Слово Митрополита

Пасхальное послание митрополита Вятского и Слободского Марка

Христос Воскресе!

Возлюбленные о Господе всечестные отцы, 
боголюбивые братья и сестры,
монашествующие и миряне Вятской Епархии!

«Ныне вся исполнишася света, Небо же и земля 
и преисподняя: да празднует убо вся тварь 
востание Христово, в Немже утверждается.»
Тропарь 3-й песни Пасхального канона

В светоносный праздник Святой Пасхи, мы – христиане, исповедуем и возвещаем всему миру эту радостную весть: Христос Воскресе!  Каждый христианин призван осознать и прочувствовать всю силу этого жизнеутверждающего приветствия.

Переживание пасхальной благодати Святого Духа рассеивает мрак смерти и сердечного уныния.  Радость от Воскресения Христова подлинно превращает пасхальную ночь в торжество. Ибо тех, кто приняли Его, верующим во имя Его, Господь дал право наследовать Царство Божие.

Воскресение Христово - это не просто один чудесный момент в человеческой истории, но начало зарождения нового, таинственного мира, преодолевающего тление и смерть, дарующего нам в Церкви вечное единение с Богом. 

Воскресение Христово - это возникшая в нас новая духовная жизнь, ибо мы сами в своих сердцах через святые Таинства находим убедительные свидетельства Воскресения.  Происходящее сегодняшнее торжество в православных храмах есть дивное предвосхищение всеобщего Торжества Воскресения из мертвых, когда каждый войдет в Невечерний Свет Пасхи в меру своего духовного совершенства и добра.

Воскресение Христово - это подтверждение того, что Бог не оставил согрешившего человека, потерявшего надежду на свое избавление от греха, власти диавола и вечной разлуки в преисподней. Господь претерпел Крестные страдания и смерть, чтобы, сойдя во ад, сокрушить диавола и освободить души томящихся там людей.  После Воскресения Сына Человеческого нет более пространства в этой вселенной, которое было бы закрыто для Божественной Любви! Свет Христов просвещает ныне всех и вся!

Поэтому мы не должны, дорогие братья и сестры, в это праздничное время, наполненное небесным ликованием о Христе Воскресшем, предаваться скорбям и малодушным печалям. Ничто да не станет в эти светоносные дни для нас важнее Святой Пасхи, которую Господь даровал нам Своим спасительным Подвигом Креста и Восстанием из мертвых. 

Преисполняясь вместе с вами радостью в эту пасхальную ночь, сердечно благословляю всех вас и молитвенно желаю, чтобы эта радость обновила ваши телесные и духовные силы, чтобы вы никогда не сомневались в Любви Божией, никогда не забывали, что в Пасхе нам дается образ высшего и полного единства: единства друг с другом, единства в Церкви Божией, единства во Христе Иисусе.

Во имя Воскресшего Господа ещё раз обращаюсь к вам с жизнеутверждающим приветствием Святой Пасхи: Христос Воскресе! Воистину Воскресе!  

МАРК
МИТРОПОЛИТ ВЯТСКИЙ И СЛОБОДСКОЙ

Вятка, Пасха 2017 год

Поздравление митрополита Вятского и Слободского Марка с Рождеством Христовым в 2017 году

Возлюбленные о Господе всечестные отцы, братья, сестры, монашествующие и миряне Вятской митрополии! Отечески поздравляю всех вас с Рождеством Господа нашего
Иисуса Христа!

И сказал им Ангел: не бойтесь; я возвещаю вам великую радость, которая будет всем людям: ибо ныне родился вам в городе Давидовом Спаситель, Который есть Христос Господь.
Евангелие от Луки 2 глава, 10-11

Эти святые слова о Рождении Спасителя мира впервые услышали пастухи в поле во время ночной стражи и убоялись, но Ангел Господень ободрил их и сказал: Не бойтесь! Радуйтесь рождению Христа и Господа вашего!

Эти слова ныне повторяет Святая Церковь своим чадам, возвещая им устами ангела: Не бойтесь мира, ибо Христос и Господь победил мир! Радуйтесь, ибо вам явлена в полной мере великая тайна и неизреченный дар вочеловечения Сына Божия для спасения мира.

