20.11.2017

Душа не насытится земным

О жизни сельского прихода и духовном пути в преддверии Филиппова поста мы побеседовали с настоятелем Спасской церкви села Спас-Талица Орловского благочиния иереем Сергием Молокановым.

- Отец Сергий, Вы недавно приняли священный сан, расскажите о Вашей жизни до служения в Церкви, что определило выбор Вами духовного пути?

- Мое детство совпало с завершением советского периода, школьные годы пришлись на время перестройки, вероятно, смута в государстве повлияла на мои дальнейшие духовные искания. Мои предки по линии отца жили в Волгограде, были среди них и донские казаки, но родители по распределению были вынуждены переехать в Республику Марий Эл, там я и родился в 1980 году в поселке с названием Юбилейный. Родители рассказывали, что мой прадед тогда поставил условие: «Не привезете внука к нам крестить – знать вас не хочу!». Поэтому отец с мамой крестили меня в храме Николая Чудотворца в п. Калач-на-Дону и назвали в честь прадеда Сергеем.

- Получается, вы выросли в религиозной семье, что и определило дальнейший путь?

- Наша семья не отвергала Бога, но и нельзя сказать, что мы жили по вере. Очевидно, как и миллионы советских семей, просто не задумывались над духовными вопросами. Отец, будучи сам руководителем крупного предприятия, всегда считал, что мужчина достоин уважения только если успешен в карьере и уважаем в обществе, и меня воспитывал в том же духе. Школу я заканчивал в профильном классе. Нас готовили к поступлению без экзаменов в Серпуховской военный институт ракетных войск. Дисциплина была строжайшая и математика с физкультурой каждый день.

- Было ли продолжено обучение в военной школе?

- К окончанию одиннадцатого класса, когда требовалось определяться, я все-таки отказался от перспективы военной карьеры и подал документы в «Политех» - Марийский государственный технический университет. Отучившись пять лет на экономическом факультете по специальности «Финансы и кредит», в 2002 году 22 июня получил диплом, а на следующий день, 23 июня, взял да и ушел в армию, несмотря на положенную отсрочку. Служил один год в звании рядового в Казани в танковых войсках. Теперь смотрю назад и понимаю: так я искал себя и свое призвание.

- Какие уроки Вам дала служба в армии?

- Когда учился в университете, с нами, студентами, преподаватели общались на Вы, к такому уважительному отношению быстро привыкаешь. В армии после вуза, можно сказать, попал под «холодный душ» – ненормативная лексика даже со стороны командования. Мягко говоря, удивляла искренняя убежденность прапорщиков: солдат без мата не поймет. Что мне дала армия? Приучила к дисциплине. И, наверное, некоторому смирению, поскольку служил в роте обслуживания, и нашей главной задачей была чистота и порядок танковой техники. Еще сложилось четкое понимание, как функционирует российская армия: если будет тревога, случится надобность, то в течение 24 часов все войска страны могут быть мобилизованы в любую точку мира. А раньше думал, что мощь нашей армии сильно преувеличена.

- А к вере пришли при каких обстоятельствах?

- Повторюсь, что в семье были все крещеные, с детства я носил крест на груди. Но исповедание веры сводилось в основном к внешней стороне. К примеру, в праздник Крещения Господня мы ходили в храм, но, к сожалению, не на богослужение, не на Таинство Причастия, а чтобы набрать воды и поставить свечу, словно отдавая как бы некий долг Богу. И считали, что этого достаточно. После армии был долгий период поиска себя в плане работы. В 2004 году меня пригласили в Кировскую область на Белохолуницкий машстройзавод, где трудился руководителем юридического отдела до 2011 года. В этот период также заочно получил юридическое образование.

В 2007-м мы познакомились с моей будущей женой - матушкой Екатериной, и через полтора года поженились, венчались в Свято-Успенском кафедральном соборе, но осознанно к вере пришли уже вместе.

- Матушка Екатерина поддерживает Вас на пути пастырского служения?

