29.03.2017

Для возвышения души

О Троицком храме села Кстинино, о законах духовной жизни, о церковном искусстве и музыке, об ответственности христианина, о воспитании детей мы поговорили с настоятелем кстининской церкви Троицы Живоначальной иереем Евгением Чепарухиным.

— Отец Евгений, в 2012 году по благословению митрополита Марка Вы стали настоятелем Троицкого храма села Кстинино. Расскажите об этой церкви.

— Троицкий храм, построенный в стиле классицизма, является памятником архитектуры и имеет трёхсотлетнюю историю. Службы в нём совершаются с 1696 года и прекращались только в Великую Отечественную войну, когда церковь использовали под казарму, и в начале 1960-х годов во время хрущёвских гонений на веру. Сейчас ведутся реставрационные работы, в этом году мы завершили кирпичную кладку центрального барабана.

Главной святыней нашего храма является Иверская икона Божией Матери, которая была привезена со Святой Горы Афон в конце XIX – начале XX века. Вероятно, Богородица сохранила Троицкий храм в советское время от закрытия и разрушения. На реставрации находится ещё одна икона Богородицы «Тихвинская», которая, помимо духовной ценности, является шедевром иконописи XVII века.

— Расскажите о Вашем пути к вере.

— Перед армией читал Ф.М. Достоевского, книгу праведного Иоанна Кронштадтского «Моя жизнь во Христе». Когда служил, в нашей части была приписная часовня московского Донского монастыря, проводились молебны, беседы с батюшкой. Так началось мое воцерковление. После демобилизации я уже не мыслил другого жизненного пути, кроме церковного. Учился в Вятском духовном училище и в Московской духовной семинарии. Затем последовало рукоположение во диакона, через месяц — во иерея.

— Что Вы считаете главной задачей священника?

— За минувшие годы пастырской практики осознал, что прежде всего необходимо научить людей жизни с Богом. Когда они всем своим существом ощутят такую потребность, только тогда они станут христианами, тогда насущными для них будут заповеди Божии, являющиеся условием нашего спасения, и церковные таинства как основа духовной и телесной жизни человека.

Иногда напоминаю себе слова одного итальянского скульптора: не ищи идеальный камень, положи в кладку тот, который у тебя в руке, но сделай это так, чтобы он лёг на своё место, и стена в этом случае устоит. Так и на приходе: разные люди приходят в храм, и задача священника — научить их жить общей семьёй, одним приходом, согласно учению Святой Церкви, и тогда эта стена устоит.

Очень важно обращаться к опыту Святых Отцов, который мы постигаем через их творения. Преподобный Амвросий Оптинский писал, что, как для солдата знание устава является основой воинской службы, так и христианин должен читать авву Дорофея, эту азбуку духовной жизни, как говорили Оптинские старцы. Современный человек, приходящий из мира к вере, нуждается в духовном руководстве, которое он может найти в поучениях святых подвижников. Конечно, книга — не единственный путь к познанию Истины, например, особо важное значение имеют церковные службы.

— Трудно представить богослужение без пения, которое украшает его и приобщает прихожан к соборной молитве. Однако известна непростая ситуация с нехваткой певчих, особенно на сельских приходах. Насколько для Троицкого храма это насущный вопрос?

— У нас на приходе сложился хор под руководством регентов Марии Носковой и Людмилы Николаевой. В воскресные дни основному коллективу, состоящему из пяти человек, помогают поющие прихожане. Для меня главное, чтобы пение создавало молитвенный настрой, приближаясь к каноничному. Стремимся расширить обиход древними распевами, для этого у нас создан кружок древнерусского пения.

— При приходе Троицкой церкви действует воскресная школа. Проводятся ли там занятия по церковному пению? Может быть, со временем удастся создать детский хор из способных учащихся, который будет петь за богослужением?

— Такие занятия с детьми в нашей воскресной школе проводятся, но до слаженного хора нам ещё долго расти, хотя с Божией помощью это возможно. Многое будет зависеть от старших наставников, от их готовности к самоотдаче, благодаря чему преодолеваются любые трудности. Пример этому — замечательный детско-юношеский Византийский хор в Санкт-Петербурге под управлением регента Ирины Болдышевой.

— Отец Евгений, приходилось слышать духовные стихи в Вашем исполнении. Пение для Вас — часть служения или отдушина?

— Наверное, и то, и другое. Считаю, что любой человек должен уметь петь, по крайней мере, на Руси так было. Апостол Павел призывал христиан в псалмах и песнях духовных воспевать и славословить Творца, и через это благодать Божия наполняет душу. Мне кажется, что нельзя человека ограничивать каким-то одним родом деятельности. Каждый из нас — всесторонне развитое, способное к творчеству Божие создание! Преподобный Дионисий, кроме искусства иконописи, владел и резьбой по дереву. Хочется привести пример из современности — Фёдор Конюхов, художник, путешественник и священник. Поэтому, занимаясь с детьми в воскресной школе, мы не только рассказываем о православной вере, но также приобщаем ребят к искусству, рукоделию, прививаем любовь к истории.

