31.01.2020

В Москве будет создан общероссийский Музей подвига и исповедничества «Русская Голгофа»

О планах по созданию музея, о его задачах сообщили 28 января участникам XXVIII Международных Рождественских чтений. В мероприятии принял участие член комиссии по канонизации святых Вятской епархии протоиерей Андрей Лебедев.

Общероссийский Музей подвига и исповедничества «Русская Голгофа» будет создан в Москве, в комплексе Мемориального центра «Бутово» – на месте, где в 1937-38 гг. были расстреляны более 20 тыс. человек, в том числе – около тысячи представителей духовенства. О планах по созданию беспрецедентного нового музея, о его задачах и особенностях сообщили 28 января участникам XXVIII Международных Рождественских чтений протоиерей Кирилл Каледа, настоятель храма Новомучеников и исповедников Российских в Бутове, член Синодальной комиссии по канонизации святых, и Игорь Гарькавый, директор Мемориального центра «Бутово».

Они возглавили проведение секции «Увековечение памяти новомучеников и исповедников Церкви Русской и всех пострадавших в годы гонений» и призвали к сотрудничеству в деле создания музея частных собирателей и организации, которые уже имеют материалы и документы по истории Русской Церкви в ХХ веке.

И. Гарькавый напомнил, что в России до сих пор нет ни одной стационарной экспозиции, посвященной пострадавшим за веру в советские годы. Есть замечательные музейно-выставочные проекты: небольшая экспозиция в ПСТГУ, выставочный проект Преображенского братства «Неперемолотые», выставки и музейные уголки в епархиях и краеведческих музеях. К сожалению, про некоторые из них можно сказать «были», потому что эти экспозиции не стали постоянными, или не нашли поддержки, или не хватило профессионализма и пр. «Такие проекты локальны. Где-то энтузиаст-батюшка соберет у себя дома или в подвале коллекцию документов и мемориальных вещей, а дальше с этим может случиться все что угодно. Над каждым таким проектом висит дамоклов меч», – сказал Гарькавый, имея в виду проблемы с помещением, не всегда предсказуемую волю правящего архиерея, смену настоятеля того или иного храма и т.д.

Поэтому назрел вопрос о создании общероссийской экспозиции – «музея музеев», который бы аккумулировал сбор материалов со всей России и профессионально хранил и экспонировал их. «Этот музей состоится только если это дело будет соборным», – сказал о. Кирилл, призывав всех, кто в епархиях занимается историей подвига новомучеников, помогать в создании фондов и экспозиции, привозить свои материалы для передачи в новый музей или для изготовления музейных копий.

Для «Музея музеев» нашлось помещение – недавно под этот проект было передано заброшенное здание неясного назначения, которое условно называют «конный двор». Кирпичное здание площадью 5 тыс. кв. м. расположено рядом с местом массовых захоронений на Бутовском полигоне, рассказали ведущие секции. Оно руинировано, требует капитальной реставрации.

Задача создателей нового музея – собрать сведения о пострадавших за веру в ХХ веке и показать их в «церковно-исторической канве». Организаторы широко определили хронологические рамки экспозиции: 1917– конец 80-х гг. Первая граница вопросов не вызывает: преследования верующих начались практически сразу после победы большевиков. Поясняя верхнюю границу, И. Гарькавый отметил: «Время исповедничества продолжалось и в период перестройки: хотя в 1988 г. Церковь была освобождена от тотального контроля со стороны государства, страдальцы за веру находились в тюрьмах и лагерях до 1991 г.»

Таким образом, новый музей расскажет не только о новомучениках и исповедниках российских, но и о миллионах людей, которые так или иначе пострадали за свои религиозные убеждения в советские годы. В экспозиции будут представлены судьбы и подвиг «героев веры» – иерархов, известных мучеников Церкви, но в неменьшей степени – и судьбы «простых, иногда незаметных людей, тех самых «белых платочков», которые спасали Церковь», сказал Гарькавый, подчеркнув: «Нужно найти их, причем показать не только батюшек, но и матушек, которые разделили с мужчинами их путь или даже вынесли более страшные испытания».

«История Церкви будет вырастать в новом музее из судеб» – так будет проявляться в экспозиции персоналистский подход. Создатели намерены также руководствоваться принципом исторической достоверности (все истории будут обоснованы подлинными документами и подтверждены вещественными экспонатами) и очень важным принципом «исторического единства Русской Церкви». Это означает, что посетители музея смогут узнать не только о Церкви Московского патриархата, но и о движениях «непоминающих»(катакомбниках»), Русской Зарубежной Церкви (РПЦЗ), Церкви в Украине и Белоруссии и т.д.). Планируется, что музей будет иметь дидактическую направленность, обращаясь через интерактивную экспозицию к подрастающим поколениям.

