29.10.2019

Социальные последствия роботизации

«Социальные последствия роботизации» — так называется тема, которую поручено рассмотреть Комиссии по вопросам общественной жизни, культуры, науки и информации Межсоборного Присутствия Русской Православной Церкви. Об этом же мы побеседовали с членом Комиссии протоиереем Александром Балыбердиным, ключарём Успенского кафедрального собора г. Вятки, кандидатом исторических наук.

— Отец Александр, почему тема последствий роботизации волнует Церковь? Разве это актуально для нас?

— Именно так думают многие. Как говорит пословица, «пока гром не грянет, мужик не перекрестится». Но не получится ли так, что, когда «гром грянет», будет поздно «кулаками махать». Ведь вызванные им перемены коснутся судеб миллионов людей, в том числе наших родных и близких. Немногие сегодня осознают реальную опасность этого явления современности. Может быть, так происходит потому, что плотность роботизации в России в разы меньше, чем в Евросоюзе, Америке, Корее, Японии, Китае и других странах. К тому же, из-за достаточно сложной демографической ситуации и, соответственно, из-за нехватки рабочих рук социальные последствия роботизации у нас пока ощущаются не так остро. Но, думаю, что нашей стране также придётся столкнуться с этой проблемой.

Применение роботов в производстве, а именно это и называется роботизацией, даёт преимущество в конкурентной борьбе. В частности, позволяет сократить себестоимость продукции и повысить производительность труда. Поэтому товары и услуги, произведённые без роботов, обычным способом, зачастую уступают в качестве и являются более дорогими, что приводит к определённым последствиям. Американский программист Мартин Форт, один из ведущих экспертов в этой сфере, в книге «Роботы наступают. Развитие технологий и будущее без работы», увидевшей свет в 2015 году, выделяет три главных вызова роботизации: массовую безработицу, дальнейшее нарастание неравенства и проблемы безопасности, связанные с развитием так называемых «облачных» технологий.

— Насколько массовым может быть сокращение рабочих мест?

— Возможно, что уже через 10–15 лет могут исчезнуть профессии бухгалтера, юриста, официанта. С широким распространением электронных переводчиков труд учителей иностранного языка окажется невостребованным. Транспорт станет беспилотным, и ненужными будут водители. Эксперты отмечают, что развитие технологий сегодня идёт такими быстрыми темпами, что вскоре роботы научатся выполнять довольно сложные работы и смогут заменить, например, врачей-рентгенологов, труд которых требует высокой квалификации и опыта.

— Как же людям не остаться без работы?

— Во-первых, выбирая профессию, нужно принимать во внимание возможность её автоматизации. Кстати, в интернете можно найти специальный калькулятор, который поможет её рассчитать. Например, работа помощника кассира может быть автоматизирована с вероятностью 98,3 %, помощника юриста — 94,5 %, официанта — 93,7 %, бухгалтера — 93,5 %, горничной — 68,8 %, программиста — 48 , преподавателя средней школы — 17,4 %, а вот учителя начальных классов — всего 0,4 %, потому что он не только учит, но также и воспитывает. Поэтому, если не хотите потерять работу, выбирайте профессии, связанные не с машинами, буквами и цифрами, а с общением и творчеством. Во-вторых, надо осознавать, что в современном мире трудно найти профессию, похожую на настоящую любовь, которая «раз и навсегда». Нужно быть готовым приобрести новую специальность и учиться в течение всей жизни.

— Какие негативные последствия роботизация может принести в целом обществу, народам и странам?

— В будущем от плотности роботизации будут зависеть судьбы не только предприятий и компаний, но также регионов и целых стран. Неравенство между ними будет только нарастать, что может привести к военным конфликтам с участием армий, значительную часть которых будут составлять роботы и киберфизические системы. Известно заявление о том, что уже в обозримом будущем в армии США таковых может быть до четверти личного состава.

— Это похоже на сценарий фантастического фильма…

— Как показала жизнь, фантасты не раз оказывались правы. Добавьте к этому проблемы безопасности, связанные с тем, что огромные массивы информации, необходимые для функционирования роботов, будут храниться в «облаке», то есть в виртуальном пространстве. Уже сейчас многие хранят свои фотографии и документы на Googleили Yandex-дискaх, совершенно не заботясь о том, что ими во вред владельцу может воспользоваться кто-то другой.

— И всё же почему вопрос о социальных последствиях роботизации включён в повестку Межсоборного Присутствия? Какие пути его решения может предложить Церковь?

— Конечно, ключевую роль в том, чтобы предвидеть и смягчить нежелательные последствия роботизации, должно играть государство, а также институты гражданского общества. Однако не должны оставаться в стороне и сами люди, ведь, как известно, «под лежачий камень вода не течёт». Церковь же всегда была со своей паствой. Поэтому она должна быть в состоянии дать ответ на перечисленные выше вызовы и для этого изучить сам вопрос, который имеет не только социальное, но и духовное измерение.

Сегодня большинство наших современников живёт в окружении машин, компьютеров, смартфонов, роботов, и очевидно, что это не может не влиять на их внутренний мир. Уверен, что изучение темы отношения Церкви к новым технологиям, поможет сделать важный и верный шаг в решении многих вызовов современности. Нужно понимать, что в центре этого вопроса — не роботы, а человек, души наших детей и внуков, которым предстоит жить в мире «высоких» технологий. Каким будет этот мир? Найдётся ли в нём место для веры, надежды и любви? Не так давно я пробовал ответить на эти вопросы на страницах тетралогии «Буковый лес», а теперь представилась возможность продолжить этот разговор в Комиссии Межсоборного Присутствия. Нужно её использовать, в том числе ради нашего общего будущего.


Возврат к списку