 Воистину, Рождество Христово - это великий дар всему человечеству. Оно открыло нам Бога, ибо людям, «сидящим в стране и тени смертной воссиял свет» (Мф. 4, 16), так апостол и евангелист Матфей, изображает состояние людей - верующих и неверующих. Сын Божий пришел в мир,  воспринял человеческое естество, чтобы спасти человечество от греха, проклятия и вечной смерти.

И каким образом Спаситель это совершил? - спрашивает святитель Григорий Палама. И отвечает, радостно восклицая: «Снизошел Он с высоты Своей в человеческую худость, соединил ее неразрывно с Собой, смирившись и обнищав…, и таким образом всем показав путь, ведущий к горнему». 

Рождество Христово принесло миру Евангелие и новую заповедь - заповедь о любви к Богу и ближнему. Много веков прошло с того времени. Но жертвенный призыв Христа о любви всегда неизменен. Через Таинства Церкви Спаситель мира делает нас чадами Божиими, врачует наши человеческие недуги, обращает нас из слабых в сильных духом. Рождество Христово дает нам радость богоусыновления и полную уверенность в вечной жизни.

В тишине и покое священной ночи Рождества, Господь наш, Иисус Христос, входит в глубины человеческой истории и разрешает запутанную сложность греха и каждому подает Своей благодатью и милостью выход из жизненных недоумений, предопределяя высокое достоинство человека и его нравственный идеал во всех жизненных обстоятельствах.

Уготовим свое сердце молитвой, приготовим его добрыми делами и мыслями сделаться Вифлеемскими яслями, чтобы и в нашем сердце мог родиться Спаситель Богомладенец Иисус Христос.

Милостью Рождшегося Христа минувший год по-прежнему был на Вятской земле важной вехой в восстановлении храмов и монастырей.  Но особенно деятельно возвращение первозданного образа святынь происходит в городе Слободском: в Христорождественском женском монастыре продолжает подниматься в небо высокая колокольня; взорам верующих вновь открылся красивейший вид Христорождественского монастырского собора; над храмом Николая Чудотворца поднялась колокольня, и восстановлены все пять его центральных куполов; также были установлены купола и на Духовском соборе. В 2016 году Вятской Епархии возвращен Благовещенский храм, что расположен на центральной площади города Слободского; в следующем году начнется его архитектурное и приходское возрождение. 

В селе Макарье началась долгожданная реставрация Троицкой церкви. Отдельно хочу поблагодарить всех, кто усердно трудился и трудится на Спасском соборе в городе Кирове: полным ходом совершаются работы по восстановлению храмовых сводов и барабана центрального купола.

Многое из сделанного вызывает сегодня у меня неподдельную архипастырскую радость. Будем и дальше возрождать духовное богатство нашего Отечества, возводить стены порушенных святынь, не забывая очищать свое сердце молитвой и деятельной любовью. Ибо восстановление храмов и восстановление человеческих душ должно идти обоюдным образом.

Будем молиться непрестанно Матери Младенца Иисуса, Пречистой Богородице, да покроет Она Своим заступлением нашу страну и народ и да просветит молитвами Своими всех детей и родителей, все семьи, нуждающиеся в помощи и благословении Божием.

Сердечно поздравляю всех вас с великим праздником Рождества Христова! Да воцарится в сердцах наших Христос Господь, и с Ним да царствует мир и благословение!

