23.04.2017

Архиерейское служение в день празднования Антипасхи

Сегодня, 23 апреля 2017 года, в неделю вторую по Пасхе, апостола Фомы, день Антипасхи, митрополит Вятский и Слободской Марк возглавил Литургию в Екатерининском кафедральном соборе города Слободского.

Его Высокопреосвященству сослужили благочинный Свято-Трифонова монастыря игумен Вениамин (Веселов), настоятель Екатерининского кафедрального собора иерей Георгий Павлов, клирик храма Сошествия Святого Духа на апостолов города Слободского иерей Валентин Харин, клирики Екатерининского собора – иерей Сергий Ходырев и иерей Григорий Кириллов.

За богослужением молилась настоятельница Слободского Христорождественского женского монастыря игуменья Феодосия, учащиеся Воскресной школы Екатерининского кафедрального собора, прихожане.

Литургию украсили песнопения в исполнении двух хоров -  архиерейского хора Свято-Успенского собора Трифонова монастыря под руководством регента Людмилы Телегиной и хора Екатерининского кафедрального собора города Слободского под регентством Софии Павловой.

Минуты особенного торжества за богослужением – награждение духовенства из рук Его Высокопреосвященства – митрополита Вятского и Слободского Марка. К празднику Святой Пасхи указом митрополита Марка клирик Духовского храма города Слободского иерей Валентин Харин был удостоен богослужебно-иерархической награды – права ношения набедренника. Как отметил Владыка Марк, «иерей Валентин награждается за усердное служение Церкви Христовой».

Антипа́сха – первое воскресенье после Пасхи, иначе называемая Неделя о Фоме, или Фомино воскресенье. Богослужение этого дня посвящено воспоминанию явления воскресшего Иисуса Христа ученикам в «первый день недели вечером» и уверение апостола Фомы на восьмой день после Пасхи и основано на евангельском чтении праздника (Ин. 20:19-31). Число «восемь» имеет символическое значение, восьмой день обозначает жизнь мира грядущего. 

О смыслах сегодняшнего праздника в проповеди перед Таинством Святого Причащения рассказал настоятель Екатерининского собора иерей Георгий Павлов:

«Во имя Отца и Сына, и Святого Духа! Христос Воскресе! Всех вас, братья и сестры, сердечно поздравляю с праздником Светлого Христова Воскресения! Сегодня мы с вами вспоминаем память апостола Фомы. Когда ученики еще не знали о том, что Христос Воскрес, они, находились в горнице, их было одиннадцать человек – все, кроме апостола Фомы, и вдруг перед ними при закрытых дверях предстал Христос. Сказал им: посмотрите на руки Мои, на ноги Мои и будьте верными. Спустя некоторое время Фома выходит к остальным ученикам. Они говорят ему: видели Учителя. На что он отвечает: если не вложу свои руки в Его раны от гвоздей на руках и ногах, если не вложу руку мою в рану Его от копья, не буду верить, что Он Воскрес. Через некоторое время снова все ученики находились вместе, с ними и апостол Фома. Снова таинственным образом появляется Христос и обращается к апостолу Фоме говоря: возьми руки твои и вложи в Мои раны на руках и ногах, и будь Мне верным, а не неверным, как был до этого. И тогда Фома восклицает: “Господь Мой и Бог Мой“.

Братья и сестры, на какие бы моменты хотел обратить ваше внимание. Во-первых, когда слушаем эту историю, это повествование, то некоторые суждения приходят на ум. Как Фома мог не верить, когда столько человек говорят об одном и том же: Христос Воскрес! Но мы забываем о том, что люди эти были простые, в большинстве своем, рыбаки, люди необученные, люди суеверные, и для многих из них понятие о Воскресении было невозможным. И Фома хоть и был неверным до некоторого времени, он первый из всех учеников признал Воскресшего Христа Бога, ибо остальные хоть и видели Его, но никто не сказал Спасителю таких слов, которыми Его приветствовал Фома: “Господь Мой и Бог Мой“. И его неверие было к славе. Его неверие впоследствии показало такую веру, которой не было ни у одного из святых отцов.

Второе, на что бы хотел обратить внимание – на тропарь, который сегодня мы поем, а начинается он двумя словами “Любопытною десницею…“ Что же такое любопытство? Апостол Фома вложил свою руку в раны Христа и тем самым принял для себя тот факт, что Христос Воскрес. Его любопытство, его любознательность, желание доискаться до правды в итоге привели к познанию Истины, к признанию, принятию того факта, что Христос Воскрес. И в нашей жизни важно правильным образом относиться к понятию “любопытство“. Ибо во вред спасению то “любопытство“, которое  способствует получению тех знаний, которые мы стараемся получить с целью, чтобы удовлетворить собственное самолюбие. Ибо человек, владеющий информацией, во многом управляет тем миром, который его окружает, и поэтому мы, стремясь узнать те или иные факты, которые совсем не нужны для нашего спасения, являемся грешниками в этот момент. Если же наше любопытство способствует чему-либо такому, что в дальнейшем ведет нас ко спасению, что будет полезно для нашей души, для нашей жизни, то такое любопытство необходимо. И потому любопытство апостола Фомы не грех, ибо он любопытною десницею проверил раны Христа. Братья и сестры, в нашей жизни и особенно жизни храмовой мы пытаемся узнать, как правильно жить под покровом Церкви, как правильно приступать к Таинствам, но иногда, проявляя чрезмерное любопытство, начитавшись и наслушавшись неверных источников информации, начинаем рассуждать. А  порой такое рассуждение ведет к осуждению и роптанию, то есть такое любопытство приводит нас к тяжелому греху. Братья и сестры, в это светоносное время желаю нам с вами поменьше любопытствовать. Все, что нужно для нашего спасения – мы в тот или иной момент времени получим. Все остальное нам не нужно. Все, что нам нужно для нашего спасения, – Господь нам дает. Христос Воскресе!».

«Воистину Воскресе!», - раздалось ответное восклицание под сводами старинного кафедрального собора. 

Фотоальбом
Пресс-служба Вятской Епархии

Фото

Возврат к списку