- Всегда и во всем. Как уже отметил, воцерковление наше проходило совместно. Именно она, закончив четырехлетние библейско-богословские курсы при Спасском соборе города Кирова, укрепила меня в вере. А сейчас уже сама проводит занятия в воскресной школе при нашем приходе в селе Спас-Талица. Мы все делаем вместе. Так сложилось в нашей семье с самого начала, она – моя помощница и единомышленница. Мне очень нравится фраза о том, что хорошо в той семье, где один видит брошенную на стул одежду и убирает ее, а другой видит недомытую тарелку в раковине и домывает ее. А «короны» их где-то там, на антресолях пылятся…

- И все же при каких обстоятельствах Вы, успешный менеджер с двумя высшими образованиями, решили сменить стезю и послужить Церкви?

- А при чем тут образование? Что оно дает? Наряду со знаниями еще и тщеславие растит. В определенный момент сложилось ощущение, что живу, словно «белка в колесе»: дом – работа, работа-дом. Живешь от одного этапа до другого, ставишь перед собой цель – будь то получение образования, приобретение жилья или транспортного средства, но, достигая ее, понимаешь, что радости это не приносит, душа не насытится земным, ведь призвана она к небесному. Внутри меня звучали вопросы: что дальше? Какова цель жизни человека? Мы с матушкой стали глубже приобщаться к вере, читать и узнавать о Православии. Поняли, что жизнь наша не ограничивается беготней, мирской суетой. Душа, видимо, просила иного... Словно я уперся в потолок головой, продолжаю расти, но некуда, и голова склоняется-склоняется, поскольку пробиться в потолок не можешь. Но все для нас изменилось с осознанием, что за привычным материальным есть еще мир духовный. Как будто открылось окно, и мы ощутили свежий воздух настоящей жизни. Начали с супругой ходить на богослужения, участвовать в Таинствах – исповедовались, причащались. И когда церковная жизнь для меня как прихожанина стала близкой и родной, то захотелось отдать Церкви все силы, все устремления, всю энергию. Понял, что нет лучше места на земле, чем предстояние у Престола Божия, душа жаждала заглянуть за сокровенную дверь: что же совершается по ту сторону, где священники служат во Святая Святых – и я попросил у своего духовника благословения ходить в алтарь, помогать при богослужениях. На тот момент духовником нашей семьи был отец Николай Белев, который, будучи иеромонахом Трифонова монастыря, служил в Успенском соборе, куда мы с женой и ходили. До сих пор помню свои ощущения: с каким трепетом первый раз вошел в алтарь. Зайдя во Святая Святых во время богослужения, встал в уголочек и боялся пошевелиться, надышаться благодатью не мог, наверное. Еще больший трепет меня охватил, когда происходило Таинство Евхаристии, и впервые увидел, как священники причащаются Святых Христовых Таин. С посещением служб в алтаре укрепилось мое желание посвятить свою жизнь служению Церкви Христовой, и буквально через полгода я уволился со светской работы и испросил у батюшки благословения на обучение в Вятском Духовном училище. Мысли непосредственно о священном сане были из серии «может быть… когда-нибудь… Господь управит».

- А Господь управил скоро – диаконская хиротония была совершена над Вами уже на первом году обучения?

- Через четыре месяца после начала моего обучения в стенах Духовного училища Владыка Марк ко мне обратился с вопросом о рукоположении во диаконы. Произошло для меня все очень быстро и неожиданно. На тот момент, помимо учебы в ВДУ, нес послушание охранника в Епархии. И когда я находился на посту, Владыка, проходя мимо, вдруг обратился ко мне с вопросами: сколько мне лет (на тот момент было 36), есть ли образование (отвечаю, что да), Владыка уточнил, женат ли я, (говорю, что венчаны, на тот момент уже был ребенок). Разговор продолжался всего три минуты, тем не менее я тогда подумал: «Надо же какой интерес Его Высокопреосвященство проявляет к жизни простых работников…» А через восемь дней, когда я вновь был на работе в монастыре, Владыка меня уже спросил: «Послужишь Русской Православной Церкви?» И в эту же секунду делаю шаг вперед, навстречу архипастырю со словами «Благословите, Владыка!» Так решился вопрос о моем рукоположении во диаконы. Сомнений не было. Поскольку уже встал на этот путь, придя на обучение в училище, значит, нужно идти, откликаться на призыв Божий. Через неделю секретарь Епархии отец Виталий Лапшин велел писать прошение, и 9 января уже этого года надо мной совершилась хиротония. Думал, радости больше, чем эта, быть не может! Диаконское служение нес в храме Божией Матери в честь ее иконы «Скоропослушница» в Нововятске, успел полюбить храм и прихожан. А 23 июля, когда летняя сессия была позади, меня рукоположили во пресвитеры. После прохождения сорокоуста митрополит Марк благословил меня на служение настоятелем прихода Спасской церкви села Спас-Талица. Потом оказалось, что храм мне поручен не один, а всего в окормлении три храма и еще две часовни.