Недавно в кстининской общеобразовательной школе был выделен кабинет, где с учащимися будем проводить уроки столярного мастерства. Современный учебный процесс направлен в основном на развитие интеллекта, поэтому работа в столярном классе для школьников станет своеобразным отдыхом, дающим возможность научиться важным для жизни навыкам.

— Отец Евгений, недавно мне довелось услышать, как Вы прекрасно играете на гуслях. Где Вы этому научились и откуда у Вас такой инструмент?

— Когда я был звонарём на Никольском приходе в Вятских Полянах, у меня оказалась видеокассета с выступлением гусляра Андрея Байкальца. Духовные стихи, которые наши предки пели под гусли, очень трогают душу русского человека. Для меня же музыкальная тема всегда была насущной: со школы занимался классической гитарой, в армии участвовал в ансамбле, а когда услышал гусли, захотелось освоить этот инструмент.

Уже позднее, когда учился в Московской духовной семинарии в Троице-Сергиевой Лавре, познакомился со студентом из Ивановской области, который играл на гуслях, и он привёз для меня настоящий инструмент. У нас с однокурсниками даже сложился небольшой ансамбль, в котором звучали гитара, гусли и балалайка.

Впоследствии я узнал о человеке, который сохранил дореволюционную практику игры на гуслях. Давид Локшин всю Отечественную войну провёл в концлагере. У заключённых было страшное уныние, от которого некоторые умирали. Давид сделал балалайку из большой консервной банки, в качестве струн натянув проволоку из телефонного провода. Он наигрывал на самодельном инструменте и доброй русской песней старался поддержать людей. Насколько всё-таки искусство помогает человеческой душе! Когда его освободили, Давид стал художником, освоил мандолину и гусли, на которых играл на своих выставках.

У Локшина в Москве остался ученик, который занимается изготовлением гуслей. По интернету я разыскал его и приобрёл инструмент ручной работы. Пришлось вложить многолетние накопления, что для нашей семьи стало серьёзной тратой, но матушка и дети отнеслись с пониманием: что делать, искусство требует жертв. Звучание у инструмента очень красивое, но у гусляра в наше время та же проблема, что и у любителя древнерусских распевов — репертуар духовных стихов под аккомпанемент гуслей приходится собирать по крупицам.

— Чем для Вас является игра на музыкальных инструментах, какое место занимают сегодня в Вашей жизни гусли и гитара?

— У святителя Феофана Затворника в келье, помимо столярных инструментов и токарного станка, имелась скрипка, чтобы после богослужебной и писательской деятельности, требующих духовного напряжения, можно было перейти на душевное и телесное занятие. У каждого человека должен быть определённый круг дел, за которым душа могла бы отдохнуть, а тело потрудиться.

В какой-то степени гусли — миссионерское средство: иногда, откликаясь на приглашения, выступаю среди светских исполнителей, рассказываю слушателям о песнопениях, о Церкви, истинных ценностях. Политическое устройство нашей страны менялось, но земля русская всегда была и будет связана с Церковью Христовой, а гусли помогают человеку ощутить эту связь.

— Сами музыку пишете?

— Нет, родился только один наигрыш «Течёт моя Вятушка», навеянный весенним разливом реки.

— Творчество каких современных музыкантов, певцов Вам близко?

— Гусляров Андрея Байкальца, Юрия Стрельникова, Максима Гавриленко. Ещё назову архидиакона Романа Тамберга, протоиерея Алексия Грачёва, которые в качестве аккомпанемента используют гитару, иеромонаха Романа (Матюшина). Иван Смирнов, младший брат известного московского протоиерея Димитрия Смирнова, сумел на гитаре создать настоящее чудо. У него есть удивительные композиции «Долгое озеро» и «Когда сжигают золотые листья». За всю жизнь он записал только два или три альбома, настолько трудно создавать хорошую музыку, но слушать их можно снова и снова.

— В Вятке ожидается концерт с участием иеромонаха Фотия, победителя конкурса «Голос». Некоторых православных смущает присутствие монаха на эстраде…

— Патриарх Кирилл однажды по этому поводу дал рассудительный ответ: «Совсем молодой монах приобрёл всенародную славу и, что самое главное, такую же симпатию. Если бы была только слава, а любви людей не было, я бы употребил власть и запретил ему выступать. Но я знаю, как очень многие люди через отца Фотия открывают для себя православную веру… Если ему сейчас сказать: ты не выступай, ничего не говори, тогда мы потеряем человека, голос которого обращает людей, в том числе интеллигенцию, к Богу. Я никогда не думал, что среди наших современных певцов есть люди, способные через общение с отцом Фотием открыть для себя красоту Православия».

— Бытует мнение, что в дни Великого поста на нашу долю выпадают дополнительные испытания в виде недоразумений с близкими, болезней, бытовых неурядиц… Действительно ли связаны сложные обстоятельства с временем поста? В любом случае, как, по слову молитвы Оптинских старцев, «с душевным спокойствием встретить всё, что принесёт наступающий день»?

