Задать вопрос

В этом разделе сайта вы можете задать вопросы священнослужителям Вятской Епархии. Заполните расположенную справа форму отправки письма. Вопросы публикуются после просмотра их редакцией сайта и получения ответа священнослужителей, при этом указывается дата публикации, а не получения вопроса.

Если Вы не хотите, чтобы Ваш вопрос был опубликован,обязательно сообщите нам об этом – тогда ответ будет направлен Вам на указанный в письме адрес электронной почты. Если Ваш вопрос адресован определенному священнослужителю, назовите его имя в своем послании.

Напоминаем, что общение в виртуальном пространстве не заменит личного общения со священником, а тем более – посещения храма и участия в Богослужениях. Информацию по большинству вопросов о христианской вере и жизни, Священной истории Ветхого и Нового Завета, церковной истории можно найти в других разделах нашего сайта.

В связи с большим количеством поступающих вопросов, а также с высокой загруженностью священников по месту основного служения, ответы могут приходить с задержкой в несколько дней. Вопросы, требующие экстренного решения, лучше задать непосредственно священнику в храме.

Благодарим за понимание!

С уважением, редакция сайта Вятской Епархии.

Вопрос*
Ваше имя*
Контакт: телефон или e-mail*
* Поля, необходимые для заполнения.
Отправить сообщение
 
Все вопросы

Вопрос

Добрый день ! Подскажите , пожалуйста , я потеряла крестик и в связи с этим у нас в семье возникли разногласия . Каким именно должен быть нательный крест? Можно ли православному христианину носить четырёхконечный крестик, без надписи " Спаси и сохрани"?
Мария 11.01.2017

Ответ

Нательный крест одевается человеку во время Таинства Крещения и носится на груди всю оставшуюся жизнь. Распятие — это символ приверженности к Богу, к православной вере. Этот знак помогает в бедах и трудностях, укрепляет дух, защищает от бесовских козней. После победы Иисуса Христа над смертью, крест стал символом торжества добра над злом.

Нательный крест — это священный символ, а не ювелирное украшение. Не стоит покупать усыпанное бриллиантами Распятие только за тем, чтобы похвастаться своим богатством. Бог находится у вас в душе и не требует выражения любви через драгоценные подвески.

Выбирая нательный крест, обращайте внимание не на ценность металла, из которого он сделан, а на то, какое изображено Распятие. Оно может быть православным или католическим.

Православные кресты имеют очень древнюю историю. Чаще всего они бывают восьмиконечные. Канон изображения Распятия утвержден в 692 году Тульским собором. С тех пор вид его остался неизменным. Фигура Иисуса Христа на кресте выражает покой, согласие и достоинство. В нем воплощены самые главные его ипостаси — Божественная и Человеческая. Тело Христа наложено на крест и раскрывает свои объятия всем страждущим, стремясь оберечь своих послушников от зла.

Православный крест имеет надпись «Спаси и сохрани». Это связано с тем, что во время освящения Распятия батюшка читает две молитвы, призывающие защитить не только душу, но и тело от злых сил. Крест становится охранником человека от любых тяжестей и невзгод.

Католическая церковь не приняла данной концепции, там Распятие изображается иначе. На кресте выражены муки Христовы, голова его в терновом венке, ступни сложены вместе и пробиты гвоздем, руки провисли в локтях. Католики преподносят человеческие страдания, забывая о Божественной ипостаси.

Перед тем, как надеть нательный крест, его нужно освятить. Сделать это можно в любой церкви, подойдя к батюшке до начала богослужения.

Носить нательный крест лучше под рубашкой, не выставляя его напоказ. Особенно если вы отправляетесь в игорные или питейные заведения. Помните, что это не украшение, а один из символов Веры.

Божественное не приемлет суеверий, поэтому все сказки про то, что найденный нательный крестик нельзя поднимать и брать себе или что Распятие нельзя дарить, являются выдумками. Если вы нашли Распятие, можете освятить его и спокойно носить. Или отдайте его в храм, там его передадут нуждающимся. И дарить нательный крест, конечно же, можно. Этим вы только обрадуете близкого человека, выразите свою любовь к нему.

