11.11.2013

Людмила Кононова: «Пишу, чтобы утешить людей»

О творчестве, о детях, о России… Интервью с автором и исполнителем православных песен – Людмилой Кононовой

Каждый, кто слышал голос матушки Людмилы Кононовой – со сцены, с аудиодисков – вряд ли не согласиться с мнением доктора философских наук В. Н. Катасонова, что «это голос не спутаешь ни с каким другим. Это поет сама душа России. России сегодняшней: прошедшей через горнило огненных испытаний XX века. Через катастрофы его начала, через трагедию его конца. Поруганной, облитой ушатами грязи всех ее врагов, внешних и внутренних, надломленной, потерянной. Но России и тысячелетней: царской, православной, святой Руси, которая, однажды сочетавшись со Христом, уже никогда не променяет Его ни на какие земные блага и утопии…»

Мне же довелось пообщаться с автором и исполнителем православных песен – Людмилой Кононовой на нынешней выставке «Православная Вятка».

- На протяжении 30 лет Вы пишете песни, сколько уже композиций в Вашем репертуаре? И помните ли свою первую песню?

- Песен около двухсот. Первую, конечно, помню. Первую написала, когда мне было 19 лет, это был 79-й год. Песня «Прохожий проходи» была не на мои стихи, а на стихи Натальи Горбаневской. Эта песня до сих пор живет в моем репертуаре. В этой песне вижу образ России, поезд, который идет через огромные пространства нашей страны…

- Где берете сюжеты?

- Из окружающей жизни, из встреч с людьми. Я много езжу по России… Из того, что я вижу, из того, что я наблюдаю – рождаются стихи, на них ложатся мелодии. И, конечно, из сердца.

- Какой видите сейчас Россию? Насколько, по-вашему, все благополучно с народом с духовной точки зрения?

- Мы сейчас находимся во время отсутствия открытых гонений, и это время уже продолжается более 25 лет. Мы живем во внешне спокойном пространстве, но это спокойствие несет за собой и некоторую духовную самоуспокоенность. Человек приходит в церковь из мира, накопив свои навыки, пристрастия, и их приносит в церковь. И приходя в церковь сегодня, человек не только участвует в Таинствах, в литургической жизни, но сейчас ему там представлены и прочие радости, которые есть также и в миру, имею в виду околоцерковное культурное пространство. Я не знаю, хорошо это или плохо, но знаю, что ощущение православного пути, как пути в Царствие Небесное, благодаря некоторому материальному благополучию, присущему сегодняшнему обществу, утрачивается. Слава Богу, мы не богаты и не будем такими. Но если в течение 70 лет верующие при советской власти были в постоянном духовном трезвении, в постоянной бдительности, то теперь именно это чувство мы часто утрачиваем. Ведь сейчас нас никто не выгонит из храма, пожалуйста, иди причащайся Святых Христовых Тайн. Для этого не нужно делать какие-то большие усилия, приносить жертвы. И опасность сейчас не открытая, а скрытая опасность духовной брани. Человек утрачивает память ее присутствия.

- Где черпаете вдохновение?

- Вдохновение приходит из столкновения той гармонии, к которой нас Господь призывает, той благодати, сопричастниками которой мы становимся на литургии, и того хаоса, который предлагает нам окружающий мир. И когда ты выходишь из храма, попадаешь в мир совершенно другой. И на этом стыке происходит импульс к написанию чего-то, рождаются и музыка, и тексты.

- Что прежде всего цените в людях?

- Способность любить и прощать.

- Но ведь даже при желании в наших сердцах эти чувства подчас глубоко скрыты… Ценятся комфорт, удобство, успех…

- Правильно, мы над этим должны работать. Осознавать и работать над этим. Самая главная проблема современного человека – оскудение любви. Спроси каждый сам себя...

- Где же черпать ту теплоту сердец, которая и любить и прощать способна?

- В молитве, наверное, это самое главное. Просить надо Бога, чтобы Господь сердце открывал. И потом митрополит Антоний Сурожский говорил, что «если ты готов открывать свое сердце, проявлять любовь, то будь готов к тому, что будет больно». И вот этого мы боимся. А это самая главная причина, почему человек закрывается, потому что боится боли. Я и о себе это говорю сейчас. Но ведь способность любить, прощать, миловать - самое главное в человеке.

- Вы строгая мама?

- Это у детей надо спросить…

- Справедливая, любящая, милостивая (подсказывает рядом стоящий сын Алексей).

- Вы вырастили троих детей… Какие есть секреты воспитания?

- Да нет у меня никаких секретов. Я делаю то, что делает любая верующая мамочка. Если я вставала на молитву, то брала ребенка на руки с собой. Если шла в храм, то брала ребенка с собой… Дети выросли под церковным покровом. Благодарю за это Бога. И прошу о том, чтобы до конца дней из-под церковного покрова ни они, ни я не вышли. Это самое главное. Поэтому стараемся исполнять весь уклад, который благословляется православием: участие в церковной жизни, годовом круге, частое причастие – это основа жизни. Это было самым главным всегда на Руси, это было и остается правилом в нашей семье. Я всегда руководствовалась словами святого Иоанна Кронштадского: «Причащайте детей как можно чаще Христовых Таинств. Когда они станут взрослыми, они уже никогда не забудут такого частого соединения с Богом». Эти слова святого, когда их прочитала, для меня стали как руководство к действию. Это и постаралась воплотить в воспитании детей.

- А вы сами с детства под покровом?

- Нет, я выросла в обычной советской семье. Просто у меня род очень верующий был: и мученики, и священник, и люди верующие, за веру пострадавшие. Поэтому православная вера - самая главная для меня тема, на которую пишу. По молитве и жертве рода вера пришла ко мне, когда уже была взрослой.

- Когда говорите о жертве рода, что конкретно имеете в виду?

- До революции на средства семьи был построен храм. Это очень важно. Жертва рода имеет большое значение, и не проходит мимо даже для последующих поколений.

- Сами какую музыку слушаете?

- Люблю Вивальди, Генделя, Баха, Моцарта. Сейчас с удовольствием слушаю греческого пианиста Джорджа Скараолиса, японскую пианистку Киёко Мицуи.

- Что читаете в свободное время?

- Очень мало читаю сейчас художественной литературы. Больше читаю жизнеописания святых, мемуары, исследования о творчестве Анны Ахматовой. Пастернака. Мне сейчас это более интересно.

- Для чего творите?

- В основном пишу, чтобы утешить людей. Утешить уставшего, унывшего... Вселить в человека радость и веру.

- При этом многие Ваши песни грустные…

- Какая бы песня грустная не была, в ней есть преодоление, иначе она попросту не нужна. Допустим песня «Крестная любовь» о новомучениках и исповедниках российских скорбная, но заканчивается словами «Дремлет крестная любовь в ожиданьи воскресения». А что может быть выше воскресения - Воскресения Христова?

Беседовала Лада Баева
Фото

Возврат к списку