Выступление митрополита Вятского и Слободского Марка на пленарном заседании XXI Свято-Трифоновских образовательных чтений

Уважаемые учредители и участники чтений! Всечестные отцы! Братья и сёстры! Сердечно приветствую и поздравляю вас с достойным проведением XXI Свято-Трифоновских образовательных чтений!
Святой апостол Павел в одном из своих посланий дал христианам заповедь: «Поминайте наставников ваших, которые проповедовали вам слово Божие, и, взирая на кончину их жизни, подражайте вере их» (Евр.13,7). Соблюдая эту апостольскую заповедь, христиане всегда тщательно сохраняли сведения о жизни и деяниях святых. Особенным почитанием окружались имена христиан, ставших мучениками и исповедниками за Христа.
В конце II века христианским апологетом Тертуллианом были сказаны слова, ставшие крылатыми: «Кровь мучеников – семя христианства». Век XX-й обильно засеял этим семенем Русскую землю. В истории Вселенской Церкви никогда не было таких масштабных и непрерывных гонений. Евангельское зерно мученичества обильно взошло и на Вятской земле.
После завершения периода преследований за веру, Церковь собрала богатый «урожай» свидетельств о подвигах Новомучеников и исповедников Российских. На Архиерейском Соборе 2000 года были прославлены 813 святых. В последующие годы эта важная работа по канонизации была продолжена Синодальной комиссией. В итоге в Собор Новомучеников и исповедников Русской Православной Церкви были внесены имена 1774 святых. Среди них в чине Новомучеников были прославлены святые земли вятской: святитель Виктор исповедник, епископ Глазовский; священномученики Михаил (Тихоницкий), Николай (Подъяков), Виктор (Усов), Прокопий (Попов), Анатолий (Ивановский), преподобноисповедник Александр (Уродов), мученица Нина Кузнецова.
Непоколебимость в вере явили в годы гонений преподобный Матфей Яранский, монахи и монахини Успенского, Филейского, Преображенского и других монастырей, сотни вятских новомучеников, пока еще не прославленных Церковью. Когда мы, в Вятке, обращаемся к ним за благодатною помощью, то свидетельствуем, что ощущаем себя частью великой земли русской, собранной вновь в XX веке их подвигами, верностью и страданиями за Христа.
Церковь выстояла в годы гонений. Красный террор не смог ее одолеть. Церковь оказалась единственным институтом дореволюционной России, сохранившим свое иерархическое достояние, вековые традиции духовного опыта, священническое сословие и свою паству. Тем самым она еще раз подтвердила слова Христа: «И врата ада не одолеют ее» (Мф. 16,18).
У Русской Церкви за плечами тяжелейшие испытания, подвиг служения и жертвенного свидетельства об Истине в самых неблагоприятных условиях. И, конечно же, в первую очередь, победа Церкви над богоборческими силами состоялась благодаря великому сонму новомучеников и исповедников Российских. Это их святые молитвы, их стояние за веру, их заступничество перед Спасителем, не позволили искоренить Православие в России. Они своей кровью и своей неподкупностью, замолили грех отступничества нашего народа от Христа.
Мы, нынешние христиане, обязаны новомученикам русским тем, что можем свободно посещать храмы, принимать участие в Евхаристии, молиться, читать Священное Писание, творить дела благотворительности, постигать глубины православной веры, узнавать великие страницы церковной истории. И нашей первейшей святой обязанностью сегодня является выявление имен новомучеников, выяснение обстоятельств их жизни и духовных трудов, раскрытие их священного стояния в правде Христовой для воспитания будущих христиан.
Русская Церковь не погибнет и не отомрет, как сухая лоза на древе Вселенской Церкви, ибо удержала и продолжает удерживать сокровище Православия драгоценным, жертвенным подвигом тысяч и тысяч Новомучеников и исповедников российских.
Земля, политая, так изобильно мученической «искренней» кровью не может остаться без плода! «Слово о погибели земли русской» было восплакано в первой половине 13 века! Но «земля русская, светло украшенная» восстала и раскинулась под небом обширными стократными «хлебами»! И, после за многие века не раз еще писали об этой «погибели»: и в Смутное время, и во времена Петра Первого, и в тяжелую годину Отечественной войны 1812 года; но особенно громко и настойчиво эти печальные голоса, возвещавшие крушение России и христианских идеалов, звучали в богоборческий период XX – го столетия! Но Отечество наше будет стоять верой православной! Будет жить, и жительствовать с Евангельским «избытком». Никогда не погибнет ни земля, ни язык, ни сам народ русский в губительной круговерти истории, ибо с нами Бог, Его Церковь и сонм Новомучеников и исповедников Российских!
Желаю всем устроителям, участникам, и гостям XXI Свято-Трифоновских образовательных чтений «1917-2017 года: уроки столетия» помощи Божией в добрых трудах и благих начинаниях.

