03.02.2017

«Чтобы Сущего свет постичь…». Проект «Вятская азбука» близится к завершению

Своей масштабностью и неординарностью привлекает внимание жителей города проект под названием «Вятская азбука». Оказавшись в просторном зале историко-краеведческого клуба «Мир», словно попадаешь в мир славянской азбуки. По периметру зала размещены буквы, таящие в себе множество символов и смыслов. Автор проекта дизайнер Андрей Павлович Драченков приоткрывает посетителям тайны «Вятской азбуки». Примечательно, что символика букв тесно переплетена с духовной православной традицией края. К примеру, буква «Т» посвящена преподобному Трифону, а буква «Н» - святителю Николаю…

«Славянские буквы – это наше достояние»

На сегодня в образах представлены 32 буквы славянского алфавита. Проект может считаться завершенным, когда будут воспроизведены 44.

Идея воссоздания букв в образах у Андрея Драченкова возникла еще в 2011 году в ходе подготовки выставки «Образы слова в поисках целого» в библиотеке Герцена, на которой были представлены работы художника в виде древних азбук – славянских и прославянских. «Когда эта выставка прошла, мне захотелось продолжить работать в этом направлении, - рассказывает Андрей Павлович. – Но я тогда еще не думал об азбуке, решили сделать пять букв, входящие в состав слова «Вятка», поскольку клуб «Мир» давно радеет за то, чтобы город официально приобрел свое подлинное имя. И уже летом следующего года «родилось» слово «Вятка». Эти пять букв по благословению митрополита Вятского и Слободского Марка были торжественно пронесены нами от Трифонова монастыря на Театральную площадь. Обратили внимание на то, что буква «Т», посвященная Трифону Вятскому, занимает центральное место в слове «ВяТка». Заметив это, мы осознали, что буквы таят в себе символы и смыслы».

Интересно, что в жизни автора проекта в связи с созданием той или иной буквы связано чудесное событие.

«В период, когда мы сконцентрировались над задумкой выполнения буквы «Т», мне из Москвы прислали кусочек кипариса, который рос в Абхазии, - рассказывает Андрей Павлович. – Такой сложный путь он совершил, прежде чем стать деталью буквы. Когда впервые его увидел и приложил к будущей букве, заметил, что кусок кипариса точно такой длины, какой мне был нужен. Верхний элемент я выточил в виде ткацкого стана. Запах шел в мастерской, как в райском саду! Ощущение, что кипарис совмещает прекрасное благоухание и хвои, и парфюма. Не случайно даже есть высказывание «Это дерево с библейскими корнями», потому что мы знаем, что тот крест, на котором был распят Господь, включал переплетение трех деревьев, одно из которых было по преданию кипарис. А в Греции образ кипариса – это образ дерева, которое соединяет небесное и земное».

Само написание буквы «Т» позаимствовано А.П. Драченковым из книг вятского подвижника - старообрядца Луки Арефьевича Гребнева, который в XIX веке вырезал уникальные буквы. Андрею Павловичу однажды довелось в краеведческом музее познакомиться с тетрадью издателя Луки Арефьевича, где на оттисках были подписаны буквы. И буква «Т», представленная в виде дерева с широкой кроной, была срисована с оригинала.

«Почему «Т» все-таки в форме дерева? И как этот образ может быть связан с житием Трифона Вятского? – рассуждает Андрей Павлович. – Если внимательнее прочитать житие преподобного, то можно заметить такой момент: перед тем, как пойти на Вятку, преподобному Трифону был вещий сон, что он забрался на высокое дерево, на самую вершину, а остальные деревья, окружающие его, словно перед этим его деревом преклонились. И ведь действительно уже при жизни преподобного очень многие люди, в том числе, стоящие у власти, помогали святому Трифону, покровительствовали, поддерживали его и влиятельные люди из столицы, помогая тем самым оставить для нас духовное наследие в виде основанных им обителей, духовных книг. И само присутствие святого Трифона в городе, возвращение его перед кончиной, когда братия раскаялась, – все это для нас урок смирения. Считаю, что в период жизни Трифона Вятского, проживающие здесь люди, значительно изменились. Вятский характер сегодня достаточно спокойный, не воинственный. Именно с преподобным Трифоном Вятским в сознании людей, проживающих здесь, мог произойти духовный перелом».

О букве «i» дизайнер может рассказывать долго, подчеркивает, что это буква сакрального характера: «Не случайно ее большевики в 1918 году убрали, как еще четыре буквы, потому что она с древности была божественной ипостасью, даже имя «Иисус», начинается с этой буквы. Буква обозначала «десять» как число полноты: Иерусалим, икона…».

Особое внимание привлекает своей нарядностью и элементами декора буква «Ю». И снова все закономерно. Буква посвящена имени известного вятского художника Юрия Васнецова, чьей рукой были украшены многие детские книги.

