31.01.2020

Шаляпин и вятские художники

1 (13) февраля 1873 года в г. Казани в семье вятских крестьян родился Фёдор Иванович Шаляпин (1873–1938), будущий великий оперный певец. Шаляпинская тема до сих пор не звучала на страницах нашей газеты, между тем Вятское Шаляпинское общество в прошлом году отметило своё 25-летие.

Председателями правления общества в разное время были краевед Борис Васильевич Садырин, журналист и поэт Тамара Константиновна Николаева, лидер ветеранского движения Татьяна Ивановна Кармазина. Бессменным секретарём этой общественной организации является музыковед Татьяна Андреевна Груденкова. Исследование родовых корней великого артиста, начатое краеведом О.Н. Виноградовым, изучение судьбы и творчества Фёдора Ивановича, поиски его родственников, экспедиции по памятным шаляпинским местам России, создание архива — задачи Вятского Шаляпинского общества. А сколько концертов, выставок, творческих вечеров, выступлений с лекциями, игровыми представлениями и конкурсами было проведено за это время!

В Областной научной библиотеке имени А.И. Герцена уже трижды состоялись Шаляпинские чтения, имеющие просветительское значение и направленные на популяризацию имени Ф.И. Шаляпина. Ему посвящались публикации в газете «Вятская речь» и альманахе «Вятский свистун». Вышли четыре книги из серии «Фёдор Шаляпин и Вятская земля». Восемь лет существует Шаляпинская гостиная при библиотеке имени А.М. Горького областного центра. Оркестру народных инструментов колледжа музыкального искусства имени И.В. Казенина присвоено имя Ф.И. Шаляпина. В 2014 году у здания областного драматического театра установлен памятник Фёдору Ивановичу. Многолетние усилия энтузиастов не прошли даром.

С 2000 года заседания Вятского Шаляпинского общества проходили в Доме-музее художника Н.Н. Хохрякова. В 2013 году к 140-летию со дня рождения Ф.И. Шаляпина в музее экспонировалась выставка «Время не тронуло гения». На ней были представлены хранящиеся в фондах Вятского художественного музея имени В.М. и А.М. Васнецовых произведения М.А. Врубеля, К.А. Коровина, В.А. Серова, Б.М. Кустодиева, А.А. Рылова и других русских художников рубежа XIX–XX столетий. Сам Шаляпин говорил, что «после великой и правдивой русской драмы влияния живописи занимают в моей артистической биографии первое место».

В этой статье мы вспомним земляков великого певца — мастеров изобразительного искусства, родившихся в Вятском крае, в Кумёнско-Вожгальской округе. В этом году исполняется 145 лет со дня рождения кумёнского художника Александра Владимировича Фищева (1875–1968). Крестьянин по происхождению и сверстник Шаляпина, он встречался с артистом в Петербурге, в Академии художеств и в Общине художников. Как известно, «вятский мужичонко» Фёдор Шаляпин первым браком женился на итальянской балерине Иоле Торнаги. Александр Фищев связал свою жизнь с певицей Марией Лазоревой. Шаляпины и Фищевы принадлежали к творческой элите Петербурга. Сохранилась фотография, на которой в 1914 году Александр Владимирович с женой Марией Дмитриевной снялись с Ф.И. Шаляпиным среди студентов Академии художеств. События 1917 года коренным образом изменили судьбу многих людей. Фищевым пришлось перебраться в родные кумёнские места. Лучшими произведениями Александра Владимировича остались полотна петербургского периода, хранящиеся в коллекции Вятского художественного музея имени В.М. и А.М. Васнецовых. Это портреты неизвестной красавицы-актрисы и свояченицы Евгении, а также лиричные натурные композиции «Под белым зонтиком», «Чаепитие» и «Натюрморт с виноградом». Живя в Вятке, в 1925 году Александр Владимирович подарил вятскому музею свой рисунок 1910 года, запечатлевший умершего художника Михаила Врубеля. Об этом гениальном мастере, вдохновлявшем своими незаурядными художественными образами Шаляпина, Фёдор Иванович говорил, что у того произошёл разлад между высоким духом и тщедушным телом, отчего и последовала преждевременная смерть.

Друзья-художники учили артиста делать грим или своими произведениями подсказывали ему сценический образ. Так произошло с Виктором Васнецовым, написавшим этюд царя Ивана Грозного. Историческое мышление нашего знаменитого земляка позволило ему создать достоверный образ, «примеренный» Фёдором Ивановичем на себя. Когда Васнецов увидел в гриме Шаляпина-Грозного, как будто списанном с его этюда, у художника родилась целостная картина: в проёме окна храма Василия Блаженного под пятой у государя в узорочье шитых одежд лежит заснеженный город, а в лице царя — «древний ужас». Это всё подсказано «Феденькой». Так помогали друг другу творить Васнецов и Шаляпин, два вятчанина, удостоенные Французской Республикой ордена Почётного легиона.

Фёдор Иванович говорил, что каждая новая театральная постановка сближала его с каким-нибудь замечательным русским художником. Для оперы «Хованщина» М.П. Мусоргского Аполлинарий Васнецов оформил сцену исторически достоверными, необычайно красивыми декорациями. Создательница мемориального музея-квартиры А.М. Васнецова в Москве, невестка художника Екатерина Константиновна часто говорила гостям: «Когда-то здесь собирались писатели, артисты, художники, историки. Пел в гостиной и пил чай сам Фёдор Иванович Шаляпин!». Сын Всеволод Аполлинарьевич в книге воспоминаний «Страницы прошлого» описал один эпизод на выставке. Аполлинарий Михайлович, организатор и участник экспозиции «Союза русских художников», казался мальчику большим, значительным, но, как только появился Шаляпин и занял так много места, Васнецов как будто стал меньше ростом.

