20.02.2018

Великий пост в вопросах и ответах

Великий пост – время отрешения от мирских дел и общения с Богом. Мы идем навстречу Христу, готовим себя к Пасхе, очищаем тело и душу от земного. Пост – это не диета, но время молитвы. Какие особенные богослужения стоит посетить в это время? Что такое Соборование? Нужно ли брать детей на долгие в эти дни службы? На эти и другие вопросы мы попытались ответить в беседе с клириком Серафимовского собора города Кирова, заведующим кафедрой богословских дисциплин в Вятском Духовном училище, кандидатом богословия иереем Василием Писцовым.

 - Отец Василий, в какие дни Великого поста нужно быть в храме?

- Великий пост - само по себе время очень особенное, в том числе в церковном календаре, но и в самом посту не все дни одинаковы. Соответственно, можно выделить особо почитаемые дни, которые лучше провести в храме, так как они наполнены особым смыслом. Первые из них - дни первой седмицы поста, первые четыре дня, когда читается покаянный канон преподобного Андрея Критского. Читается он вечером, на службе, которая называется Великое повечерие.

Канон Андрея Критского - очень яркое, духовное произведение, которое нас ориентирует прежде всего на возбуждение покаянного чувства, на осмысление жизни и на то, чтобы настроить человека на весь последующий период Великого поста. Канон достаточно большой и разбит на четыре части, каждая из которых читается в определенный день.

- Если человек работает и не может быть на чтении, например, канона Андрея Критского, можно заменить домашней молитвой?

- Дело в том, что в Церкви нет строго понятия того, что если ты вдруг не попал на ту или иную службу, то нужно ее обязательно заменить. Нет, но, чтобы не потерять то покаянное настроение, которое воспитывается этим каноном, конечно человеку иногда полезно будет прочитать его дома. Другое дело, что человеку не стоит думать, мол, ладно сегодня тяжело не пойду на канон, а почитаю дома на диване. Лучше, конечно, сходить в храм на совместную молитву.

- Есть в Великий пост еще особенные богослужения, которые желательно посетить?

- Дальше, по церковному уставу, будет изменен порядок богослужений. Так, в Великом посту для Литургии среди недели выделяются только дни среды и пятницы. Именно в них будет совершаться Литургия Преждеосвященных Даров. Служба эта очень красивая, с красивыми песнопениями, спокойным покаянным настроением. Особенность ее заключается в том, что хлеб и вино не становятся Телом и Кровью Христовой, но верующие причащаются заготовленными заранее Дарами. Важно приготовиться и причащаться не только по субботам и воскресеньям, когда совершается полная Литургия, но и в среду и пятницу.

Кроме того, важно заметить, что каждое воскресение в Великом посту обладает своим смыслом. То есть не только прославляет Воскресшего Христа, но и напоминает нам о различных событиях и о жизни святых, которые нас научают к праведной жизни. Например, первое воскресение посвящено празднику Торжества православия, второе - святителю Григорию Паламе , третье воскресенье - Крестопоклонное, четвертое - преп. Иоанну Лествичнику, пятое - преп. Марии Египетской и последнее - празднику Вход Господень в Иерусалим (Вербное воскресенье). Далее уже следует Страстная седмица.

Помимо этих праздничных воскресных дней в Великом посту есть еще несколько служб, которые располагаются внутри недели. Прежде всего это знаменитая служба стояние Марии Египетской, которая совершается на пятой седмице Великого поста в среду вечером. На этой же недели, в субботу, также совершается прославление Пресвятой Богородицы, которая именуется Похвалой Пресвятой Богородицы.

Вот, это вкратце содержание дней Великого поста. Если говорить о Страстной седмице, то есть недели до Пасхи, то там невозможно выделить какой-нибудь один день, потому что там каждый день имеет свое особенное значение. В эту неделю надо, конечно, приложить максимальные усилия, чтобы в преддверии Пасхи, как можно чаще посещать богослужения в храме.

- Как причащаться на последней недели поста: в среду, четверг?