Приветственное слово митрополита Вятского и Слободского Марка на открытии XXI Свято-Трифоновских образовательных чтений

Уважаемые учредители и участники чтений! Всечестные отцы! Братья и сёстры!
Сердечно приветствую и поздравляю вас на православный книжной выставке-форуме «Радость Слова», открытие XXI Свято-Трифоновских образовательных чтений! Вдвойне радостно, что наш книжный форум открывается в год празднования 1000-летия присутствия русского монашества на Святой Горе Афон и в праздничный день Покрова Божией Матери. Переоценить значение Афона для русской цивилизации невозможно. Афон в течение многих столетий играл исключительно важную роль в развитии отечественной духовности и культуры, начиная с эпохи Киевской Руси до наших дней.
Книга – одно из величайших достижений человеческой культуры, соединение дерзновенной человеческой мысли и технологий. Она никогда, и наш 21 «цифровой» век не исключение, не утратит своего нравственно-просветительского значения.
Если бы не было печатной книги, то человечество не достигло бы такого уровня цивилизации, который есть сегодня. Через книгу научные достижения стали иметь широкое распространение и переходить от поколения к поколению; книгопечатание культурно обогатило народы, человечество стало передавать друг другу знания о Боге, о мире, основы своей веры и нравственности, через книгу получил развитие культурный обмен не только между разными народами, но между поколениями. Ее влияние на жизнь человечества определяющее, и мы можем предвидеть, каким будет будущее человека и общества по тому, что читают люди.
Книга – это путь к святости. И вести человека по этому пути самое прекрасное, что может совершить книга. Ибо истинное предназначение книги: оторвать человека от излишней привязанности к земному и устремление к небесному. Но мир книг весьма разнообразен. Поэтому первая и главная задача, которая стоит перед думающим читателем, ― отобрать для себя книги полезные, то есть те, которые помогут сформировать убеждения, укрепить нравственные начала, приобрести профессиональные навыки, стать образованным, духовным человеком.
Я желаю плодотворной работы всем участникам книжного форума «Радость Слова» и Трифоновских образовательных чтений. Закончить свое выступление я хотел бы словами преподобного Ефрема Сирина: «Трудись и читай с рассуждением, наипаче же упражняйся в добрых делах».

ПАСХАЛЬНОЕ ПОСЛАНИЕ МИТРОПОЛИТА ВЯТСКОГО И СЛОБОДСКОГО МАРКА (2016 год)

ХРИСТОС  ВОСКРЕСЕ!

 

Возлюбленные о Воскресшем Спасителе всечестные отцы,

боголюбивые братья и сестры,

монашествующие и миряне Вятской Епархии!

 

Пасха! Господня Пасха!  Ибо от смерти к жизни и с земли к небесам Христос Бог нас перевел, песнь победную поющих. (Пасхальный канон, ирмос первой песни)

 

В пасхальном приветствии «Христос Воскресе!» заключается суть нашей православной веры, в нем выражается вся наша земная надежда. Этими словами мы приветствуем друг друга во все Пасхальные дни до самого преддверия праздника Вознесения Христова. Не пренебрегайте этой возможностью исповедания нашей веры – от сердца, исполненного любовью и верой в Воскресшего, приветствуйте всех словами: Христос Воскресе! Воистину Воскресе!

В эту светлую пасхальную ночь мы с особым вдохновением радуемся победе Жизни над смертью, победе сил добра над силами зла. И в этом противостоянии есть доля участия каждого, в ком теплится и плодоносит вера в Бога и Его Святую Церковь. Несомненно, что сегодня каждый, кто называет себя христианином – победитель. Если мы ведем борьбу с грехом и не сдаемся ему в плен, то сегодня мы не только празднуем, но и участвуем в победе Христа Жизнодавца над смертью. «Смерть! где твое жало? ад! где твоя победа?» (Ос. 13: 14).