пресс-служба Вятской Епархии
Добрый день! У меня скоро должен родиться сын, хочу назвать его именем отца. Его отец умер 5 месяцев назад.Некоторые родственники, знакомые убеждают,что называть детей именем умерших родственников нельзя.Я считаю это предрассудками и суеверием.Так ли это?Что Вы посоветуете? Ответ пришлите,пожалуйста,на адрес электронной почты.Спасибо.
Дарья 26.12.2016
Добрый день! Мы даем детям имена не в честь родственников, живых или усопших, даже если они и носили такое же имя, а в честь святых, которые становятся их небесными покровителями. Не связывайте это со смертью или сложной жизнью родственников, это не имеет значения. Обычно имя дается при крещении, и оно должно быть обязательно православным. Человек молится своему небесному покровителю, в честь которого он носит имя. Если имя православное - не сомневайтесь, можете спокойно называть
иеромонах Викторин (Асеев)
Здравствуйте! У меня умер папа после очень тяжёлой болезни.  Умер он 28 сентября. Скоро Новый год, друзья  зовут в гости. Скажите, пожалуйста, я должна отказаться? Траур по усопшему нужно целый год соблюдать?
Татьяна 22.12.2016

Согласно традициям Русской Православной Церкви траур по усопшему продолжается в течение 40 дней. После этого периода траур соблюдается по желанию, его степень тоже индивидуальна. Слова «нужно», «должна» здесь не совсем уместны, после сорокового дня Вашу жизнь Вы определяете сами, никаких дисциплинарных и тем более канонических ограничений Церковь в этом вопросе не предполагает.

протоиерей Георгий Курасов
Добрый день! Дед мужа был молитвенником. В 20 годы ходил пешком в Иерусалим. Мог бы он быть священником при условии, что был дважды женат?
Ольга 12.12.2016
Здравствуйте, вопрос о рукоположении в сан священника решается епископом (в случае с Вятской епархией - митрополитом Вятским и Слободским Марком). Базовые условия для рукоположения: 1. личное желание служить священником, 2. образование (Духовное училище, Семинария), 3. отсутствие канонических препятствий (в том числе - необходимо состоять в первом браке). Данные условия при определенных обстоятельствах могут смягчаться, но все равно остаются решающими для выяснения вопроса о возможности рукоположения. Вопрос о том, кто твои предки (дедушка и т.д.), не рассматривается в качестве аргумента. Он может быть важен лишь для самого человека.
иерей Василий Писцов
Здравствуйте! Старшему сыну 6 лет, задаюсь вопросами духовно-нравственного воспитания ребенка и себя. Думаю, что труд в этом поможет. Возможно ли вместе с ребенком участвовать в каких-то общественных работах: ремонты храмов, другие хоз-бытовые работы
Алексей 12.12.2016
Алексей, здравствуйте! Вместе с сыном Вы можете принять участие и потрудиться на благо Спасского собора на наших субботниках. Ближайший состоится в субботу 17 декабря в 10.00 (начнется сразу после утреннего Богослужения). Подходите в сам собор. В дальнейшем информацию о предстоящих субботниках можете узнавать на сайте Спасского собора (анонсы публикуются на главной странице).
Иерей Петр Машковцев
Здравствуйте, подскажите пожалуйста, можно ли в один день исповедоваться и причаститься? В каком храме? Может среди недели или в пятницу? Я работаю в субботу и воскресенье, выходные на неделе. Поэтому не могу в выходные это сделать! Спасибо!
Татьяна 08.12.2016
Татьяна, здравствуйте! Исповедоваться и причаститься в любой из дней недели Вы можете в храме, где Божественная литургия совершается каждый день. Таких приходов в городе Кирове достаточно. К примеру, в Спасском соборе (ул. Казанская, 50) Литургии совершаются ежедневно с понедельника по субботу с 8.00 (в воскресенье две службы - с 7.00 и с 9.00). Желая исповедоваться и причаститься, Вам нужно заранее подготовиться к Таинствам, прийти на службу к началу, не опаздывать. Уточнить в храме, где священник принимает исповедь. Если после Таинства Покаяния батюшка Вас благословит к принятию Святых Христовых Таин, можете приступать к Чаше. 
Иерей Петр Машковцев
Здравствуйте! Может быть у вас есть какая-то информация, будет ли строиться в микрорайоне "Метроград" храм? Известно, что западная часть города очень обделена храмами. Особенно улица Московская и прилегающие к ней улицы и поселения. Уже на сегодняшний день микрорайоны "Метро", "Метроград", поселок Садаки имеют столько жителей, что, думаю, верующим хотелось бы иметь небольшой храм. Спасибо!
Михаил 05.12.2016

