01.11.2016

Вятская православная гимназия занимает первое место из муниципальных школ г. Кирова

«Яко светозарная звезда, возсиял еси от востока до запада, оставль бо свое отечество, дошел еси Вятския страны и богоспасаемаго града Хлынова…» - поют на школьном молебне по понедельникам тропарь своему небесному покровителю учащиеся Вятской православной гимназии. Молебны прп. Трифону стали традиционными с первых дней основания ВПГ и проходили сначала в актовом зале, а в этом году, когда были открыты двери, соединяющие гимназию и её домовый храм во имя вмч. Екатерины, они служатся под церковными сводами. Так каждую неделю преподобный Трифон, много потрудившийся для просвещения Вятской земли, благословляет на учебные труды учащих и учащихся гимназии, и результаты на лицо.

По итогам прошлого учебного года ВПГ заняла шестую строку в рейтинге школ области после таких пользующихся вниманием кировчан образовательных учреждений, как КЭПЛ, ФМЛ, КЛЕН, Слободская и Вятская гуманитарная гимназии. А из муниципальных школ г. Кирова в конкурсном отборе Вятская православная гимназия - на первом месте! Кроме того, ВПГ впервые из числа православных образовательных учреждений страны прозвучала в общероссийском рейтинге 500 лучших школ. При этом оценивались такие показатели, как результаты предметных олимпиад до всероссийского уровня включительно, победы в различных конференциях, конкурсах муниципального, регионального и федерального значений. Шесть медалистов выпустила гимназия этим летом, все ребята поступили в высшие учебные заведения.

Список успехов можно бы и продолжить, но есть ещё одна очень важная сторона гимназической жизни, даже более значимая, чем внешний успех. Это воспитание души через образование, кропотливый учебный труд на каждом уроке изо дня в день. Не случайно, являясь членом Ассоциации православных гимназий Приволжского федерального округа, ВПГ передаёт свой профессиональный опыт коллегам из других регионов. Так, накануне нового учебного года духовник гимназии протоиерей Сергий Гомаюнов побывал в г. Арзамасе Нижегородской епархии, где читал лекции и давал мастер-класс коллегам-учителям. А совсем скоро, в начале ноября, гимназия будет принимать у себя гостей из православных гимназий Приволжского округа: пройдёт семинар, где наши педагоги поделятся наработанным за 18 лет опытом.
Кстати, свой день рождения ВПГ отмечает в день памяти преподобного Трифона Вятского и в Собор вятских святых. Предваряют торжество Малые Трифоновские чтения, которые ныне состоялись уже в десятый раз. Темы исследовательских работ, с которыми выступают гимназисты, разнообразны, а круг интересов юных исследователей очень широк. В этом году, когда отмечается 470-летие со дня рождения прп. Трифона, в исторической и лингвистической секциях прозвучали доклады, так или иначе связанные с именем небесного покровителя Вятской земли. Один из них представила девятиклассница Марина Кропачева. Её выступление, посвящённое исследованию акафиста преподобному Трифону, заслужило особую похвалу жюри, состоявшего из учёных-лингвистов, преподавателей Опорного университета.

Наталья Смирнова

* * *

В рассказе А.П. Чехова «Святою ночью» герой рассуждает о сложности составления акафиста: «Кто пишет акафист, тот должен знать житие до чрезвычайности, до последней самомалейшей точки. Ну и соображаться с прочими акафистами нужно, как где начать и о чём писать. Конечно, без того нельзя, чтобы не соображаться, но главное ведь не в житии, не в соответствии с прочим, а в красоте и сладости. Нужно, чтоб всё было стройно, кратко и обстоятельно. Надо, чтоб в каждой строчечке была мягкость, ласковость и нежность, чтоб ни одного слова не было грубого, жесткого или несоответствующего. Так надо писать, чтоб молящийся сердцем радовался и плакал, а умом содрогался и в трепет приходил». Акафист преподобному Трифону — яркое тому подтверждение.

Акафист (с греческого — «неседальная песнь») — особое хвалебное песнопение в честь Спасителя, Божией Матери или святых. Отличительной чертой любого акафиста является торжественность, возвышенность и богатство лексики, исключением не стал и акафист преподобному Трифону. Особое внимание в нём уделено словам, обращённым к святому. С каким почтением и любовью православные называют его своим «утешителем», «помощником», «предстателем пред Богом»! Я заинтересовалась именно этим пластом лексики акафистного текста и решила его исследовать.
В повседневной речи для обозначения лиц и предметов мы чаще всего используем имена существительные. В исследуемом акафисте эта часть речи по отношению к святому встречается 78 раз, которые по семантике (смысловому значению единиц языка) можно разделить на три группы.

К первой группе мы отнесли абстрактные существительные, которые составители акафиста использовали всего шесть раз: это «услышание», «украшение», «утверждение» (граду) и слово «утешение», которое в акафисте повторяется трижды.
Удивительным для нас показалось использование многочисленных метафор, которых в тексте мы нашли 23. Какие неожиданные существительные используют православные, обращаясь к преподобному Трифону: «кроткий агнец», «луч пресветлый», «сосуд честный», «благоуханный крин» (лилия), «сокровище неоскудное», «молитв кадило благоприятное».
Оставшаяся часть существительных имеет конкретное, не такое образное значение. К примеру, «Пресвятыя Богородицы слуго изрядный», «преподобных подражатель верный», «усердный молитвенник», «немолчный ходатай о нас пред Богом», «Света Троическаго зритель».