Подлинное значение земного служения Господа Иисуса Христа можно осознать лишь в свете Пасхи. Без Воскресения Христова не существовало бы ни христианской веры, ни Церкви, ни рожденной ими современной цивилизации. Христианство принесло миру не новое учение о Боге, не новую надежду на бессмертие, но весть о великом и искупительном событии – Воскресении распятого Сына Божьего.  Оно даровало людям не только уверенность в их будущем воскресении, но стало самим началом всеобщего воскресения из мертвых.

Христианство – это не доводы рассудка. Это опыт жизни, получаемый в борьбе за воскрешение в сердце человеческом первозданного Образа и Подобия Божия. И если в ожидании Пасхи, устремляя все свое существо к переживанию Крестного Пути Господа, мы старались в покаянии оставить свои греховные привычки, страсти и всякую злобу, – то встреча Воскресшего Христа станет для нас Торжеством единения, дарующего сердцу неизреченную радость, свободу и великодушие. Таковым говорит Господь: «И радости вашей никто не отнимет у вас» (Ин. 16:22).

Наш главный долг пред Богом и ближними – научиться проявлять мужество и стойкость в жизни по Евангельским заповедям, не падать духом, но, укрепляясь дарами Святой Пасхи, быть опорой и утешением для тех, кому сегодня особенно трудно. Современному миру необходимо наше свидетельство о Правде Божией. Мы призваны положить труд, чтобы явить собой человека, исцеленного и обновленного во Христе.

Будем помнить слова всероссийского пастыря праведного отца Иоанна Кронштадтского: «Истинно празднует Воскресение тот, кто сам воскрес от мертвых дел для дел добродетели, для веры и любви христианской».

Исполнимся же сегодня пасхальным ликованием, в полной мере ощутим радость Христова Воскресения, которая способна помочь нам в преодолении любых невзгод, поделимся ею с ближними! Да благословит Воскресший Господь наш Вятский край миром, изобилием и спокойствием, да исполнит сердца всех людей, его населяющих, уважением, вниманием и любовью друг ко другу!

                                  

Воистину Воскресе Христос!

 

 

МАРК

МИТРОПОЛИТ ВЯТСКИЙ И СЛОБОДСКОЙ

 

Вятка, Пасха 2016 год

Рождественское послание митрополита Вятского и Слободского Марка. 2016 год

Возлюбленные о Господе
всечестные отцы, 
братья, сёстры, монашествующие и миряне 
Вятской митрополии! 
Отечески поздравляю всех вас 
с Рождеством Господа нашего Иисуса Христа!

Слава в вышних Богу, и на земле мир, в человеках благоволение!
Евангелие от Луки 2 глава, 14 стих

