17.04.2014

«В Великий четверг мы вспоминаем Тайную вечерю»

17 апреля 2014 года, в четверг Страстной седмицы, Литургию святителя Василия Великого в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя в Москве совершил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. Проповедь перед причастием произнес митрополит Волоколамский Иларион.

В Великий четверг мы вспоминаем Тайную вечерю, которую Господь наш Иисус Христос совершил вместе со Своими учениками перед тем, как был предан на страдания и крестную смерть. Богослужения Великого четверга наполнены многими образами и текстами, которые напоминают нам обо всех важнейших событиях истории домостроительства спасения рода человеческого, начиная от сотворения мира и до плотского пришествия в мир Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа, Тайной вечери, Его крестных страданий и смерти.

На вечерне, с которой начиналась Литургия Василия Великого, мы слышали повествование из Книги Исход о том, как Бог велел Моисею взойти на гору Синай, где явился ему, и как народ в страхе и трепете ожидал, когда тот спустится с горы, видел и слышал громы и молнии, но только Моисею дано было общаться с Богом лицом к лицу (см. Исх. 19:3-25).

Это одно из многих ветхозаветных пророчеств того события, которое мы вспоминаем сегодня и о котором в богослужебных текстах, прозвучавших ныне, говорится: «Странствия Владычня и безсмертныя трапезы на горнем месте высокими умы, вернии, приидите насладимся», то есть: «Гостеприимством Владыки, взойдя на высокое место, насладимся, все верные, возвышенным умом». Где то высокое место, где та высокая гора, на которую нас возводит Господь Иисус Христос? Это не гора Синай, на которой Бог беседовал с Моисеем, но храм Божий, в котором совершается Таинство Евхаристии. И для того, чтобы быть достойными причастниками великого Таинства, мы должны взойти на эту гору и беседовать с Богом «высокими умы». Подобно Моисею, мы должны очистить свой взор, свое сердце для того, чтобы приступить к Таинству Евхаристии. Нашему очищению служил весь период Великого поста, когда мы воздерживались от некоторых родов пищи, старались удерживаться от злых дел, более внимательно следить за своей жизнью.

Неслучайно в дни Великого поста Церковь установила воздерживаться в некоторых случаях и от Евхаристии. Ведь полная Евхаристия Великим постом не служится, кроме суббот и воскресений, а по средам и пятницам совершается особая вечерняя Литургия Преждеосвященных Даров. Церковь как бы на время закрывает для нас в некоторые дни доступ на ту высокую гору, на которой мы «высокими умы» можем общаться с Господом. Это происходит для того, чтобы мы осознали свою греховность, принесли покаяние за все наши злые дела и лучше подготовились к этому великому Таинству.

Таинство Евхаристии (кроме Великого поста) совершается в Церкви ежедневно, и всякий раз, когда совершается Евхаристия, мы приглашаемся быть ее участниками и ее причастниками. Нужно помнить, что всякий раз, когда на Литургии мы слышим слова Христа, произносимые священником или архиереем: «Приимите, ядите, сие есть Тело Мое... Пийте от Нея вси: сия есть Кровь Моя Нового Завета, за вас изливаемая во оставление грехов», каждый раз, когда мы видим священника, выходящего с Чашей, и слышим: «Со страхом Божиим и верою приступите», — эти слова обращены к каждому из нас.

Во все дни, когда служится Литургия, когда совершается Евхаристия, Бог призывает нас «высокими умы» взойти на эту гору и общаться с Ним не так, как Моисей — в страхе и трепете, — а соединяться с Господом духовно и телесно через Таинство Евхаристии. И только в некоторые дни Великого поста Церковь удерживает нас от участия в этом Таинстве ради того, чтобы мы могли понести покаяние.

Господь призывает нас быть причастниками Тайной вечери всегда, когда мы этого пожелаем. Молясь «хлеб наш насущный даждь нам днесь», мы просим не только о хлебе материальном, не только о пище, которую употребляем для того, чтобы продолжалась наша жизнь, но и о том Небесном Хлебе, которым является Сам Господь. Это Хлеб, о котором Христос сказал, что вкушающий от него не умрет, ибо тот, кто вкушает этого Хлеба, по слову Господа, «во Мне пребывает и Я в нем» (Ин. 6:56).

Человек, который причащается Святых Христовых Таин, соединяется с Богом духовно и телесно. Дистанция, которая существует между нами и Богом и которую никакой человеческий подвиг, никакое усилие, никакая человеческая святость неспособны преодолеть, преодолена Самим Богом, когда Он стал человеком, когда Он пришел на эту землю.

Господь пришел для того, чтобы жить в нас, чтобы сделать нас царственным священством народов, людьми, взятыми в удел (см. 1 Пет. 2:9). И как ветхозаветные священники помазывались миром, так и мы все получили помазание миром в качестве печати дара Духа Святого. Но для того, чтобы мы не просто назывались, а были этим царственным священством, мы должны как можно чаще, по мере наших сил и возможностей, участвовать в Таинстве Евхаристии. Только наша греховность, только наша слабость человеческая, только наша немощь не позволяют нам участвовать в Евхаристии каждый день, но Господь всегда открывает для нас доступ на эту святую гору.

Сейчас, когда мы будем приступать к святой Чаше, будем просить Господа соделать нас участниками Своей Тайной вечери, чтобы мы никогда не стали предателями, подобно Иуде, чтобы Причастие Святых Таин было для всех нас не в суд или осуждение, но в жизнь вечную и бессмертную. Аминь.

По материалам Патриархия.ru

Возврат к списку