По словам Андрея Павловича, у каждой буквы есть и свое числовое значение, и буква «Людие» представлена из 30 персонажей: 28 человечков и двух ангелов. Ангелов сплела из соломки мастерица Лариса Сметанина.

«Веди» – буква из Остромирова Евангелия, которому более девяти веков… И через знакомство с буквой мы заглядываем в историю славянской письменности и распространения Света Христова на этих землях.

Буква «Каппа» в видении художника представляет текст «Сказания о земле Вятской» (переведенный протоиереем Александром Балыбердиным). Послание из текста представлено уже в переводе на современном русском языке, однако выполнено художником в стилистике скорописи XVII века. «И вновь произошло чудо, - рассказывает Андрей Павлович. – Когда вставил элемент герба, оказалось, что его стрела указывает на определенное место этого сказания. И так получилось, что в этом месте прочитывается практически расшифровка нашего герба: здесь говорится о том, что когда вятские начали строить первый храм, посвященный Борису и Глебу, они просыпаются и видят, что этот храм перенесен на поприще в другое место – туда, где практически было языческое капище. То есть Господь указал людям, какую миссию они должны нести на этом месте, куда он их сюда привел. Так сложилось, что, когда буква была готова, заметили, что стрела буквально указывает на эту фразу: «Заготовили лес, располагая его так, как нужно для строительства. Однако, встав рано утром, расположили его так, как нужно». В этом и разгадка: Господь этой стрелой в каких-то случаях и карает, а в каких-то указывает: славяне, вы сюда пришли и должны быть не разгульными ушкуйниками, а нести местным народам рассказ о вере, о христианстве. И становится несколько понятным, почему исторически завоевания наших предков на восток шли относительно легко – потому что они несли еще и веру. Для Господа было очень важно, чтобы всем народам было проповедано Слово Божие».

Буква «Н» посвящена святителю Николаю. А само начертание буквы несколько напоминает Великорецкий образ, с которым каждый год совершается паломничество на реку Великую. На букве художником написан тропарь святителю Николаю, а в центре обозначено: «и града Хлынова, и всей Вятская страны людие». Художник поясняет, что смысл в том, что «наши вятские люди удостоились явления такой святыни, которой хвалится Мирликийская страна». В букве, воплощенной художником, все элементы не случайны. «Даже досочку, представшую частью буквы, нес с крестного хода чуть ли не три года, - вспоминает художник. - В один год присмотрел, во второй уже забрал, но донес только до Великорецкого, дальше нести не смог, оставил в доме по пути у знакомого, и только на третий – принес. Еще одно чудо произошло, когда мы решили сфотографировать букву «Н» на календарь на фоне Никольского храма с внешней стороны надвратной церкви возле арки Трифонова монастыря. Там обычно припаркованы машины. Мы приехали, и тут стояло множество автомобилей, что, конечно, не позволило бы сделать задуманное фото. Но начали снимать, но вдруг люди рассаживаются в автомобили и все машины разъезжаются... Думается, что святитель Николай услышал наше чаяние и поучаствовал в этом».

- Славянские буквы – это наше достояние, - убежден автор проекта Андрей Павлович Драченков. – В каждой букве – своя идея. Но особенно удивительно то, что славянская азбука представляет собой некое послание людям:

Азъ буки веде.
Глаголь добро есте.
Живите зело, земля,
И, иже како люди.
Мыслете наш он покой.
Рцы слово твёрдо.
Укъ фертъ херъ.
Цы, черве, шта ъра юсъ яти!

В современном переводе это звучит так
Я знаю буквы.
Письмо – это достояние.
Трудитесь, усердно, земляне!
Как подобает разумным людям.
Постигайте мироздание.
Несите слово убеждённо!
Знание – дар Божий.
Дерзайте, вникайте…
Чтобы Сущего свет постичь!

Примечательно, что проект – одна из форм работы с молодежью историко-краеведческого клуба «Мир». Как отмечает художник, «можно долго наукообразно рассказывать о культуре, об алфавите, о нашем великом и могучем языке, а можно взять и показать букву. И такие образы запечатлеваются в памяти надолго».

В клубе «Мир» регулярно проходят экскурсии. Рассказывая о вятской азбуке, автор проекта знакомит с духовностью, историей края, историей русского алфавита и многими ремеслами края. Ведь каждая из букв – это, с одной стороны, кладезь символов и смыслов, с другой – графическое повествование о том или ином ремесле. К примеру, буква «Б» выполнена мастерицей по плетению из бересты… Буква «О» представлена различными элементами мехов, отражающих разнообразие местной пушнины, и выполнена мастерами местной швейной фабрики.

Кстати, в работе над азбукой художнику помогают многие местные мастера. Так, буква из соломки сделана совместно с мастером Ларисой Сметаниной, свой вклад в создание азбуки вложили мастерицы Надежда Егорова, Людмила Комарова и многие другие.