- Причастие на Страстной седмице поста бывает в каждый день, кроме Великой пятницы, когда не совершается Литургии. Однако, особенным днем для причащения, конечно, является день Великого четверга, потому что именно в этот день Сам Христос установил это Таинство. Причащаясь в этот день мы стараемся соприкоснуться с теми событиями, когда Апостолы сидели рядом со Христом и Его слова: сие творите в Мое воспоминание (Первое послание св. Ап . Павла к Коринфянам,11:24.).

- На какую службу Великого поста можно взять детей?

- Дети немного по-другому воспринимают молитву, чем взрослые. Мы стараемся пропустить молитвы через собственное сознание, а для ребенка это зачастую не столько принципиально, для большинства детей гораздо важнее какое-то живое впечатление от общения с Богом. Поэтому здесь невозможно дать никакого определенного совета. Если ребенок знает, что такое молитва, то есть имеет какой-то свой собственный опыт молитвы с родителями дома, то можно его брать и на большие службы. Если же такого опыта у ребенка нет, то вполне вероятно, что для него это будет непонятно и неестественно. Кроме того стоит учитывать, что в обычном храме и монастыре службы отличаются. Вспоминая собственные ощущения из детства, я посещал приходские богослужения, молиться в монастырском храме мне было тяжело, хотя и был опыт молитвы.

- Можно ли Причащать детей на Литургии Преждеосвященных Даров?

- На Литургии Преждеосвященных Даров детей причащать не рекомендуется. Дело в том, что на Литургии Преждеосвященных Даров в Чаше содержится только благословлённое вино, а Кровью Христовою заранее пропитаны частицы Агнца (Хлеба, преложенного в Тело Христово). Так как младенцев, в силу их физиологии, невозможно причастить частицей Тела, а Крови в Чаше нет, то их за Преждеосвященной Литургией и не причащают. Запрет этот существует в Церкви с XIX века, сейчас бытуют разные мнения на этоn счет.

- Давайте еще поговорим про Таинство Соборования, которое совершается во всех храмах в дни Великого поста.

- Соборование - это Таинство, которое совершается не только в дни Великого поста, но так как оно напрямую связанно с покаянием, предваряется зачастую исповедью, то и для совершения Соборования многие люди выбирают время поста, что в принципе достаточно естественно. Другое дело, что с этим Таинством связаны некоторые неправильные мнения, в частности, указания на то, что это есть последнее Таинство, которое совершается перед смертью человека и являет волю Бога - будет он дальше жить или умрет. Конечно, такое понимание у Таинства Соборования тоже есть, но ориентировано оно не только на умирающих. Если следовать Священному Писанию, мы увидим, что Апостол Иаков в своем послании говорит: болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне (Соборное послание св. Ап. Иакова 5:14.). То есть речь идет именно о болящем вообще, поэтому когда мы имеем какие-нибудь недуги телесные и хотим попросить помощи Божией, то можем прибегнуть к Таинству Соборования. Опять же, нелогично приводить на Таинство Соборования детей до семи лет и собороваться для галочки, только потому что идет Великий пост.

- Соборуются один раз?

- Нет никаких канонических правил, ограничивающих количество совершаемого Таинства Соборования. Но тут, как и со всеми другими Таинствами важна разумность, чтобы не получилось, что вы каждую неделю ходите и соборуетесь. Вполне логично для человека, не находящегося в совсем тяжелом состоянии, собороваться один раз за пост.

- Как относиться к совершенному Таинству после? Уместно ли ждать выздоровления на следующий день? Что если выздоровления вообще не случилось?

- Сам смысл Таинства Соборования - это всегда обращение к Богу. Обращаясь к Богу в Таинстве Соборования, нам нужно ждать от Него того же, чего мы ждем от молитвы. Что Господь даст нам просимое, если оно будет нам на пользу, если мы действительно искренне помолились, сопроводив это изменением своей христианской жизни. Важно понимать, что Таинство Соборования не несет в себе никаких магических вещей. Если мы чего-то не получаем, после Соборования, то логично задать себе вопрос: почему. За этим следует очень благодатная для каждого человека цепочка рассуждений, которая показывает несовершенство его жизни.

Пресс-служба Вятской Епархии

Возврат к списку