«Массивные духом, крепкие телом богатыри. Такими именно были братья Васнецовы», — отзывался о земляках Фёдор Иванович, возможно, имея в виду и себя, и отца своего Ивана Яковлевича. Кстати, Аполлинарий Васнецов был назван в честь мамы Аполлинарии Ивановны, в девичестве Кибардиной, которая была родом из села Березино той же Кумёнско-Вожгальской округи, что и родители Шаляпина.

* * *

Хотелось бы вспомнить художников, связанных с этими местами. Фамилия Геннадия Николаевича Бушмелёва (1903–1970) происходит от названия деревни Бушмели Кумёнской волости. Его мама Дарья жила в Вятке в работницах у купца и фотографа Петра Григорьевича Тихонова. Его старший сын Николай полюбил деревенскую красавицу, но брак был бы неравный, и беременная Дарья поехала в родную деревню одна. Через десять лет осиротевшего Геннадия бабушка отправила в Вятку. Мальчик разыскал деда и воспитывался у него до 1918 года. После расстрела Петра Тихонова, старосты Воскресенского собора, Геннадий попал в Бобинский приют. В 1920 году с группой активистов Митинского школьного городка он ездил в Москву и видел выступление Ф.И. Шаляпина. Впечатление осталось на всю жизнь. Может быть, поэтому Геннадий Бушмелёв поступил на театрально-декорационное отделение Высшего художественно-технического института в Москве, а потом сотрудничал со многими театрами страны, украшал площади и парки столицы, занимался фотографией и киноделом. Его сын Борис Бушмелёв, график, скульптор и кинорежиссёр, устраивает выставки в Москве и Вятке, раскрывая многогранное искусство отца.

Именно в Вятском художественно-промышленном техникуме в 1920-е годы получили начальное художественное образование и Г.Н. Бушмелёв, и его сверстник М.И. Пиков (1903–1971), сын кузнеца из деревни Шмониха Вожгальского уезда, будущий художник. В своём письме-автобиографии Михаил Иванович вспоминал учителя рисования в вожгальской школе Николая Николаевича Полянского, предки-священники которого заботились об украшении церквей. Михаил мог слышать в детстве рассказы о Шаляпине, приезжавшем в 1901 году к больному отцу. Фамилия заседателя Пикова, очевидно родственника художника, стоит под постановлением Вожгальского волостного правления от 4 августа 1898 года при выдаче паспорта Фёдору Шаляпину для заключения брака с Иолой Торнаги.

Пиков, как и Бушмелёв, после Вятки учился в Москве у выдающегося графика Владимира Андреевича Фаворского, происходившего из нижегородского священнического рода. Вместе с ним они оформили издание «Слова о полку Игореве». Ювелирная техника резьбы по дереву увлекла Михаила Ивановича на всю жизнь. Он — создатель иллюстраций к «Божественной комедии» Данте, к «Илиаде» Гомера, к пьесам и сонетам Шекспира, к другим мировым шедеврам.

Художник Василий Михайлович Тукмачёв (1910–1984) родился в селе Большой Перелаз близ Вожгал в семье священника, который соборовал перед кончиной отца Шаляпина Ивана Яковлевича. Батюшка Михаил был знаком и с Фёдором Ивановичем. Позднее Василий Тукмачёв бывал в Москве у драматической актрисы Ирины Фёдоровны Шаляпиной-Бакшеевой, дочери певца, и имел с ней переписку. Василий Михайлович много лет работал с Горьковским книжным издательством. В Киров он приезжал к сыну Михаилу и занимался здесь живописью. В 1985 году Михаил Васильевич, преподаватель Кировского политехнического института, подарил вятскому музею два этюда отца: берег реки Вятки с Феодоровской церковью и домик художника Н.Н. Хохрякова в Копанском переулке, где ещё юношей Василий Тукмачёв показывал Николаю Николаевичу свои первые рисунки и акварели.

Н.Н. Хохряков в Вятке и А.М. Васнецов в Москве выпестовали самого прославленного своего ученика Алексея Владимировича Исупова (1889–1957). Он родился в семье резчика и позолотчика иконостасов. По мнению исследователя родословных В.А. Любимова, Исуповы с Шаляпиными были родственниками. После окончания Московского училища живописи, ваяния и зодчества Алексей Владимирович из-за болей в суставах по рекомендации врачей переселился в Италию. Исупов стал европейски известным художником. Около трёхсот своих произведений он завещал Родине, в том числе Вятке, музею, где хранителем картинной галереи 15 лет работал художник Николай Хохряков. Из Италии Алексей Владимирович писал в Москву Аполлинарию Васнецову и просил передать поклон «отцу нашему Николаичу». Шаляпин, живший в эмиграции в Париже, и Исупов в Риме интересовались друг другом и, наверное, встречались…

Вятский художественный музей имени В.М. и А.М. Васнецовых хранит произведения каждого из этих художников. За 20 лет существования Дома-музея Н.Н. Хохрякова в его гостиной также выставлялись работы земляков Ф.И. Шаляпина из Кумёнско-Вожгальской округи.

Татьяна Малышева

Фото

Возврат к списку