Добрый день! Вопрос строительства православного храма в микрорайоне «Метроград», а также поселке Садаки не рассматривался.

Вы можете посещать ближайшие храмы: Веры, Надежды, Любови и матери их Софии (ул. Ломоносова, 29/1), храм Великомученика и целителя Пантелеимона (ул. Воровского, 96), церковь в честь иконы Божией Матери «Всецарица» (пр-т. Строителей, 23).

иерей Виталий Лапшин
Здравствуйте.Можно ли поступить на очное отделение в Вятское духовное училище,в возрасте 37 лет?
Олег 04.12.2016
Добрый день! На очную форму обучения в ВДУ принимаются лица православного вероисповедания мужского пола в возрасте от 16 до 35 лет, заочную – до 60 лет. Подробнее тут - http://vdschool.ru/abiturientam
Пресс-служба Вятской Епархии

Здравствуйте, у меня такой вопрос, как покаятся в своих грехах в храме (я очень давно небыл в церкви).

Что такое причащение? Помогите пожалуйста.

Рустам 22.11.2016

Добрый день! Одним из таинств Православной Церкви является таинство покаяния. В нем человек исповедует свои грехи согрешения перед Богом при свидетельстве священника. Конечно, исповедоваться Богу можно в любое время и в любом месте. Только помыслив о грехе или даже уже согрешив, надо немедленно искренно обращаться к Христу со словами покаяния.

Однако исповедь церковная имеет свои особенности. Как правило, человеку, желающему исповедоваться в церкви, дается время на подготовку. Церковь в таких случаях советует уединение, сугубую молитву, пост. Так человеку проще увидеть себя, привести в порядок свои мысли и чувства.

Подготовьтесь к исповеди дома. Возьмите бумагу и ручку и напишите все свои грехи, которые вспомните за последнее время. Первым должны идти смертные грехи: гордыня, прелюбодеяние, зависть, чревоугодие, уныние, гнев, сребролюбие. Если вы виновны в убийстве (аборт церковь тоже считает убийством), обязательно запишите этот грех в самом начале. Также перечислите все свои греховные деяния, например, просмотр развлекательных программ неподобающего содержания по телевидению, посещение гадалок, и так далее). Помните, что этот листок можно взять с собой на исповедь и читать по нему. Иногда священник может взять у вас из рук листок с грехами и сам зачитать их.

Узнайте, когда проходит исповедь в том храме, куда бы вы хотели сходить. Как правило, все священники исповедуют в воскресенье, но и на неделе тоже могут проводиться Таинства исповеди. В храме поинтересуйтесь, где исповедают, как правило, к священнику стоит небольшая очередь.

Будьте готовы к тому, что батюшка начнет задавать вам вопросы. Например, молитесь ли вы постоянно, думаете ли о Боге, не сотворили ли себе кумира. А также: не состоите ли с кем-то в ссоре, и соблюдаете ли условия, при которых отпущение грехов вступит в силу. Согласно церковным правилам, эти условия – вера в Христа, искреннее раскаяние во всех грехах и надежда начать после покаяния новую безгрешную жизнь.

Осознав свои грехи, надо найти в себе смелость осудить себя в них и поставить целью, отвращаться от греха по мере сил, прося укрепления у Бога. Но не только исповедь на словах очищает человека. От кающегося требуется и перемена жизни с греховной на благочестивую.

Обязательно у исповедующегося должна быть вера в прощение грехов. Те грехи, которые были исповеданы и разрешены ранее, на исповеди повторять не надо, так как они, по учению Церкви, уже прощены. Однако если эти грехи были совершены снова, то покаяние в них обязательно. Также надо исповедовать совершенные грехи, забывшиеся, но вспомненные теперь.

