02.02.2016

Протоиерей Евгений Смирнов: «От слова священника многое может зависеть…»

У XXIV Международных Рождественских образовательных чтений, проходивших в Москве с 25 по 27 января 2016 года, была традиционно насыщенная программа: работало 17 направлений, организованных профильными синодальными отделами, общая тема Чтений — «Традиция и новации: культура, общество, личность». Как руководитель епархиального отдела катехизации протоиерей Евгений Смирнов участвовал в работе первого направления, посвященного катехизическому и образовательному служению в Русской Православной Церкви. Об итогах работы и полученном опыте на семинарах отец Евгений нам вкратце рассказал.

- Отец Евгений, большая часть делегатов от Вятской Епархии – участников нынешних чтений работали непосредственно по первому направлению, при этом значительная часть из них – педагоги светских учреждений – это можно отметить как особенность этого года?

- Делегация Вятской Епархии включала как представителей отделов, так и благочиний, приходов, а также было очень много приглашенных гостей – в основном это педагоги и сотрудники учреждений образования, с которыми так или иначе взаимодействует епархиальный отдел образования и катехизации, а также отдельные приходы. Мы традиционно приглашаем к участию в чтениях Институт развития образования Кировской области, Центр повышения квалификации работников образования города Кирова, Министерство образования Кировской области, департамент образования администрации города Кирова, муниципальные методические службы – каждый по-разному откликается на наше приглашение. Примечательно, что в этом году у нас участвовали представители Института развития образования, Центра повышения квалификации работников образования, департамента образования г. Кирова и городского методического кабинета г. Слободского. Командируют их самостоятельно учреждения, поскольку все понимают важность взаимодействия церкви, школы и общества в деле духовно-нравственного воспитания учащихся. А Рождественские чтения позволяют выстроить диалог между Церковью и светской школой, поделиться опытом сотрудникам в сфере образования из разных регионов.

- Что лично Вам запомнилось с работы на чтениях в 2016 году по направлению религиозного образования?

- Как руководитель отдела катехизации посещал все семинары, связанные с организацией катехизического служения на приходском уровне, а также мероприятия, посвященные взаимодействию с общеобразовательными школами, в частности, с организацией курса «Основы православной культуры» в светской школе. В завершении чтений 27 января принял участие в совещании руководителей епархиальных отделов религиозного образования и катехизации. Конечно, ценно было познакомиться с опытом других регионов. Особенностью чтений стали также открытые уроки основ православной культуры в светских школах Москвы, в которых приняли участие и вятские педагоги. Не оставила никого равнодушным встреча с митрополитом Меркурием (митрополит Ростовский и Новочеркасский Меркурий – председатель Синодального отдела религиозного образования и катехизации), – мы получили установку на то, какие приоритетные проекты должны быть в работе любого епархиального отдела образования и катехизации. На первом месте выступает взаимодействие со светскими образовательными учреждениями.

- Каким образом планируете далее выстраивать взаимоотношения Церкви и органов образования?

- Работа эта плановая. Сейчас в феврале, марте, апреле традиционно будут проходить родительские собрания, посвященные выбору модуля предмета «Основы религиозных культур и светской этики». И от слова священника, от слова представителя прихода здесь очень многое может зависеть. Данный курс имеет шесть модулей, шесть направлений, и очень важно до родителей донести, в чем ценность модуля «Основы православной культуры». Возможность встречи родителей с духовенством либо представителями приходов в рамках выбора модуля курса ОРКСЭ предусмотрена нормативными документами, утверждёнными Министерством образования Российской Федерации. Полагаю, что при подобающей организации, общение с представителями Православной Церкви будет важным как для школы в целом, так и для родителей в частности. Данный курс – это хороший повод для встречи священнослужителей, представителей приходов с той частью нашего общества, которая пока еще только в школе изучает основы православной культуры либо с ними не знакома вообще. Мы предлагаем изучать православную культуру, поскольку это традиционная культура нашего народа. Без знания основ православия мы не поймём духовных истоков нашей национальной культуры. Кроме того, от этого может зависеть и духовный жизненный выбор подрастающего поколения.

- Важность изучения православной культуры, созвучной со всей историей России, школьниками в нашей стране очевидна. Вероятно, на семинарах также обсуждались возможные изменения и в методике преподавания / изучения этого предмета?

- Речь шла о возможном расширении данного курса. Сейчас это возможно за счет предметной области «Основы духовно-нравственной культуры народов России», которая согласно новым образовательным стандартам реализуется в пятом классе, и есть перспектива расширения данной области на шестой и последующие классы вплоть до девятого. На нынешних Рождественских чтениях и в приветствии Святейшего Патриарха, и в выступлении митрополита Меркурия говорилось о том, что такое расширение данной области необходимо, очень важно, чтобы духовные основы нашей культуры изучались на протяжении всей школы с 1 по 11 класс. Понятно, что эта очевидная истина бывает далеко не очевидна для людей светских. Поэтому важно иногда ознакомиться с положительным опытом преподавания Основ православной культуры. И на чтениях был представлен такой опыт! Во многих школах ОПК преподаются как в начальной школе с 1 по 4 класс, так и в средней школе с 5 по 11 класс. Был представлен и опыт расширения преподавания предмета «Основы духовно-нравственной культуры народов России». Но пока это отдельные региональные программы, а также отдельные программы на школьном уровне. Меня поразил представленный опыт соседней с нами Нижегородской епархии. Направления взаимодействия, основные приоритеты были озвучены даже не устами епархиального архиерея, не устами руководителя отдела религиозного образования и катехизации, но устами министра образования Нижегородской области, что, конечно же, ценно. Подобный опыт есть в Краснодарском крае, в Подмосковье. Воочию можно было убедиться, как начатое доброе дело может принести добрые плоды и результаты. Педагогам практикам можно было задать вопросы, которые возникают в связи с реализацией курса. Наши педагоги также принимали активное участие в семинарах. Выступали учителя Вятской православной гимназии, традиционно делилась с коллегами наработками Надежда Васильевна Демидова. Судя по откликам, наши педагоги, участвовавшие в чтениях, в значительной степени нашли ответы на свои вопросы, такой обмен опыта был для них очень важен.

- Отец Евгений, отрадно наблюдать внимание руководителей светских учреждений и педагогов к духовному воспитанию, приобщению к нашей истинной культуре учащихся, но что по-Вашему могут и может быть должны сделать на этой ниве представители Церкви?

- Перед всеми руководителями епархиальных отделов образования митрополит Меркурий поставил задачу расширить то взаимодействие, которое сейчас сложилось в епархиях, сотрудничать не только на уровне епархий и органов управления образования, но и между конкретными приходами и отдельными образовательными учреждениями. Важно, чтобы мы научились вместе работать на благо наших детей.

Пресс-служба Вятской Епархии

Фото

Возврат к списку