— Всякая добродетель, особенно в Великий пост, испытывается на прочность. Как на заводе в конце конвейера деталь ожидает контроль по качеству, так и у христианина добродетель должна со временем проходить такую проверку. Важно помнить, что Господь выше сил никогда не даёт испытаний, хотя, как иногда кажется, Великим постом эта планка несколько выше, чем обычно. Например, трудно переносить несправедливые обвинения, но святые брали на себя вину, будучи невиновными. Преодолевая себя в подобных вещах, христианин духовно растёт, а Господь через скорби очищает грехи человека. У святителя Иоанна Златоуста названы три степени духовной жизни: «не грешить; согрешивши, каяться; кто плохо кается, тому терпеть безропотно и с благодарностью находящие скорби». Нужно помнить слова Божии: «Кого люблю, того и наказую»; Господь, заботясь о нашей вечной жизни, через скорби отрывает человека от земной суеты, приводит к переосмыслению жизни, ставит на путь спасения.

— Как Вы считаете, к какой добродетели должен приобщиться в дни Великого поста каждый верующий?

— Великим постом хорошо побороться со своими наиболее сильными страстями. Необходимо воздерживаться от пресыщения, больше времени уделять молитве, богослужению, чтению Священного Писания и творений Святых Отцов, стяжать душевную и телесную чистоту, как мы читаем в свитке, который держит в руке прп. Трифон Вятский на иконе: «Братие, молю вас, прежде всего имейте чистоту душевную и телесную». Целомудрие заключается в воздержании от всякого греха. Добродетель, которую приобретает человек, притягивает к себе другую, как и грех привлекает другие пороки — это важно знать.

— Отец Евгений, у Вас подрастают дети. С какого возраста нужно воспитывать ребёнка?

— В нашей семье четверо детей: старшему — шесть лет, младшему — полтора года. Дело воспитания начинается, когда дитя ещё во чреве матери. Ребёнок в утробе слышит и чувствует. Если мама не хочет его, не любит, маленькая душа получает травмы, которые остаются на всю жизнь. И совсем иначе, когда мать испытывает святые чувства, когда в душе у неё радость, мир, любовь к ребёнку. Таинственным образом он это ощущает, и с самого начала в душу дитя сеются семена святости. Ребёнок всегда должен быть желанным, вопреки внешним трудностям. Когда любишь, все материальные сложности попросту не замечаются.

В дальнейшем, когда дети подрастают, в основе воспитания должно лежать общение, диалог. Монолог допустим только в тех случаях, когда родители видят, что духовному здоровью ребёнка что-то угрожает, и тогда они имеют право ему что-либо запретить. Выбор жизненного пути всегда остаётся за самими детьми. Даже если они изберут мирскую профессию, надеюсь, что всегда будут верующими людьми, любящими Церковь. Вспоминаются слова святителя Иоанна Шанхайского, что «на каждом христианине лежит ответственность за всю полноту Православия». Если каждый из нас будет помнить об этом, то какую бы жизненную стезю мы ни избрали, всегда будем стремиться принести пользу Церкви и обществу. Если ты художник — открывай людям красоту Божьего мира, возможно, в своём творчестве станешь сопричастным к иконописи. Если музыкант и считаешь себя христианином — твори так, чтобы возвышалась душа твоих слушателей, можешь изучать и церковно-певческое искусство. Если ты архитектор или строитель — созидай храмы Божии…

— Недавно в России праздновали День православной книги. В беседе Вы неоднократно обращались к опыту Святых Отцов, к которому мы можем приобщиться через книги. Что именно из святоотеческих творений рекомендуете современному человеку?

— Хочется вспомнить, как Николай Васильевич Гоголь ездил в Оптину пустынь, чтобы почитать поучения прп. Исаака Сирина в рукописи. В XIX веке необходимо было проделать сложный путь для чтения духовной книги, которая в советское время вообще находилась под запретом. Сейчас же в ближайшей церковной лавке или даже книжном магазине мы можем за скромную сумму (прежде книги стоили огромных денег), приобрести практически любое издание бесценного духовного содержания. Нужно дорожить тем, что в наше время собрания Святых Отцов печатаются в таком разнообразии и количестве.

В выборе книги человек должен исходить из своего духовного уровня, хорошо, если последовательность чтения рекомендует духовник. Мне кажется, нам более доступны в понимании творения святых, близких нам по времени: это прп. Серафим Саровский, Оптинские старцы, праведный Иоанн Кронштадтский, святители Феофан Затворник и Игнатий Брянчанинов, новомученики и исповедники Российские.

— Отец Евгений, приближается праздник Светлого Христового Воскресения. Расскажите о самой запомнившейся Пасхе Христовой.

— Не было ни одной безрадостной Пасхи. Какими бы ни были жизненные скорби, Воскресение Христово наполняло душу радостью. Господь в этот день никого не забудет, разделить праздник призываются «постящиеся и непостящиеся…», Христос воскрес для каждого!

Пресс-служба Вятской Епархии

Фото

Возврат к списку