Когда священник возлагает на голову кающегося епитрахиль – это означает возвращение ему Божией милости. После этого следует поцеловать крест в знак того, что Крестом Христос победил грех и смерть; затем поцеловать Евангелие, тем самым обещая жить по заповедям Евангельским. Евангелие и крест, лежащие на аналое во время исповеди знаменуют присутствие Самого Спасителя. Через покаяние человек возвращается в число верных чад Церкви и осеняется благодатью Христовой.

Понятие о Таинстве Причащения

Таинство это в Новом Завете называется вечерею (1Кор.11:20), трапезой Господней (1Кор.10:21), приобщением Плоти и Крови Христовой (1Кор.10:16) и преломлением хлеба (Деян.2:42, 20:7). Под этим именем разумеется такое таинство, в котором христианин под видом хлеба и вина причащается Истинного Тела и Истинной Крови своего Спасителя для вечной жизни. Таинство сие установлено Самим Господом.

Как о Таинстве Причащения — самом важном и, можно сказать, средоточием тайнодействия христианской Церкви — учил Сам, непосредственно установивший и даже первым его совершивший Иисус Христос?

Свое о нем ясное и определенное учение Он, как известно, преподал еще до установления евхаристии, а именно, когда по поводу чудесного насыщения пятью хлебами и двумя рыбами пяти тысяч народа, учил о Себе как о сшедшем наподобие манны с небес животном хлебе. Вот главные по сему случаю сказанные иудеям мысли, в связи с которыми предложено было учение об евхаристическом хлебе: «делайте не брашно гиблющее, но брашно, пребывающее в живот вечный (старайтесь не о пище тленной, но о пище, пребывающей в жизнь вечную), еже Сын человеческий вам даст: сего бо Отец знамена Бог... Аминь, аминь, глаголю вам: не Моисей даде вам хлеб с небесе, но Отец Мой дает вам хлеб истинный с небесе. Хлеб бо Божий есть сходяй с небесе, и даяй живот миру… Аз есмь хлеб животный, грядый ко Мне, не имать взалкатися, и веруяй в Мя, не имать вжаждатися никогда же... Аминь, аминь, глаголю вам: веруяй в Мя, имать живот вечный. Аз есмь хлеб животный, иже сшедый с небесе, аще кто снесть от хлеба сего, жив будет во веки; и хлеб, его же Аз дам, Плоть Моя есть, юже Аз дам за живот мира» (Ин.6:27—51).

Из последовательного же их хода нетрудно видеть, что Иисус Христос, предлагая здесь учение о том, что Он один есть истинный, сшедший с небес хлеб, или хлеб Божий, так как Он один может дать и дает жизнь миру, совместно с сим имел прямое намерение показать и то, в каком отношении Он может и имеет стать для мира хлебом жизни.

Раскрывая же подробнее последнюю мысль, Он указал именно на два вида, в которых имеет являть Себя хлебом жизни, первый из них обозначив так: «Аз есмь хлеб животный, грядый ко Мне не имать взалкатися, и веруяй в Мя, не имать вжаждатися никогда же» (Ин.6:35), а последний, оттенив следующими словами: «Аз есмь хлеб животный, сшедый с небесе, аще кто снесть от хлеба сего, жив будет во веки, хлеб, его же Аз дам. Плоть Моя есть, юже Аз дам за живот мира» (Ин.6:51), чем, что нетрудно приметить, с ясностью и точностью определено было важное и существенное между ними отличие.

Так, хлеб жизни в первом случае изображается Спасителем как хлеб, уже сшедший с небес и всем предложенный для духовной пищи, только бы находились алчущие его и жаждущие; во втором же случае он только обещается быть предложенным верующим.

Кроме того, в первом случае предложенный Спасителем хлеб жизни не ставится Им в какой-либо зависимости от предания «за живот мира» Своей Плоти, тогда как, наоборот, в последнем случае он поставляется в прямую от сего зависимость.