Сегодня все мысли наши устремлены к той пещере, из которой воссияло миру Солнце Правды. В очередной раз Божие Провидение позволяет нам переживать тайну Вифлеемской ночи, когда «Слово стало плотью, и обитало с нами» (Ин 1, 14); когда Бог стал человеком ради нас и нашего спасения. Неудивительно, что в эту благословенную ночь люди не спят, а бодрствуют, ибо именно в эту ночь стало возможно соединение Бога, как со всем человечеством, так и с каждым человеческим сердцем. В эту ночь, когда свершилось чудо Боговоплощения, небо объединилось с землей, дела Божии - с делами человеческими.
Рождество Спасителя показывает нам, что мы не одиноки, что Сын Божий с небес спускается к нам, на землю, становится Человеком, чтобы соединить нас навечно с Богом милостивым и святым. Потому воспевает ныне Церковь: «Христос рождается – славите. Христос с небесе – срящите. Христос на земли – возноситеся!» В одном из праздничных песнопений Рождества говорится, что в Рождестве Христовом принимают участие небо и земля, звезда и пещера, город и пустыня: «Радуйся, пустыня, предвозвестившая радость; ибо звезда предшествует в Вифлеем, возвещая Христа, приходящего, чтобы родиться; и пещера принимает Невместимого, а ясли благо украшаются, чтобы принять Жизнь вечную». Тайна воплощения вечного Сына Божия - есть основание и сердцевина христианской веры. Эта священная и великая тайна была целью, ради которой Бог сотворил мир. Она была предречена и предвидена ветхозаветными пророками, вдохновленными Духом Святым, затем была открыта как историческая реальность и исповедана апостолами Христовыми, возвеличена и воспета Церковью.
Своим Рождением в Вифлееме Иисус Христос, Богочеловек, входит в человечество и остается навечно тайно присутствующим посреди него. Он всегда присутствует в Церкви в Святых Таинствах, особенно при совершении Святой Литургии, во время которой верующие принимают Его Тело и Кровь как залог вечной жизни и радости в Небесном Царстве Пресвятой Троицы. Царство Небесное важнее всего сущего в мире. И Царство это человек может стяжать независимо от того, где он родился и где он живет – в городе, в деревне, в пустыне или пещере. Миру, ожидающему света от великих городов, Господь преподал урок, что истинный свет может явиться и из бедной пещеры. Все, что человеческой рукой построено, разрушается временем. Но Вифлеемская пещера, над которой ныне возвышается Храм Рождества, хранит тайну Боговоплощения в своих стенах и поныне, чтобы никто не мог усомниться: Сын Божий воистину родился на земле.
Все мы близко к сердцу воспринимаем серьезность событий, происходящих сейчас в мире: разделения, войны, всеобщее ожесточение охватывают сегодня миллионы людей. Вражда между народами, в том числе и братскими, сильно возрастает. Но свет ночи Рождества Христова вновь сияет на весь мир. И мы доподлинно знаем, что этот милосердный свет Любви не смогут погасить никакие человеческие отступления, страсти, мировые кризисы, страдания и бесчисленные земные беды, ибо нам сказано в Евангелии от Иоанна: «И свет во тьме светит, и тьма не объяла его» (Ин. 1, 5). Тьма никогда не «обнимет», не одолеет свет Вифлеемской ночи, яслей человеческого сердца, если сердце живет Богом и со-рождается со Спасителем мира в христианском подвиге веры, надежды, сострадания и незлобия.
Праздник Рождества Христова – это призыв ко всем нам укрепляться в добре, в вере и любви и таким образом поддерживать мир среди народов земли. Церковь с особенной силой молится в эту святую ночь Царю мира, да удостоит Он всех людей Своего Божественного дара – мира на земле.
Возлюбленные отцы, братья и сёстры! От всего сердца поздравляю вас с праздником Рождества Христова, торжеством любви и жизни. Пусть тайна тихой Вифлеемской ночи станет для всех нас в родившемся Господе светом негаснущей звезды - надежды. А каждая Литургия, совершаемая в Церкви - продолжающейся тайной Боговоплощения.

Благодать и мир Родившегося сегодня Богомладенца и радость в Духе Святом да будут со всеми вами!

Митрополит Вятский и Слободской Марк 

Слово митрополита Вятского и Слободского Марка на пленарном заседании XX Свято-Трифоновских образовательных чтений

Всечестные отцы! Братья и сёстры! Уважаемые учредители и участники чтений! Сердечно приветствую и поздравляю вас с достойным проведением XX Свято-Трифоновских образовательных чтений!

Опасная тенденция, направленная на разрушение семейных отношений, началась во второй половине XX века. Никаким интеллектуальным развитием невозможно объяснить это движение людей против своей природы, против самих себя. А ведь там, где разрушаются основополагающие принципы человеческого бытия, — там бездна, там гибель. XX век с его страшными гражданскими конфликтами и войнами, утвердил в сознании людей смертоносную мысль — о том, что законно и возможно проливать кровь неродившихся младенцев.

