской земли для поклонения верующих. Жизнь нашей епархии, благодаря привнесенным святыням, оживает в радости и благочестии, в полноте веры Христовой. Видимые очами телесными и светлыми «очами веры», Божьи святыни своей сугубой благодатной силой еще больше соединили верующих в их молитвенном предстоянии перед Господом и Его Евхаристической Чашей.
Рождество Христово – это не только красивое событие с пением ангелов и поклонением волхвов. Это призыв устремиться «всем сердцем и помышлением» в праздник Рождества, войти вместе со Христом, вместе с Иосифом в Его пещеру, стоять у Его яслей пред святыми очами Божией Матери. Именно от этих яслей каждому из нас предстоит начать движение к своему духовному возрождению. Не из каких-то цветущих пределов, а вместе с Иосифом и Девой Марией, вместе с Младенцем Христом выйти из этой Вифлеемской пещеры и увидеть мир в его первозданных световидных основах, прозреть вместе с Ним силой благодати родившегося Господа нашего Иисуса Христа.
Возлюбленные отцы, братья и сёстры! С праздником Рождества Христова вновь и вновь поздравляю всех вас! Благодать и мир Родившегося сегодня Богомладенца и радость в Духе Святом да будут со всеми вами!