- Расскажите об этих приходах, где Вам довелось познавать опыт пастырского служения на практике?

- Основное место служения – Спасский храм с тремя приделами в селе Спас-Талица. Я рад, что у меня есть мудрый опытный наставник – протоиерей Игорь Мартынов, который служит вторым приходским священником. В свое время отец Игорь в течение двенадцати лет был настоятелем этого храма, и в случае каких-либо вопросов, связанных с жизнью прихода, у меня есть с кем посоветоваться. Любой опыт для меня сейчас еще нов и оттого особенно интересен, начиная от совершения богослужений и завершая проведением бесед, посещением молельных комнат при лечебных учреждениях. Ведь помимо служения на основном приходе, успевать приходится многое!

В поселке Оричи у меня в окормлении часовня в честь Преподобного Сергия Радонежского и домовая церковь в честь Покрова Пресвятой Богородицы при центральной районной больнице. А в нескольких километрах от Оричей в селе Пустоши – небольшой Михайло-Архангельский храм. Еще одна молельная комната при больничном учреждении расположена в поселке Лёвинцы Оричевского района. Посещение тяжелобольных требует от священника напряжения духовных и физических сил, и я надеюсь, что наша с ними совместная молитва приносит облегчение страждущим.

- Верующих жителей села обычно сближает воскресная школа. Насколько она востребована среди прихожан Спасского храма села Спас-Талица?

- В селе Спас-Талица при приходе храма действует целый духовно-просветительский центр. Еще до меня благодаря жертвователям построено для этих целей двухэтажное здание. Занятия проводятся для трех групп: для дошкольников, учащихся начальных классов и взрослых. Беседы направлены на воцерковление, просвещение учащихся в вопросах православной веры.

Львиная доля наших прихожан – это жители Оричей. И добираться до храма (более 3 километров) им приходится своими силами, но отрадно, что все-таки верующие стараются придерживаться заповеди Христа: шесть дней работать, а седьмой посвящать Господу Богу, и в воскресенье приходить на Литургию.

После воскресной службы мы всех желающих приглашаем на трапезу, затем дети и взрослые спешат на занятия в Просветительский центр. Кроме того, в Оричевской библиотеке каждый третий четверг месяца мы с жителями встречаемся для духовных бесед. Конечно, радует, когда люди сами тянутся к знаниям. Так, недавно родители второклассников школы села Стрижи обратились с просьбой о проведении занятий для их детей.

- Расскажите о приходе Спасского храма села Спас-Талица. Как проходит богослужебная жизнь?

- Хотел бы отметить, что далеко не каждый сельский приход обладает таким сокровищем, как сложившийся хор, у нас он есть, и в воскресный день на службу собираются до шести певчих, руководит хором опытный регент Инна Юрьевна Коржавина. Поскольку радиус богослужений разбросан – Оричи, Спас-Талица, Лёвинцы, Пустоши – то певчим приходится находить возможность совершать выезды и участвовать в богослужениях в различных селах Орического района. Что касается богослужебного круга в храме села Спас-Талица, то помимо престольных есть особо почитаемые на приходе праздники, к примеру, в этом месяце, 22 ноября, будет совершаться празднование образа Божией Матери «Скоропослушница». А у нас есть чудотворная святыня – проявившийся в 2004 году на стекле образ «Скоропослушницы». И сейчас у нас в храме пребывает как первообраз, от которого произошло изображение, так и новоявленная икона на стекле.

- В отображении иконы на стекле верующий человек действительно видит чудо. Но, вероятно, находятся и такие прихожане, которые пытаются объяснить этот феномен законами физики? А Вы сами как выпускник технического вуза не допускали такой мысли?

- Бог не вторгается в свободное решение человека: верить или нет, всегда оставляя ему право выбора между чудом и его отрицанием. Атеисты, как правило, пытаются найти объяснение всему. Но в данном случае особенно поражает четкость отражения на стекле лика Богородицы: прорисованы глаза, руки, корона, одеяние… это будоражит сердца верующих.