«Чтобы буква несла радость…»

В данный момент идет работа над несколькими буквами: совместно с керамистами создается буква «э» (работа идет эмалями), вместе с мастерами из лозы выплетается «л», продолжает «реконструироваться» «шта» - современная «щ» (буква получается «реконструкторская», включает в себя щит и копья), заняты мастера и буквой «зело», которая предстанет в виде скатерти из льна с изумительным плетением. Мастера планируют завершить проект в текущем, 2017 году. «Хочется, чтобы каждая буква несла некую радость, - говорит художник Андрей Драченков. – Если радость появилась, значит, букву можно закончить».

Проект «Вятская азбука» не только популярен среди экскурсантов – учащихся школ и высших учебных заведений города Кирова, но также имеет большой успех на различных выставках в столице. Однажды буквы из «Вятской азбуки» были представлены на Международной книжной выставке – ярмарке, которая ежегодно проходит в Москве на ВДНХ. Когда же «мировцы» представили все изготовленные буквы на Международной туристической выставке «Интертур», которая проходила в «КрокусЦентре» (один из самых больших выставочных залов мира), тем самым удивили многих иностранцев. Буквы, изготовленные из различных природных материалов и отражающие различные элементы культуры, созданные руками вятских мастеров, значительным образом контрастировали на фоне современного оформления различными баннерами. Авторам запомнилась фраза одного из иностранцев: «Теперь я знаю, что такое русский дизайн». Таким образом, «Вятская азбука» достойным образом представила на международном форуме Россию.

Чтобы как можно больше людей смогли «заглянуть» в удивительный мир славянской азбуки, представители клуба «Мир» размышляют сегодня еще над одним глобальным проектом – созданием в перспективе на Вятке Центра славянской письменности, который может быть также назван «Музей азбуки» или «Вятская застава».

«Конечно бы, хотелось, чтобы на карте нашего города появилась такая точка, которая станет привлекательна и в туристическом, и в образовательно-культурном плане», - отмечает художник Андрей Павлович Драченков.

На месте кремля появится «Вятская застава»?

Как отмечают в клубе «Мир», проект «Вятская застава» уже начал свое воплощение – у Преображенского женского монастыря воздвигнута деревянная часовня, а рядом обустроена детская площадка. Однако воплощение основной идеи еще впереди – воздвигнуть на этом месте между берез высокий терем.

Как утверждают «мировцы», планируемое на месте старого кремля здание, может предстать музеем общероссийского значения. В стенах «Вятской заставы» можно представить всю воссозданную «азбуку», а также проводить занятия по каллиграфии, изготовлять реконструкторские костюмы. И все это представлять вниманию отдыхающих по набережной вятчан и гостей города.

В клубе «Мир» даже есть макет одного из возможных проектов будущего музея-центра. По задумке чудо-терем должен напоминать башню и идущую от нее стену и быть выполнен в стилистике рубленого зодчества XVII века. Однако поставить здание в центре города не так просто! Такой проект требует не только материальных вложений, но и многочисленных согласований с властями.

Пока же проект «Вятская застава» нашел воплощение в часовне, расположенной на месте, откуда и начинался город.

- Эта деревянная часовня представлена как некий памятник, - говорит дизайнер, трудившийся над ее воплощением Андрей Павлович Драченков. – Можно заметить, что на ней изображен герб нашего города, имеющий свое духовное обозначение. Ведь на гербе изображен не просто лук со стрелой, там рука, выходящая из облака… И этот символ может означать не что иное, как руку Божию. Чья еще рука может из облака выходить? К тому же над ней начертан крестик… В символическом смысле видится такое сложное прочтение: рука держит стрелу… и в то же время она может пустить стрелу или удержать эту стрелу. И нам это может послужить символом для размышления…

Как подчеркивает директор клуба «Мир» Людмила Георгиевна Крылова, «Планируемый центр - камерная вещь. Еще одна особенность терема при его создании на этом месте рядом с монастырем – сохранить стоящие на этом месте березки. Архитекторы сказали, что это сделать возможно, если создать застекленный внутри здания атриум. Данный проект уместен именно в контексте этого места. Здесь терем может быть органично вписан в архитектурный ансамбль местности, ведь рядом Преображенский монастырь, губернский дом, Александровский сад... Здесь историческое начало нашего города... Расположенный в центре Вятки «Славянский культурный центр» может представить все, чем занимается клуб «Мир» по разным своим направлениям наглядно и, что называется, в действии».

О многих других проектах историко-краеведческого клуба «Мир», направленных на приобщение молодежи к духовности и сохранении культуры Вятского края, читайте в следующем выпуске газеты «Вятский епархиальный вестник».

Пресс-служба Вятской Епархии

Фото

Возврат к списку