Наконец, что важнее всего, тогда как хлеб первого рода, по изображению Христову, был по своему существу не чем иным, как Его небесным учением, доставляющим свет и жизнь принимающим его с верой, хлеб последнего рода, т. е. тот хлеб, который Он еще только обещал преподать, имел состоять в самой Плоти Его, которую Он имел дать «за живот мира».

Но так ли именно или в собственном ли смысле Сам Христос разумел Свое обетование о последнего рода хлебе жизни как хлебе, заключающемся в Его собственной и Истинной, преданной «за живот мира» Плоти? Ответом на это служит его дальнейшее о сем вполне положительное и решительное учение. Так, по замечанию св. Иоанна, когда Христос изрек Свое обетование о том, что Он даст хлеб, которым будет Плоть Его, имеющая быть Им преданной «за живот мира», то «пряху ся между собой жидове, глаголюще: како может Сей нам дати Плоть [Свою] ясти?» (Ин.6:52), т. е. ту самую Плоть, которую видели перед собой. Но Христос, несмотря на это недоумение со стороны иудеев, не только не отрекся от Своего обетования о предложении в снедь Своей Плоти, а, напротив, еще с большей силой и твердостью стал учить о сем, так продолжая речь Свою: «аминь, аминь глаголю вам: аще не снесте Плоти Сына человеческого, не пиете Крови Его, живота не имате в себе. Ядый Мою Плоть и пияй Мою Кровь, имать живот вечный, и Аз воскрешу его в последний день. Плоть бо Моя истинно есть брашно, и Кровь Моя истинно есть пиво. Ядый Мою Плоть и пияй Мою Кровь, во Мне пребывает и Аз в нем. Якоже посла Мя живый Отец и Аз живу Отца ради и ядый Мя и той жив будет Мене ради» (Ин.6:53—57).

Вся эта речь, полная одна другой более сильных и выразительных мыслей о безусловной необходимости для получения вечной жизни причастия Тела и Крови Христовой, поставляет выше всяких сомнений то, что Христос, обетовав в будущем дать живой хлеб, состоящий в Его Плоти, вместе с сим обетовал преподавать верующим Истинную Свою Плоть и Истинную Свою Кровь с тем, чтобы приобщающиеся их внутренне соединялись с Ним Самим и через это становились причастниками жизни вечной.

Самое же таинство живого, или евхаристического, хлеба, как передают евангелисты Матфей и Марк, так установил на тайной вечери после совершения вместе с апостолами ветхозаветной пасхи Иисус Христос: «ядущим же им, прием Иисус хлеб, и благословив, преломи и даяше учеником, и рече: приимите, ядите: сие есть Тело Мое, и прием чашу, и хвалу воздав, даде им, глаголя: пиите от нея вси: сия бо есть Кровь Моя Нового Завета, яже за многая изливаемая во оставление грехов» (Мф.26:26—28; с. Мк.14:22—24) или, по изображению Ап. Павла и св. Луки: «Господь Иисус в нощь, в нюже предан бываше, прием хлеб и благодарив, преломи и рече: приимите, ядите, сие есть Тело Мое, еже за вы ломимое, сие творите в Мое воспоминание: такожде и чашу по вечери, глаголя: сия чаша Новый Завет есть в Моей Крови, сие творите, елижды аще пиете, в Мое воспоминание» (1Кор.11:23—25; с. Лк.22:19—20).

Из приведенных слов Писания при установлении сего таинства ясно видны особенная важность и особенно высокое значение сего таинства для христианина. Главное и существенное в сем таинстве то, что под видом хлеба и вина нам преподается Истинное Тело и Истинная Кровь Христова. Христос прямо говорит: «Хлеб, его же Аз дам, Плоть Моя есть, юже Аз дам за живот мира... ибо Плоть Моя истино есть брашно, и Кровь Моя истинно есть пиво» (Ин.6:51, 55).

Для чего Господь установил сие таинство?

а) Ближайшая цель установления его — воспоминание о Спасителе, особенно о Его страданиях и крестной смерти. «Сие творите... в Мое воспоминание», — сказал Господь (1Кор.11:25).