И. Гарькавый подчеркнул, что новый музей не «поглотит» уже существующую в Бутово экспозицию о пострадавших на полигоне. Эта экспозиция останется самостоятельной, она имеет свои особенности, но опыт в ее создании будет использован в работе над общероссийским музеем.

Кто будет содержать новый музей? «Ни одна церковная структура не сможет потянуть этот музей», – сказал о. Кирилл и пояснил, что сейчас обсуждается вопрос о том, что музей будет государственным, при этом святыни, хранящиеся в нем, будут принадлежать РПЦ, а руководителем, вполне возможно, станет священнослужитель. Как сообщил И. Гарькавый, на разработку музейной концепции был получен президентский грант.

На заседании выступили также представители епархий. Оксана Иванова, научный сотрудник Музея святости, исповедничества и подвижничества на Урале, сделала сообщение о выработке принципов формирования фондов церковных музеев, посвященных подвигу новомучеников и исповедников Церкви Русской.

Инокиня Елизавета (Колпашинская епархия) поделилась историей создания документального фильма о новомучениках, имена которых связаны с Нарымским краем – столицей сибирского ГУЛАГа. По ее словам, тема новомучеников не интересна в этих местах никому: в Нарыме есть «шикарный музей Сталина» (который пробыл здесь в ссылке 38 дней), но в местном краеведческом музее нет ни одного упоминания о пострадавших за веру. Монахиня и ее сотрудники поставили цель – сделать такой фильм, который бы открыл подвиг новомучеников не только для церковных людей.

Имена 97 прославленных новомучеников связаны с Вятлагом, где погибло около 100 тысяч человек, из них 18 тысяч – священнослужители. О сохранении их памяти на Вятской земле рассказал протоиерей Андрей Лебедев, член комиссии по канонизации святых Вятской епархии, преподаватель Вятского духовного училища.

Отец Андрей отметил, что в Вятской Епархии ведется планомерная работа по увековечиванию памяти святых, подвига священнослужителей, пострадавших в Вятлаге и других местах на территории Кировской области. Комиссии по канонизации святых Вятской епархии примет участие совместно с организаторами музея в увековечивании памяти имен и мест репрессий, находящихся на территории Вятской митрополии.

Кира Аристова, доцент Пензенского государственного университета, поделилась опытом сбора устной истории о жизни православных приходов на Пензенской земле в советское время. Эту работу инициировал и координирует Духовно-просветительский центр им. свт. Иннокентия Пензенского.

Иеромонах Иаков (Воронцов) рассказал о том, как рядом с кафедральным собором Казахстанской митрополии в г. Нурсултан был создан музей новомучеников и исповедников, рассказывающий о заключенных Карлага и узницах АЛЖИРа (Акмолинский лагерь жен изменников родины). Этот музей – совместный проект Казахстанской митрополии и ПСТГУ.

Олег Котов (Преображенское содружество православных братств, Москва) представил мемориальную акцию «Теплоход памяти»: начиная с 2017 года участники акции, собравшись на арендованном теплоходе, молитвенно поминают узников Дмитлага НКВД, погибших при строительстве канала Москва — Волга. О. Котов сообщил, что 9 мая 2020 г. планируется акция «Теплоход Победы», посвященная роли канала в обороне Москвы и всем павшим в годы репрессий и Великой Отечественной войны.

Павел Альбощий, белгородский краевед, сделал сообщение «Проблемы выявления и увековечения памятных мест и жертв Красного террора 1918-1919 гг. в городе Белгороде» и представил проект мемориального комплекса «Белгородская голгофа».

Протоиерей Игорь Затолкин (Искитимская епархия) рассказал о создании церковно-исторического музея при храме в честь новомучеников и исповедников Церкви Русской в Искитиме. Татьяна Гусева (Кузнецкая епархия) поделилась опытом устроения мемориала на месте расстрелов в г. Кузнецке. «Проект “Туркестанская Голгофа”» – тема выступления Ольги Борисовой (Свято-Филаретовский институт, Москва). Доцент МПГУ Светлана Шестакова рассказала о том, как проводить с молодежью занятия, посвященные новомученикам российским.

По материалам сайта www.blagovest-info.ru

Фото

Возврат к списку