20.09.2018

Слово митрополита Вятского и Слободского Марка памяти 100-летия подвига священномученика Михаила Тихоницкого

Уважаемые участники конференции! Всечестные отцы! Братья и сёстры! Сердечно приветствую и поздравляю вас с открытием церковного собрания, посвященного памяти священномученика Михаила Тихоницкого!

За годы советской власти за Христа в России пострадали сотни тысяч православных людей. Список одних только расстрелянных по приговорам, согласно чрезвычайно заниженной статистике НКВД, в период «Большого террора» 1937-1938 годов составил около 700 тысяч человек, а сколько еще погибло невинных людей на этапах, в лагерях и ссылках, на поселениях и «коммунистических стройках века», сколько было замучено праведников в тюрьмах без суда и следствия?

На сегодняшний день Русской Православной Церковью к лику мучеников было поименно причислено 1776 человек. Это только малое начало прославления великого сонма Новомучеников и Исповедников. Их подвиг отличался от того пути, которым прошли первомученики христианские. Древние «свидетели Истины» часто жили в ожидании гонений, внутренне готовились к ним, как к вполне реальному, а то и неизбежному исходу земной жизни. Русские православные страдальцы в большинстве случаев и представить не могли, что их Державное Отечество во мгновение ока станет одним большим концлагерем, а некоторые еще вчера верующие соседи – мучителями и отступниками.

В книгах о Новомучениках мы отыщем совсем немного фактов чудодейственной помощи Божией в совершаемых ими подвигах стояния за веру. Сами Новомученики предпочитали умалчивать о теплоте Святого Духа, действующего в их сердцах. Они сохраняли тайну дарованной силы Господней от всех, чтобы высказанным словом не умалить ее свободное сердечное течение и сохранить по живой святоотеческой традиции в сокровенности личные взаимоотношения со Христом.

Меня больше всего волнует простота их подвига, негромкость их страдальческого противостояния антихристианскому «красному террору». Да, многие из них жили в царской России доброустроенно с несокрушимой уверенностью в прочное солнцестояние Православной Державы. Но удивительное дело, мы не знаем практически ни одного случая отречения от веры среди тех, кто был высоко вознесен в церковной иерархии, отказа от Христа ради своих земных привилегий или прочного социального благополучия. Со стороны многие считали, что они живут в довольстве и самодостаточности, а получилось, что жить-то они жили, но не прилеплялись к земным сокровищам своего века. И когда внезапно, «как разбойники в ночи», на русскую землю пришли лютые трагические бедствия семнадцатого года, оказалось, что именно эти-то благополучные и не героичные по виду люди, сохранили самое главное в себе: любовь ко Христу и к Его святой Церкви. Действенная любовь к Богу дала им победные силы не отречься от своего церковного служения, не пойти на трусливое соглашательство с безбожной властью.

Путь следования за Христом — это всегда путь несения креста. Путь к Пасхе всегда лежит через Голгофу. Этим путём прошёл Христос; этот путь избрали первые христиане, по нему следовали святые, поколения за поколениями. Этим путем прошел и наш соотечественник, вятский святой, священномученик Михаил Тихоницкий.

Высокий подвиг мужества мы находим в его жизни. Родился будущий священномученик в простой семье псаломщика. Свое пастырское служение начал в Ильинской церкви Ижевского завода, а в 1880 году он был переведен в город Орлов. Отец Михаил был добрым и отзывчивым человеком, любил своих прихожан, и они платили ему ответной любовью.

В 1917 году, когда Россию захлестнула волна революции и красного террора, патриарх Тихон издал послание, в котором предал анафеме - отделению от Церкви - ее воинственных гонителей, призвал всех людей к миру и согласию. 15 февраля 1918 года отец Михаил зачитал послание патриарха за Литургией в храме. Вскоре он был арестован и предан суду. Прихожане заступились за священника и смогли упросить отложить арест. Но, спустя полгода, когда страну захлестнула новая волна красного террора, отец Михаил был снова схвачен. Чрезвычайная Комиссия при Трибунале, произведя следствие, постановила: «за распространение контрреволюционных воззваний священника Михаила Тихоницкого расстрелять». Приговор был приведен в исполнение 20 сентября 1918 года.

Из рассказов современников известно, что отец Михаил не боялся смерти. Своих близких и прихожан он тоже наставлял быть мужественными и не страшиться возможных страданий за веру. Откуда у обычного приходского священника была такая верность Богу, такое бесстрашие? Ответ в Евангелии: по завету Христа он «не боялся, а только веровал» (Мк. 5, 36).

Священномученик Михаил засвидетельствовал своими страданиями, своей мученической кончиной, что его вера дороже ему, драгоценнее всего на свете, и что ради этой веры, ради Бога, в Которого он верит, Кого исповедует, стоит не только жить достойно, но и умереть.

Какой это высокий пример для всех нас, живущих сейчас! Современный человек так плотно включен в сегодняшнюю цивилизацию комфорта, что возможно, в час испытания пошатнется, не потому, что от него потребуют отречения от веры, а потому, что он привык к своим многолетним житейским удобствам. Вполне возможно, что лишиться этого домашнего уютного мира ему будет гораздо сложнее, чем пойти за Христом, когда это потребуется.

Более семидесяти лет практически без перерыва продолжались испытания Русской Церкви под беспрецедентным давлением советской власти. Огромный земной срок! Трехвековая раннехристианская эпоха мучеников не знала такой временной непрерывности. Русская Церковь с честью выдержала это испытание на верность. Теперь у нас есть свой духовно-практический опыт противодействия современным формам антихристианских гонений. Он зафиксировал в житиях Новомучеников, в житии священномученика Михаила. Это наше бесценное духовное наследие, жизненная энциклопедия сопротивления антихристианскому духу. Поэтому, не следует бояться любых двусмысленных, духовно неоднозначных проявлений мира: ни плотных информационно-коммуникативных потоков, ни биотехнологий, ни электронных паспортов, ни штрих-кодов - ничего «под небом и на земле», чем пугают духовно прельщающие себя люди. Мы будем «бояться» только Бога и будем надеяться на Его милость, как надеялись Новомученики и Исповедники Российские. В своих чаяниях они не посрамились.

Мы с благоговением сегодня вспоминаем подвиг веры священномученика Михаила Тихоницкого, подвиг всех Новомучеников и Исповедников Церкви Русской, молитвами которых, верим, не оставил Господь народ наш и нашу землю. Мы благодарим Господа за явленное всему миру чудо — возрождение веры и традиций благочестия, за восстановление порушенных святынь, за новые храмы и монастыри, само строительство которых — видимый знак глубоких перемен, произошедших в сердцах людей.

Памятуя о трагических событиях ХХ века и размышляя об их причинах, мы, русские люди, без сомнения, вынесли главный урок минувшего столетия: без Бога никакое государственное или общественное строительство не приведет к благополучной и спокойной жизни. Этот урок многому нас научил и от многого должен предостеречь.

МАРК 
МИТРОПОЛИТ ВЯТСКИЙ И СЛОБОДСКОЙ
Орлов, сентябрь 2018 года 

Возврат к списку