16.06.2016

Протоиерей Сергий Гомаюнов: «Можно пристать к крестному ходу, но не понять, что он такое»

Впервые отец Сергий отправился в крестный ход, еще не будучи священником, в 1998 году: ему хотелось пройти этот путь. Молодой человек рискнул понести на своих плечах икону святителя Николая, и, когда процессия, наконец, добралась до Великорецкого, он, насквозь промокший и замерзший, увидел сотни встречавших ее людей. Первая мысль была: «Какие мы герои!» Но очень скоро будущий священник понял, что никто не собирается его благодарить – все взгляды были устремлены на образ святого. «И у меня в голове сразу все встало на свои места: это его ждут, - вспоминает о. Сергий. - Вопрос, зачем в крестный ход идти, отпал сам собой. Святителя Николая носить! Он идет нашими ногами, он благословляет вятскую землю. И это то, что выше всякого личного».

Елена Курбатова, «АиФ»: Но разве люди идут в крестный ход не со своими бедами?

Протоиерей Сергий Гомаюнов: - Крестный ход – это не собрание судеб отдельных людей, а судьбы отдельных людей, которые складываются в нечто большее, потому что если бы там собирались только страждущие и нуждающиеся в чём-то, просящие о помощи, он не пережил бы столько эпох и не возродился бы, будучи уничтожаем в XX столетии. Он не что иное, как возможность побывать внутри церкви, если понимать её не как храм, а как единение человека и Бога. И самое главное – в течение нескольких дней, когда человек «выключен» из повседневной жизни, он может от души помолиться, оживить её.

- А если влечёт любопытство или желание испытать себя, стоит идти?

- Можно пристать к крестному ходу, пройтись, натереть мозоли, сделать фото, но совершенно не понять, что он такое. Хотя я знаю людей, которые ходили себя испытать, а им некий старичок сказал: «Ребята, что вы всё впереди меня идёте?» Они умудрились весь крестный ход пройти, ни разу не увидев иконы святителя Николая. И, только добравшись до Великорецкого, узрели того самого старичка… Теперь эти ребята – настоящие крестоходцы. Так что возможна и такая история.

- Значит, не надо отговаривать или запрещать?

- Никаких запретов нет. Человеку, который пока не знает, зачем он идёт в крестный ход, нужно знать одно: он не должен никому мешать, быть тактичным и аккуратным в общении с людьми, которые, в отличие от него, лучше знают, зачем они здесь. Тогда и ему что-то откроется, даром не пройдёт.

- Не раз доводилось слышать: «Зачем родители тащат с собой детей?»

- Так говорят только те, кто не видел детей в крестном ходе. Дети идут весело, они доставляют радость окружающим. Запомнилась такая картина: второй день, тяжёлый переход, все устали, на стоянке просто падают, а девочка достаёт скакалку и начинает прыгать! В Евангелии от Марка Господь говорит: «Пустите детей приходить ко мне, ибо таковых есть Царствие Божие». Нам надо учиться у детей, потому что они более близки Богу, чем мы, взрослые.

И второй момент – духовное воспитание. Когда его начать, каждый родитель знает сам. Он чувствует, что одному ребёнку крестный ход будет не в радость, - он хрупкий и нежный, а другому – в самый раз, потому что мужиком станет.
Богу – Богову

- Много говорят о чудесах во время крестного хода. Вам доводилось их видеть?

- Расскажу об одном. Был очень ненастный год, мы шли под почти не прекращающимся дождём, очень устали и замёрзли. Когда дошли до Великорецкого, даже радости не испытали - настолько вымотались. После службы на реке Великой образ святителя Николая внесли в походный алтарь, и, когда мы прикладывались к нему, заметили: от иконы исходит тепло, как от живой руки. Чтобы дерево так нагрелось, оно должно полежать на солнце или у открытого огня, но в тот день было пасмурно и сыро. Тогда я, наверное, и понял слова из молитвы: «О, всесвятый Николае… теплый наш заступниче». Эту духовную теплоту нам дано было ощутить на физическом уровне.

- Недавно слышала реплику: «Зачем паломники страхуются от клещей, ведь их Бог охраняет». Не нашлась, что ответить...

- И на Бога надейся, и сам не плошай. Господь берёт попечение о нашей душе, мы же должны позаботиться о том, чтобы она в более или менее сносном теле смогла преодолеть путь. Что его телу нужно, каждый решает сам. Я видел людей, которые идут босиком, запасшись двумя огурцами и горсткой сухарей. Они не выпендриваются (извините за слово) - им и этого достаточно. Я в своё время решил пройти в солдатских ботинках и так стёр ноги… Теперь и стельки хорошие подкладываю, и тёплую одежду беру. Да, я слаб, и я обеспечу тот минимум удобств, чтобы не думать о своём теле, чтобы душа моя могла заняться главным делом. Кто хочет застраховаться - пожалуйста, кто не хочет - его право. Это абсолютно не главное в крестном ходе.

- О чём стоит позаботиться в первую очередь?

- О ногах, потому что это основной «рабочий инструмент». Нужно иметь всепогодную одежду и весьма разумное количество пищи. Болящие люди должны знать свою меру и думать не только о себе, но и о людях, идущих рядом. Был случай, когда через весь Медянский лес человека несли на руках. Если ты прошёл в полную силу хотя бы часть пути, ты прошёл весь крестный ход.

- Вы сами будете ходить в крестный ход, пока силы позволят?

- Как Господь благословит.

Возврат к списку