12.07.2018

Памятник побеждающей веры

Недавно в городе Кирове на общественных слушаниях, организованных администрацией, решался вопрос об установке памятника святым Царственным Страстотерпцам в городе Кирове. Памятник благотворительно изготовили инициативные жители города, Вятская Епархия поддержала доброе начинание, собрав несколько тысяч подписей во время Великорецкого крестного хода, так что народное мнение об установке памятника было выражено достаточно представительно. Вместе с тем, в социальных сетях не прекращалась информационная шумиха, организованная противниками установки памятника. Чаще это были просто гневные эмоции, не подкреплённые какими-либо серьёзными аргументами, либо приведённые аргументы были родом из советской эпохи и не выдерживали серьёзной критики.

Тем не менее, исполняя букву Закона, администрация города Кирова назначила общественные слушания по данному вопросу. Наверное, мнения депутатов городской думы, избранной тем же народом, было недостаточно. В течение нескольких часов каждый участник слушаний имел возможность высказать свободно своё мнение, что оценили даже извечные оппоненты администрации. Теперь гневные эмоции, выраженные противниками памятника в социальных сетях, открыто звучали в здании администрации. Православные, конечно, тоже не молчали. Было что сказать в защиту императорской семьи. В конце концов, вопрос был вынесен на рассмотрение депутатов городской думы.

И сторонники, и противники памятника ожидали судьбоносного решения, но… решения не последовало. Вопрос о памятнике просто был снят с повестки дня и отложен на неопределённое время. Позиция народных избранников и администрации оказалась более чем странной. Проигнорировать мнение нескольких тысяч участников Великорецкого крестного хода из-за какой-то шумихи в социальных сетях?.. Таким был суд человеческий над памятью императора и его семьи спустя 100 лет после их мученической кончины. Видимо, город Киров по своему духовному состоянию всё ещё соответствует своему названию. Памятники Ленину и улицы с революционными названиями являются для кировчан неприкосновенными, а вот для памятника святым Страстотерпцам, призывающему нас осмыслить пройденный страной путь за последние 100 лет, и своё собственное духовное состояние, места не нашлось.

Правда, как некий компромисс, сторонникам памятника было рекомендовано, ввиду отсутствия общественного согласия по данному вопросу, установить памятник святым Страстотерпцам на территории Трифонова монастыря, либо любого храма Вятской Епархии. Мол, земля церковная, и делайте что хотите, а в общественное пространство с памятником выходить не надо, многим это не нравится и может оскорблять атеистов и им подобных.

К слову говоря, Церковь уже давно прославила Царскую семью как святых, их иконы можно видеть в каждом храме. Поэтому рекомендацию установить памятник на территории одного из храмов можно расценить лишь как попытку лишить тысячи верующих людей гражданской инициативы, направленной на украшение родного города и воспитание исторической памяти и загнать их в общественное гетто, ограничив все инициативы территорией храма, как это было в советское время.

По этой логике можно было бы все памятники Ленину перенести на территорию горкома КПРФ, но они почему-то считаются неприкосновенными… Хотя у верующих людей имя Ленина вызывает совершенно конкретные ассоциации. Роль его в истории Церкви очевидна – это роль палача и гонителя. Как оскорбление религиозных чувств верующих людей можно расценивать наличие в городе улиц Урицкого, Воровского, Володарского и им подобных вождей красного террора. Память террористов и убийц своего народа увековечена в названиях улиц города. По этой логике этот ряд могли бы продолжить улицы Гитлера, Дудаева, Басаева и других извергов и террористов, которые пролили крови не меньше, чем вожди красного террора. Ведь стоит же до сих пор памятник Степану Халтурину. Как расценить его действия и роль в истории с точки зрения Закона любого государства, даже современного? Власти предпочитают по этому поводу стыдливо молчать, а то опять придётся делать общественные слушания.

Только услышим ли мы в этих слушаниях голос собственной совести?

А пока люди его не слышат, Господь своим промыслом всё решает по-Своему.

Памятник царской семье будет установлен на территории Серафимовского храма города Кирова.

Интересно то, что этот вариант не предлагался ни противниками памятника, ни администрацией города, ни самой Вятской Епархией. Инициатива поступила от прихожан Серафимовского храма и была поддержана в Вятской Епархии.

Узнав о новом месте установки памятника, я был удивлён. Было ощущение, что бушевавшие человеческие эмоции и страсти утихомирили неожиданным для нас образом сами святые, притом второй раз за минувшее столетие. Дело в том, что преподобный Серафим Саровский был прославлен как святой в 1903 году по распоряжению императора. Тогда в Святейшем Синоде тоже велась жёсткая дискуссия о предстоящей канонизации. Император эту бесконечную дискуссию прекратил своим распоряжением. Преподобный Серафим был прославлен. Царская семья была в Саровском монастыре при обретении мощей и на торжествах канонизации, которые стали поистине всероссийскими. Вскоре после прославления преподобного Серафима родился наследник престола – цесаревич Алексий.