Рассматривая эти синтагмы, я обратила внимание на многообразие используемой лексики. Например, тематика присутствия преподобного Трифона в Царстве Небесном встречается в акафисте четырежды, и каждый раз об этом сказано по-разному: «Небесного Сиона житель», «горняго мира обитатель», «гражданин Иерусалима горняго», «небесный человече». Но нередко существительные в акафисте повторяются. Мне кажется, что часто употребляются те слова, которые особенно точно характеризуют святого, отражают его черты. Четыре раза преподобного Трифона в акафисте называют «предстателем», «заступником», «молитвенником», не единожды употреблены слова «покровитель», «угодник», «отец», «чудотворец», «ангел», «звезда».

Без внимания нельзя оставить и прилагательные, с которыми употреблены имена существительные. Такие выразительные эпитеты, как «пресветлый» (луч), «благоуханный» (крин), «благоприятное» (кадило), «предивный» (угодник), помогают возвыситься умом во время молитвы. Одни и те же существительные встречаются в акафисте с разными прилагательными, например, «звезда светозарная, светлая, богосветлая»; «светильник пресветлый, светоподательный»; «предстатель теплый, благий, неусыпный»; «заступник твердый, усердный». Безусловно, церковно-славянский язык необыкновенно богат, и для обращения к преподобному Трифону составители акафиста использовали не только имена существительные, но и субстантиваты из причастий (т.е. причастия, которые употребляются в роли существительных). Их нам встретилось 100. Эти причастия отображают различные стороны жизни и деятельности святого, характеризуют его с разных сторон. В связи с этим мы разделили субстантиваты на восемь лексико-семантических групп, хотя это деление весьма условно.

В первую группу мы отнесли 16 причастий, отображающих образ жизни святого. Преподобный Трифон, как монах, жил целомудренно, смиренно, терпеливо переносил все тяготы, был очень неприхотливым, не обращал внимания на прелести земного, стремясь приблизиться к Богу, был образцом истинной, всепрощающей любви к ближним, всегда усердно молился и трудился. В акафисте об этом написано так: «От сердца своего вся искушения юности отгнавый, Господа ради путь тесный и скорбный избравый, дольняя горняго ради оставивый, благое иго Христово на себе возложивый, любовию Христовой козни вражия победивый».

14 субстантиватов, относящихся к Трифону Вятскому, характеризуют его по отношению к вере. Например, «красоту селения Божия возлюбивый», «к Богу имевый рачение велие», «огнем молитвы твоея вся стрелы лукаваго попаливый», «тайнаго веления Божия послушавый», «всего себе Богу предавый». Глядя на эти примеры, мы можем только удивляться такой глубочайшей вере первого вятского святого, его любви к Богу, послушанию и просить у него вразумления, чтобы научил и нас с таким же трепетом и благоговением относиться ко всему, что связано с Господом.

Немаловажна и деятельность святого при жизни. Сколько хорошего сделал он для Вятской земли: первый монастырь построил, иночество здесь утвердил, людей просвещал, ничего не прося взамен и смиренно терпя обиды. Поэтому 12 синтагм (сочетаний с причастиями) посвящены трудам преподобного Трифона: «иноков богомыслию поучавый», «ученика своего Досифея ко спасению наставлявый», «храмы Божии в обители благолепно устроивый».

Чуть меньше, 11 субстантиватов, описывают черты характера вятского чудотворца. Мы узнаём о его внутренних качествах из следующих примеров: «терпением твоим мира сего злобу победивый», «за творящия ти напасть, яко за благотворцы, Богу моливыйся», «смирение возлюбивый», «гнев на воздвигших на тя гонение совершенно в себе умертвивый». Иногда это раскрывается только за счёт зависимых от причастия слов, например, «во изгнание незлобиво отшедый».

Встречаются и такие синтагмы, которые называют преподобного Трифона лишь по его действиям и не несут оценки личности. В эту группу входит пять оборотов, например, «во страну Вятскую путь свой благочестне управивый», «многи обители иноческия в странствии своем посетивый».

Четыре субстантивата указывают на святость преподобного, которую он явил ещё при жизни: «яко Моисей, молитвами воду источивый», «чудеса преславная при основании обители совершивый», «чудеса дивная во изгнании своем совершивый», «смерть вкусивый, тленная же не познавый».

Столько же причастий относятся к внутреннему состоянию святого Трифона, что становится понятным благодаря контексту. К примеру, «в них (разных обителях) себе утешение и отраду обретый», «тихое в ней (обители) пристанище обретый», «в затворе келейнем в ней уединивыйся», «паки в ней радостно и мирно водворивыйся».

В последнюю, наиболее многочисленную группу (18 синтагм) входят субстантиваты, описывающие благодеяния преподобного Трифона после смерти, его помощь обращающимся к нему в настоящее время. Например: «исцеляющий души и телеса благодатию Божией», «обитель твою и град наш присно сохраняющий», «немым проглаголание дарующий», «почитающих тя прошение скоро исполняющий», «немолчно воспевающий Трисвятую песнь Троице».
Хотелось бы обратить внимание на возвышенность лексики акафиста, что является особенностью в целом церковно-славянского языка. Такие причастия, как «созерцающий», «ликовствующий», «водворивыйся», «опочивый», помогают нам отдалиться от всего земного, настроиться на молитвенный лад.

Таким образом, акафист святого Трифону можно отнести к лучшим образцам церковной лирики. Пусть для каждого православного, почитающего преподобного, текст его акафиста станет источником молитвенного вдохновения для укрепления душевных сил.

Марина Кропачева

Фото

Возврат к списку