31.01.2020

Статья на стене храма

Одним из непревзойдённых знатоков истории храмов Вятской земли был О.Н. Виноградов. В годы так называемой перестройки, когда после десятилетий официального запрета появилась возможность развивать церковное направление краеведения, Олег Николаевич опубликовал в местной печати серию статей о судьбе вятских храмов. К этому времени за годы работы в архивах и библиотеках он накопил множество сведений о них: и о тех немногочисленных, что действовали, и о тех, что стояли закрытыми и полуразрушенными, и о тех, что остались лишь в воспоминаниях.

В числе последних оказалась деревянная Рождество-Богородицкая церковь, построенная в родном для автора этих строк селе Каксинвае Малмыжского уезда в 1899 году. Через четыре десятилетия она была дотла уничтожена пожаром. Трагический конец храма — почти единственное, что я знал по рассказам местных жителей и по опубликованной в начале 1980-х годов в журнале «Наш современник» повести Владимира Николаевича Крупина «Сороковой день». Живший перед войной в Каксинвае отец известного писателя рассказывал сыну о том, как в селе «в Новый год, на 1938-й, загорелась пятиглавая церковь. Установили неисправность дымоходов. Попа и дьякона посадили. Поп так и умер в заключении. Люди, особенно бабы, спасали иконы, вытаскивая их из огня, а председатель Чугунов велел участковому никого не пускать. Сутки горела церковь. Потом бабы ходили пепел разгребать. Кресты находили, металл скорченный».

Единственное, что осталось от храма, — его каменный фундамент. Впоследствии на земле, покрывшей пепелище, выросли берёзки, в которых мы, школьники младших классов, любили играть в войну. А в бывшем доме священника, где и до сей поры находится клуб, смотрели кино и состязались в искусстве забивания в лузу бильярдных шаров.

Мне давно хотелось подробнее узнать об истории церкви, которая, как и всюду на Руси, по словам писателя Владимира Алексеевича Солоухина, была «пожалуй, тем единственным в сельской местности, что осуществляло связь времён. У других — родословное древо до XVI века, а то и древнее, семейные предания, реликвии, а мы в деревне дальше прадеда ничего уж не помним и ничего не храним. В церкви же все предметы прошли через века». Конечно, применительно к каксинвайскому храму о веках говорить не приходится, но здесь крестили моих дедушек и бабушек, родителей и родственников.

Став во второй половине 1980-х годов сотрудником «Кировской правды», я завёл на страницах газеты рубрику «Летопись сёл и деревень», одним из активных авторов которой и стал О.Н. Виноградов. А поскольку история населённых пунктов часто переплетена с историей Православия, то немало места в статьях отводилось именно церквям. Не стал исключением и Каксинвай, о котором Олег Николаевич написал по моей просьбе. Его публикация о селе, украшенная репродукцией редкого дореволюционного снимка с видом Рождество-Богородицкого храма, появилась на страницах областного издания 22 февраля 1991 года.

Жители Каксинвая бережно хранили газетную вырезку, а один из них, ветеран Великой Отечественной войны, самодеятельный художник А.П. Пирогов, полностью переписал текст печатными буквами на двух больших листах ватмана. Основную часть первого из них занимало цветное изображение церкви. Его Алексей Петрович перерисовал с помещённой в газете фотографии. Оба листа висели на стене в сельском Доме культуры. Любой приходящий сюда мог узнать о елабужских купцах Стахеевых и Чернове, на чьи деньги был возведён храм, о его внутреннем убранстве и библиотеке, в которой число одних только светских книг доходило почти до 130, о визите в Каксинвай правящего архиерея, о сельском причте…

В 2004 году на месте сгоревшего церковного здания был возведён (поистине, восстал из пепла!) деревянный храм, внешне очень похожий на прежний. Средства на него пожертвовали живущие в Казани местные уроженцы Решетниковы, которых поддержали члены их семей. Наряду с принесёнными каксинвайцами старыми иконами и специально написанными новыми под сводами Рождество-Богородицкой церкви нашлось место и для листов со статьёй О.Н. Виноградова. Перенесённые сюда из Дома культуры, они в застеклённых деревянных рамках заняли место на одной из стен. Вряд ли чья-то ещё газетная публикация удостоилась такой чести!

Владимир Семибратов

Фото

Возврат к списку