- Есть ли у Вас ощущение, что храм находится под покровом Богородицы?

- Конечно. В благодарность к Царице Небесной у нас каждую субботу, если нет Литургии в этот день, то перед почитаемым образом «Скоропослушницы» совершаются молебны с акафистным чтением. На эти богослужения обычно собирается большое количество верующих.

Нам с матушкой Екатериной образ Божией Матери «Скоропослушница» особенно близок. В моей семье уже более 150-ти лет из поколения в поколение по мужской линии передается большая родовая икона «Скоропослушницы» - ею еще мой прапрадед Яков благословлял на венчание своих детей. Святыня хранится у нас на почетном месте в красном углу. И когда после диаконовского сорокоуста меня назначили в нововятский храм в честь этой иконы, я провел параллель: события в жизни происходят не случайно. И теперь на новом месте служения в Спас-Талице моя семья снова встретилась с этой чудесной иконой.

- Какие еще редкие святыни имеются в храме?

- Храм наш возведен в 1778 году, и, конечно, трудно представить, но каким-то чудом в нем сохранен аутентичный 7-ярусный (!) иконостас, в который включена икона с редчайшим изображением Адама и Евы. Также в храме есть несколько икон, привезенных с Афона, в том числе Икона Пресвятой Богородицы 1913 года. Есть редкие иконы святителя Николая Чудотворца, которые можно встретить разве только в Санкт-Петербурге.

Примечательно, что дорога в село Истобенск, которое любят посещать паломнические группы, проходит рядом с нашим храмом. И мы приглашаем всех прикоснуться к нашим святыням, посетить наши богослужения, а по возможности и потрудиться во Славу Божию. Мы имеем возможность размещать у себя паломников и трудников, кормить их обедами.

- Какие первоочередные задачи стоят перед Вами как настоятелем прихода?

- В следующем году нашему храму 240 лет, нужно понимать, что он постоянно требует вложений – как минимум косметических ремонтов. К примеру, в храме необычный пол из натурального известняка (опока). И эти известняковые каменные плиты покрыты краской, но поскольку она стирается, пол нужно каждый год перекрашивать. В окнах имеются щели, соответственно хотелось бы решить и эту проблему. Но самым актуальным в преддверии зимы является вопрос отопления храма. В будущем постараемся решить его кардинальным образом: подключить газовое отопление, тем более что технически это возможно, ведь здание духовно-просветительского центра и трапезная уже газифицированы. Вопрос пока упирается в деньги. Нужны серьезные средства, для этого веду поиск благотворителей. Плюсов смены системы отопления будет много. Установка газового котла позволит самим регулировать микроклимат в храме, меньше будет перепадов температуры в морозы, что поспособствует сохранению храмовой реликвии – старинного иконостаса. Но главное – меньше станет на стенах и иконах копоти и угарного дыма во время служб. Но пока церковь отапливается двумя печами Бурельянами. Чтобы было тепло, топить нужно два-три раза в сутки. И что было для меня неприятной неожиданностью - в селе оказалось трудно найти человека на должность истопника – даже за зарплату люди не идут, возможно, боятся ответственности, поскольку именно истопнику приходится открывать и закрывать храм. И первые два месяца я сам выполнял эту функцию, а теперь пришлось пригласить человека со стороны.

- Значит, в преддверии зимы у сельского священника прибавляется еще одна забота, связанная с заготовкой дров?

- На сегодняшний момент, чтобы протопить храм, требуется очень большое количество дров. Нужно минимум пять лесовозов на отопительный сезон. Закупаем сами на средства прихода. Конечно, большим подспорьем может стать участие в этом деле благотворителей. Обычно после Литургии делаю объявления о том, что нужно потрудиться на заготовке дров, и человек восемь прихожан откликается. Правда, в основном это «белые платочки», а как не хватает сильных мужских рук! Ведь когда бревна привезут, их нужно будет распилить, расколоть, уложить, переносить в храм. Хотелось бы, конечно, видеть от своих прихожан большей активности. Повторюсь, что наш приход будет рад встретить трудников-паломников, готовых приехать и потрудиться. Милости просим!

- С какими духовными недугами свойственными российской провинции пришлось уже столкнуться (возможно, это проблема винопития на селе, созависимость родственников)?

