21.01.2018

Митрополит Вятский и Слободской Марк совершил Божественную литургию в Вознесенском храме поселка Вахруши

В воскресенье, 21 января 2018 года, неделю 33-ю по Пятидесятнице, митрополит Вятский и Слободской Марк совершил Божественную литургию в храме Вознесения Господня поселка Вахруши.

Его Высокопреосвященству сослужили настоятель Вознесенского храма протоиерей Александр Матвеев и благочинный Трифонова монастыря игумен Вениамин (Веселов).

Богослужебные песнопения исполнили хор Успенского кафедрального собора города Кирова (регент - Людмила Телегина) и хор Вознесенского храма поселка Вахруши (регент - Елена Матвеева).

Помолиться в воскресный день за архиерейским богослужением пришли многие верующие жители поселка, а также воспитанники Воскресной школы храма.

После сугубой ектении митрополит Марк вознес молитву о мире на Украине.

Перед Таинством Причастия Святых Христовых Таин архиерей обратился к верующим с проповедью:

- Среди годичного круга богослужений есть отдельный период (он называется Святками, то есть святыми днями, наполненными светом), он составляет одну десятую часть, которую мы посвящаем Богу. Это есть исполнение одной из Ветхозаветных заповедей, о том, чтобы мы приносили определенную жертву. Почему мы это делаем? Потому что через посвящение своего труда, через эту жертву освящаем нашу с вами жизнь.

Рассуждая над Святками, над Рождеством Христовым, постепенно постигаем тайну не просто Боговоплощения, а постигаем тайну спасения рода человеческого. Конечно, наш разум не может вместить, как Сын Божий, вторая ипостась Триединого Бога, рождается и возрастает среди людей. Но во Христе две природы: Божественная и человеческая...

В раю человек имел опыт непосредственного богообщения. Так было до грехопадения, когда человек нарушил правило богообщения, после оно сразу прекратилось. Причем, по вине самого человека. Он вкушает запретный плод и начинает прятаться от Бога. Что тогда происходит? «И воззвал Господь Бог к Адаму и сказал ему: где ты?». Неужели Вездесущий Бог не знает где он? Свойство падшей человеческой природы оправдываться. Своими вопросами Бог призывал Адама к покаянию, но он, мы с вами тоже так делаем, он говорит: «жена, которую Ты мне дал, она дала мне от дерева, и я ел». То есть винит Бога «жена, которую Ты мне дал» или другого человека «она дала мне от дерева, и я ел». И изгнание Адама из рая - это благо для человека, потому что падшая природа не выдерживает присутствия Божьего. Потеряв это общение, его восстанавливает не человек, а Бог, потому что невозможно человеку, Богу возможно. Восприняв на Себя человеческое естество и приняв крещение от Иоанна Предтечи, Он показывает, что пришел исполнить всякий закон, всякую правду. Исполняя заповеди, мы этому подражаем.

Вот так рассуждая над праздниками, которые мы с вами пережили, посвящая их Богу, давайте получать для себя назидание. Спаситель мира сделал все, чтобы нас спасти. Он спасает всякого человека, но не без его воли и усилий. Пусть наше участие, наш с вами труд, будет в борьбе с падшим миром. Давайте стараться сохранять свое сердце и душу в чистоте, чтобы через исполнение Заповедей Божьих и подражание Святым Угодникам сподобиться Жизни Вечной с Богом. Аминь.

По окончании богослужения митрополит Марк преподал свое архипастырское благословение верующим.

Пресс-служба Вятской Епархии

***
Вознесенская церковь в Вахрушах имеет свою знаменательную и трагичную историю. Строительство заложен­ной 3 июня 1890 года каменной церкви завершилось в 1894 году. Место для храма было отведено в северной части деревни Малозавалихинской, где проходил Пермский тракт.

Проект четырехпрестольного Вознесенского храма в селе, кото­рое по церкви стали называть Вознесенско-Вахрушевским, был раз­работан и представлен вятским губернским архитектором Васили­ем Михайловичем Дружининым вахрушевскому заводчику заказ­чику Вахрушеву Илье Тимофеевичу. «Вытянутый вверх четверик Василий Михайлович Дружинин завершил трехъярусной пирамидой кокошников, на которой и разместил традиционное пятиглавие. И эта пирамида, ступенчатое расположение собранных «в горсть» барабанов вознесли центральную световую главу высоко над заводскими строениями, над сельскими домами, над окрестностями...» - писал А.Г. Тинский в «Вятской мозаике». Сам архитектор наблю­дал за постройкой храма. Церковь получилась красивой и величественной. Колокольный звон, как вспоминают старожилы, далеко раздавался по округе.

Постройка храма обошлась заводчикам Вахрушевым в 150 ты­сяч рублей. Сборы пожертвований на нее производились и среди рабочих, которые, к тому же, во внерабочее время работали бесплат­но на строительстве.

В храме были престолы: главный во имя Вознесения Господня, правый в честь святителя Николая Чудотворца (освящен 16 мая1895 года), левый в честь пророка Осии (освящен 15 октября 1894 года). Пещерная часть церкви с усыпальницей посвящалась свято­му пророку Илии. Внутреннее убранство храма было очень красиво, от позолоты все блестело. В храме был похоронен Илья Тимофеевич Вахрушев, один из основных благотворителей, на чьи пожертвования строился храм.

Священники прихода были также законоучителя­ми в открытой ими в 1897 году церковно-приходской школы, попе­чительствовал над которой купец из г.Слободского И.Т. Вахрушев. Священнослужители проводили народные чте­ния, для школьной библиотеки они собрали свыше 270 книг. В цер­кви пел большой хор. Храм был всегда полон, так как кроме мест­ных селян сюда приходили жители еще из почти 50 деревень.

С приходом советской власти пропал замысел архитектора и труд вятских строителей. После 1924-26 гг. церковь была закрыта. Пять куполов с нее сняты, огромный колокол сброшен так, что раскололся и глубоко вошел в землю, иконы и утварь расхищены. Храм и колокольню не взрывали, а разбирали «по кирпичику». Позднее, в мае 1931 года, со стороны алтаря сделали пристрой, в котором организовали цех шко­лы ФЗУ по пошиву обуви. После Великой Отечественной войны здание перестроили под жилой дом, так как для производственных нужд оно не годилось.

В 90-е годы XX века вновь возобновляется приход Вознесенской церкви, правда, храм в п. Вахруши открывается в современное время уже на другом месте. Однако оживает приход, и вместе с ним возрождается в поселке духовная жизнь.

Фото

Возврат к списку