б) С этим вместе оно служит для нас учреждением и знамением Нового Завета и нового союза нашего с Богом во Христе, Которого Ветхий Завет служит только преобразованием. «Сия есть Кровь Моя Нового Завета, — говорит Спаситель, — ...сия чаша Новый Завет Моею Кровию» (Мф.26:28; 1Кор.11:25; сн. Евр.9).

в) Далее цель его — теснейшее соединение с Христом и между собой. «Ядый Мою Плоть и пияй Мою Кровь, во Мне пребывает и Аз в нем» (Ин.6:56). «Едино тело есмы мнози, вси бо от единого хлеба причащаемся» (1Кор.10:17).

г) Кроме того, оно служит для нас очистительной и умилостивительной жертвой за грехи наши, и не за наши только, но и за грехи всего мира, и вместе благодарственной жертвой за все, что имеем от Бога: ибо Господь, прияв хлеб, прежде хвалу воздал и благодарил Бога и потом, преподавая Тело Свое, сказал: «Сие есть Тело Мое, за вас преломляемое во оставление грехов» и, преподавая чашу, сказал: «Сия есть Кровь Моя Нового Завета, за вас и за многих изливаемая во оставление грехов», ибо у нас нет ничего, чем бы могли или достойно возблагодарить Бога за Его милости, или умилостивить Его за грехи наши.

д) Наконец, оно служит для нас залогом бессмертия и вечной жизни. «Аще не снесте Плоти Сына человеческого, не пиете Крови Его, живота не имате в себе. Ядый Мою Плоть и пияй Мою Кровь имать живот вечный, и Аз воскрешу его в последний день... Отцы ваши ели манну в пустыне и померли, а ядущий хлеб сей жить будет во век» (Ин.6:53—54, 58—59). Понятно, что столь высокое таинство должно требовать и особенных условий с нашей стороны; оно требует полного сосредоточения в самих себе, строгого самоиспытания своей совести и всецелой готовности к принятию его. Апостол кратко выразил все это в следующих словах: «Да искушает же человек себе, и тако от хлеба да яст и от чаши да пиет: ядый бо и пияй не достойно, суд себе яст и пиет, не разсуждая Тела Господня» (1Кор.11:28—29)1.

Разбор мнений безпоповцев о Таинстве Причащения.

Таинство Причащения Тела и Крови Христовой есть одно из важнейших средств в деле спасения. Господь наш Иисус Христос, повелевая вкушать Свое Пречистое Тело и пить Свою Честную Кровь, ясно и решительно указывает на необходимость этого таинства для получения жизни вечной или вечного спасения: «Аз есмь хлеб животный, — сказал он иудеям, — Иже сшедый с небесе: аще кто снесть от хлеба сего, жив будет во веки и хлеб, его же Аз дам, Плоть Моя есть» (Ин.6:51, зач. 23). «Аще не сиесте Плоти Сына человеческого, ни пиете Крови Его, живота не имате в себе. Ядый Мою Плоть и пияй Мою Кровь, имать живот вечный: и Аз воскрешу его в последний день» (Ин.6:53—54, зач. 23).

Таинство Причащения столь же необходимо для спасения, как и крещение.

Если крещение возрождает человека, то причащение питает его: родившись, без пищи и пития жить нельзя. Такую необходимость Таинства Причащения признавали все отцы и учителя Церкви.

По словам блаженного Феофилакта, «духовного брашна, Господни Плоти... не причащающеся, не причастии будем вечного живота»2.

В «Кирилловой книге» читаем: «Аще кто Кровью Сына Божия прагов уст дому своего не помажет, душа его первородная в нем жива быти не может»3.

В «Книге о вере» после слов Спасителя: «Аминь, аминь, глаголю вам: аще не снесте Плоти Сына человеческого и не пиете Крови Его, живота не имате в себе» (Ин.6:53) — сказано: «Страшен ответ Христовых словес! Кто не ужаснется от вышереченного запрещения и не послушает гласа Господня? Разве той, иже живот вечный погубити хочет»4. Еще: «Без причастия тоя истинныя святыни спастися невозможно»5.