- Удивительно, но с подобной проблемой пока сталкиваться не приходилось. Напротив, хочется развеять миф о нетрезвом образе жизни жителей русской глубинки. Как и в поселке Юбилейный Марий Эл, где я родился, так и здесь – в поселке Оричи, селе Спас-Талица Кировской области обычно встречаю людей, занятых делом, возделывающих свои огороды и сады. Как и везде в провинции, есть тенденция, что молодежь стремится в город, но и село продолжает жить. Есть в нем люди искренние, не потерявшие веру, ведь по словам Александра Солженицына, «не стоит село без праведника».

- А с какими требами чаще обращаются сельские жители?

- В основном совершаются крещения и отпевания. Примечательно, что крестить младенцев нередко приезжают люди из Кирова. А вот венчание за период моего служения было совершено только одно. Между тем наш Спасский храм настолько старинный и благолепный с сохранившимся уже не один век удивительной красоты убранством, что венчание в нашей церкви могло бы стать для молодоженов встречей с благодатным духом старины, которая ни разу не осквернялась даже в тяжелейшие годы хрущевских гонений.

- Что делаете для того, чтобы обратившиеся в храм люди пока с конкретной требой, но еще далекие от духовной жизни, стали «верными чадами Церкви Христовой»?

- По благословению Владыки Марка у нас в храме, как и везде в Вятской Епархии, проходят огласительные беседы перед Таинством Крещения. Приглашаем на них не только родителей и крестных, но всю семью. Большая часть людей приводят крестить своих детей, словно отдавая дань традиции, мол, в России все так делают, так надо; объясняю им суть православной веры, главной целью своей ставлю донести до родителей необходимость исповеди и причастия в первую очередь для них самих. И, Слава Богу, есть такие, кто сразу отзывается. Отрадно видеть, как потом родители с детьми снова приходят в храм, и сами притекают к Таинствам. Часто к нам приводят крестить детей из спас-талицкого детского дома, в такие трогательные и очень значимые моменты у всех присутствующих слезы на глазах. Молим Господа, чтоб дети обретали семьи и тепло родительского дома.

- Впереди Рождественский пост. Об ограничениях в пище верующим известно многое, но ведь это время и духовного возрастания. На что, по-Вашему, следует обратить внимание христианам в отношении совершенствования своей души?

- Хотелось бы пожелать людям входить в пост не резко и не сразу. К посту нужно готовиться заранее. Минимум за две недели желательно ограничивать себя в пище, уменьшать порции. Для чего нам нужен пост? Для того, чтобы увидеть свои недостатки, чтобы страсти во время поста начали проявляться, и мы бы осознавая их, встали на борьбу с грехами.

Цель наша не пост, а плоды поста! Как земледелец сеет не ради посева семян, а ради урожая, так и мы постимся не ради поста, а для духовного возрастания. Ко всему нужно относиться с рассуждением, и должен быть положительный духовный результат. А если в результате поста в душе укореняются раздражительность, злоречие, сварливость и гнев – разве нам во благо такой пост? Вот удержать язык свой от зла – перестать осуждать, клеветать, празднословить – упражнение в пост для христианина первоочередное и крайне полезное. Если мы не будем сами двигаться к благой цели, то и Господь нам не подаст Свои Дары - благодать, любовь и радость.

Как Отец Сам побежал навстречу своему блудному сыну из одноименной притчи, так и Господь выходит нам навстречу после нашего шага к Нему. В этой притче под образом Отца мы понимаем Самого Бога, а в сыне должны бы увидеть покаявшегося грешника – себя.

Или вспомните притчу о талантах из Евангелия: если тебе дан талант – ты развивай его, приумножай – именно это должно происходить в духовном делании. Важно быть бдительным к себе и «прикусить» язык свой, особенно после Причастия, постараться помолчать, удержать молитву в уме. Когда мы принимаем Тело и Кровь Христову – в этот момент мы становимся святыми, мы становимся братьями и сестрами во Христе, дочерьми и сыновьями Бога. Постарайтесь как можно дольше сохранить в себе эту святость.

- Отец Сергий, спасибо за беседу!

Пресс-служба Вятской Епархии

Трудникам-паломникам, желающим потрудиться при Спасском храме села Спас-Талица, нужно заранее связаться с настоятелем церкви по телефону: +7-961-564-44-22. 

Фото

Возврат к списку