Тогда же, в начале XX века в Вятке был построен Серафимовский храм – первый на Вятской земле в честь новопрославленного святого, горячо почитаемого простым верующим народом. Преподобный Серафим в долгу не остался. Этот храм остался единственным действующим в городе Кирове в период советских гонений. Тысячи верующих людей в условиях жестоких гонений, искали здесь духовного утешения, призывая на помощь святого, прославленного императором Николаем.

Можно много говорить о чудодейственной помощи преподобного Серафима верующим людям, вот и теперь он вновь пришёл на помощь, приняв в объятия ограды своего храма памятник императору, который его когда-то прославил. Святой не остался в долгу и теперь таким образом прославил императора и его семью в постсоветском городе со стыдливым революционным названием Киров, городе, где народные избранники депутаты, боясь «общественного мнения», отступают от вечной правды Божией, снимая вопрос о памятнике святым с повестки дня, городе, где игнорируется мнение тысяч верующих людей в угоду кучке атеистов и коммунистов, пресловутому «общественному мнению», основанному на эмоциях и мифах советской эпохи, городе, где вопросы восстановления исторической памяти решаются очень тяжело и болезненно, потому что он по-прежнему Киров.

Впрочем, для святых это не важно. Они помогают верующим в любую эпоху, независимо от общественного мнения и решения властей. Вот и теперь, памятник стоит, и очевидно, что иной суд человеческий, а иной суд Божий. Нас же всех рассудит история. Общественное мнение переменчиво, а правда Божия вечна.

100 лет назад революционерам казалось, что они путём террора, расстрелов, гражданской войны, раскулачивания и насилия строят «светлое будущее». С последовательной жестокостью, они пытались убеждать страну в том, что Бога нет и надо верить только в компартию и её идеалы. К чему это привело на Вятской земле, мы можем видеть своими глазами. Город потерял почти все храмы и стал серым и безликим, как и все стандартные советские города, за городом мы увидим бесконечные вымершие и распавшиеся деревни и сёла на бескрайних Вятских просторах, где сейчас выпиливают остатки леса. Там где до революции кипела жизнь, жили многодетные крестьянские семьи, любившие родную землю с детских лет, теперь увидим руины домов. Молодёжь повально стремится уехать в Москву за тем же «светлым будущим», только теперь уже основанном на деньгах. Только есть ли оно, это будущее? Статистика браков и разводов, рождаемости детей говорит о другом.

Многодетные семьи были нормой жизни в царской России. Многодетным был сам император. У страны было будущее!!! И дело не только в экономическом подъёме. Весь мир удивлялся богатству души русского человека, основанному на вере. А на этом фундаменте можно было строить и семьи, и будущее великой страны.

Безбожная власть плюнула в душу миллионам верующих. Уничтожала их физически, рушила храмы, оскверняла святыни, делала всё, чтобы народ забыл свою историю. Искалеченные души и судьбы миллионов людей, нынешняя духовная пустота и неустроенность, кто за это ответит? Коммунисты? Власти?

За нашу жизнь мы отвечаем сами, и перед Богом, и перед совестью, и перед своими потомками. Кировчане высказали своё мнение о святых, святые по-своему рассудили этот спор. Господь рассудит каждого из нас.

Памятник святым Страстотерпцам на территории храма преподобного Серафима, установленный спустя 100 лет после их подвига, говорит о том, что в мире, кроме человеческого греха и страстей есть вечная правда Божия. Господь вновь прославляет любящих Его. Это памятник не только Святому Императору и Его Семье, но всем верующим людям, сохранившим сокровище православной веры в период советского духовного безумия. Эти люди шли путём исповедничества и страданий за веру, многие сподобились венца святых мучеников. Император Николай и его семья понесли этот тяжёлый крест одними из первых. Затем его понесла вся Россия, и православная Вятка. Уцелевший в безбожные годы Серафимовский храм для верующих был не только духовным утешением, но и знамением надежды, что Господь не оставит. Этой веры не понять атеистам и современному «общественному мнению», основанному на безбожии. Но именно эта вера и её исповедание является духовной солью, которая спасает наши души от духовной гнили и растления среди многочисленных современных соблазнов и грехов, даёт нам прочную основу жизни и надежду на вечное счастье с БОГОМ!

P.S.

Вместе с тем, хочется верить, что здравый смысл победит. Депутаты городской думы будут слышать не только мнение оппонентов, но и верующих людей, которые являются такими же гражданами, а не просто членами религиозной организации под названием Вятская Епархия, и которые тоже выразили своё мнение, собрав несколько тысяч подписей в защиту памятника во время Великорецкого крестного хода. Народные избранники на сей раз не учли мнение верующего народа. Видимо не считают нас своими избирателями…

А мнение здесь одно - памятник Святым Страстотерпцам должен стоять в городе, потому что того требует историческая правда, чтобы не замыливалась у горожан совесть, никогда не забывались и никогда более не повторялись кровавые трагедии XX века. Может когда-нибудь это поймут и противники памятника, осознают равнодушные. Нельзя забывать свою историю, а веру в Бога изгонять из общественного пространства. XX век здесь многому научил. Усвоит ли эти уроки современное общество?

Протоиерей Евгений Смирнов

Фото

Возврат к списку