Кирилл Александрийский говорит, что «иже Церкви Божий и причастия себе Святых Христовых Тайн удаляюще, врази Божии бывают и бесом друзи»6.

Вопреки столь ясному учению Слова Божия и святоотеческих Писаний о необходимости Таинства Причащения безпоповцы утверждают, что по нужде можно обойтись и без этого таинства, и в доказательство этого приводят, во первых, исторические примеры, во-вторых, свидетельства из старопечатных книг.

1) «Многие из святых мучеников и подвижников, — говорят безпоповцы, — во всю свою жизнь не причащались Тела и Крови Христовой, однако спаслись и прославляются Церковью. Таковы, например, преподобные: Павел Фивейский, Петр Афонский, Марк Фраческий, Феофан Антиохийский, Мария Египетская, Феоктиста и др. мученики: Евпсихий, Еспер и Зоя, Коприй и Александр, Кирик и Иулитта, Дросида, Гликерия и др.». Но, обращаясь к исторической достоверности указываемых примеров, нужно заметить, что только относительно мученика Александра (память его 9 июля) и св. мученицы Дросиды (память ее 22 марта) можно положительно утверждать, что они совсем не причащались Св. Тайн (а эту последнюю мысль безпоповцам и следует доказать, потому что они никогда не причащаются). Но св. мученик Александр не был даже и крещен, потому что после исповедания себя христианином был в тот же день замучен: св. же мученица Дросида, дочь царя Траяна, после крещения жила только семь дней и не имела возможности принять Таинства Причащения. Относительно Марии Египетской несомненно; известно, что она перед своим удалением в пустыню причастилась Тайн Христовых в Предтечевой церкви на Иордане и перед своей кончиной от св. старца Зосима7. Точно так же и относительно преп. Феоктисты мы знаем, что она перед своей смертью причастилась Христовых Тайн, принесенных ей, по ее просьбе неким ловцом8.

Что же касается большинства остальных примеров святых, то хотя в житиях их прямо и не говорится о причащении их, но это молчание не только не дает права заключать, что они действительно не причащались, но показывает противное. «Обычай есть Божественному Писанию, — говорит преподобный Иосиф Волоцкий, — еже святых жития и повести писати. И нужднейшие вещи писанию предавати, ненужная мимо тещи. Ничтоже бо нужнейши есть Божественного крещения и причащения Св. Христовых Тайн; но во множайших житиях апостольских и мученических и отеческих неявлено есть о сем. Егда убо не вся крещени быша, или не вси причащахуся апостоли и мученицы и преподобные отцы наши? Ей, вси убо крестишася и вси причащахуся. Но сего ради списателие умолчаша о сем, ведяще, яко не нужно есть о сих писати, еже вси человецы ведят, яко не мощно есть христианину именоватися, аще не будет крещен или не причащается Св. Христовых Тайн»9. Таким образом, примеры, приводимые безпоповцами из житий святых, в историческом отношении не могут быть признаны вполне верными, а отсюда и общая мысль безпоповцев, что многие св. мученики и преподобные спаслись без причащения св. тайн, оказывается преувеличенной.

2) Свидетельства, приводимые безпоповцами, двоякого рода: в одних говорится, что в случае невозможности причаститься чувственно можно ограничиться одним желанием причащения и получить спасение, а в другом говорится о духовном причащении и о духовной жертве.

а) В Большом Катехизисе сказано, что без Таинства Причащения ни один спастись не может, разве «аще не возможет их употреблять, вожделев оное»10, т. е. когда он, несмотря на все свое желание, не имеет возможности причаститься св. тайн. Безпоповцы и говорят, что у них есть желание причаститься св. тайн, но они не имеют возможности сделать этого, поэтому желание им и вменяется за причастие. Но такое учение совершенно несправедливо. Все истинно верующие должны на самом деле приобщаться св. тайн, а не желать их только, потому что Спаситель прямо говорит: «Аще не снесте Плоти Сына человеческого, не пиете Крови Его, живота не имате в себе» (Ин.6:53).

«Союз духовной Церкви со Христом, — говорит св. Златоуст, — не только по любви, но и вещью самой в Его Плоть обращается: брашном се бывает его же причащаемся Тела Его»11. Кто заменяет Св. Тайны только желанием их, тот свое желание дерзает уподоблять Плоти и Крови Сына Божия, но между ними нет никакого сходства. Таинство Причащения установлено Самим Иисусом Христом, а желание происходит от нашего сердца. В Таинстве Причащения под видом хлеба и вина преподаются Истинное Тело и Истинная Кровь Господа нашего Иисуса Христа на освящение душ и телес наших, а желание наше есть желание грешных людей, и само требует освящения.

Затем, случаи невозможности причащения Христовых Тайн, несмотря на все желание причаститься оных, редки и исключительны и могут быть только вследствие крайней нужды. А нужные, смотрительные случаи в закон не приемлются; из них нельзя вывести какое-либо общее правило: «Несть закон Церкви скудное». Притом же означенное свидетельство Большого Катехизиса, равно как и другие подобные ему, говорит не о тех лицах, которые, как безпоповцы, никогда не причащаются, а о тех, которые в каком-либо частном случае своей жизни, например, находясь в плену у народа неправославного или языческого, или перед смертью, или во время болезни, препятствующей принять Св. Тайны, тошноты, например, не имеют возможности причаститься.

Эти лица состоят членами Церкви, верят в необходимость и спасительность таинств и усердно желают причащения, так что если бы имели возможность причаститься, то непременно сделали бы это.

Таким лицам усердное желание причаститься Христовых Тайн, конечно, вменяется в действительное причащение, подобно тому, как Аврааму вменилась в правду вера его (Рим.4:3, зач. 85).

К безпоповцам же все это относиться не может, так как они во всю жизнь не причащаются и еще утверждают, что можно спастись и без причащения Св. Тайн.

б) Из свидетельств другого рода более замечательно следующее. Блаженный Феофилакт в своем «Благовестнике» пишет: «И ты можеши не токмо по тайному причастию ясти и пити Плоть и Кровь Владычню, но и по иному образу, ибо Плоть яст кто, егда по детели проходит девственно»12.

Как понять эти слова? Означают ли они, что можно, как кому угодно причащаться — или таинственно, или иным способом, например духовно, и что последнего рода причащение может заменять первое?

Но если понять так слова блаженного Феофилакта, то необходимо придется стать в противоречие со словами Господа о необходимости Таинства Причащения, преподанного в чувственном виде на тайной вечери, где Он заповедал творить сие, т. е. чувственное причащение, в Его воспоминание (Лк.22:19; 1Кор.11:25).

Обращаясь затем к другим словам блаженного Феофилакта, в том же толковании, мы приходим к полному убеждению, что он совсем не думал сказать, что видимое причащение Тела и Крови Христовой можно заменить каким-то духовным причащением. Объясняя слова Спасителя о хлебе животном, ядый от которого не умирает, он прямо говорит, что здесь речь о тайнем (т. е. таинственном, видимом) причащении, что это «тайное причащение есть обычно» и что оно только необходимо, что «несть инако живота имети», а отсюда познаем, заключает он, величество тайны причащения13.

Таким образом, выражение блаженного Феофилакта: «Ясти и пити Плоть и Кровь Владычню» можно «и по иному образу» означает не действительное, какое-то не понятное, духовным образом причащение Тела и Крови Владычней, а общение с Христом нравственное, через прохождение добродетельной жизни, каковое общение имеет тесную и необходимую связь с таинственным приобщением Плоти и Крови Христовой».

Здравствуйте! Подскажите, пожалуйста, в каких вятских храмах есть икона Ксении Петербургской? Спасибо
Светлана 14.11.2016
Здравствуйте! Икона святой Ксении Петербургской есть в храмах Иоанна Предтечи, в Спасском соборе, Серафимовском соборе, в Феодоровском храме, в храме в честь святых мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии, в храме святого блаженного Прокопия Вятского. Адреса и телефоны храмов можно посмотреть на нашем сайте в разделе Храмы и монастыри
Пресс-служба Вятской Епархии

Страницы: Пред. 1 ... 3 4 5 6 7 ... 44 След.

Последние вопросы

Популярные вопросы