Эта мысль, укоренившись в сердцах нескольких поколений, ставшая привычной, перешедшая в правовую область, принесла множество бед и страданий. Поэтому мы хорошо понимаем, что наша пленарная тема защиты материнства и борьбы с абортами очень сложна. Она должна занимать в церковной проповеди совершенно особое место. Разговор об этом не может быть простым и легким. Церковь всегда стремилась к сотрудничеству с врачебным сообществом. И я уверен, что среди тех, кто пришел сегодня на наше собрание, нет равнодушных людей к проблеме абортов, что мы найдет взаимопонимание. Ведь сегодня мы собрались, чтобы после обсуждения, приблизиться к практическим решениям, которые будут способны спасти жизни тысяч и тысяч убиваемых еще до своего рождения детей.

Сегодня мало кто считает аборт безопасной процедурой, но дети продолжают гибнуть в операционных. Одни лишь правовые механизмы здесь не действенны, так как нет и не будет закона, который бы юридически повышал нравственность и возрождал веру в Бога. Нельзя абсолютизировать законодательный фактор. Наивно думать, что если завтра запретят аборты, то их тут же перестанут делать. В обществе, где ценность семьи и детей снижается, а потребительские настроения растут, одними запретами ничего не решить. Поэтому аборт, к сожалению, был и остаётся одной из больших ран нашего общества. Но есть и положительные изменения за последние десять-пятнадцать лет.

Отрадно, что все большее число наших современников начинает осознавать всю боль того, что ежегодно десятки миллионов зачатых детей становятся жертвами искусственных абортов. Начинают люди осознавать и трагические последствия этого для всего общества, допускающего правовой статус детоубийства до рождения.

Еще более отрадно, что находятся люди готовые активно действовать и уже активно действуют, проявляя свою гражданскую ответственность. Проводятся многочисленные просветительские мероприятия, оказывается непосредственная помощь беременным женщинам и семьям с детьми, разрабатываются и продвигаются законопроекты, защищающие жизни детей до рождения.

Скорее всего, я никого не удивлю ниже приведенной статистикой, но все же напомню уважаемому собранию два красноречивых факта, чтобы картина общего положения стала более наглядной:

- ежегодно в России совершается примерно около 4 миллионов абортов, включая зарегистрированные официально и в частных клинках.

- в 2014 году в России родилось рекордное количество детей – 1 миллион 947 тысяч.

Таким образом, на одни роды сегодня приходится минимум два аборта. Лет тридцать-сорок назад эта разница в показателях была еще более внушительной и горькой. Большинство из нас, сидящих в зале, как раз из поколения выживших в этой смертельной игре, в которой выживает один из многих. Но тот факт, что мы принадлежим к поколению выживших, ни в коем случае не должен повергать нас в уныние. Нам дано было выжить, чтобы мы осознали масштабы и серьезность этой национальной беды, ведь, вдумаемся, абортирование одного единственного младенца означает исчезновение целого рода, целой ветви, которая могла бы от него народиться.

В большинстве стран мира аборты либо запрещены, либо сурово ограничены. Даже в мягко-либеральной Великобритании, аборты разрешены только в случае изнасилования и по исключительным социально-экономическим показаниям. А у нас в России на государственное финансирование абортов каждый год уходит около 5 млрд. рублей.

С того момента, как государство предоставляет женщинам возможность сделать аборт бесплатно в государственных больницах, исчезает важная преграда для аборта – воспитательная, предупреждающая сила закона. Для большинства людей то, что законно, то и есть нравственно. И в народе утвердилось подобное отношение к абортам – это оправданно и законно. Но государство не должно позволять матери выбирать жизнь или смерть для еще не рожденного ребенка и считать аборт обычной хирургической операцией.

С древнейших времен Церковь рассматривает намеренное прерывание беременности как тяжкий грех. Канонические правила приравнивают аборт к убийству. В основе такой оценки лежит убежденность в том, что зарождение человеческого существа является даром Божиим, поэтому с момента зачатия всякое посягательство на жизнь будущей человеческой личности недопустимо. Вы должны помнить, что Православная Церковь ни при каких обстоятельствах не может дать благословение на совершение аборта.

Необходимо создать атмосферу общественной нетерпимости по отношению к аборту. Вместо этой атмосферы должна создаваться атмосфера уважительного и бережливого отношения к социальному положению беременной женщины и матери. Именно эта атмосфера должна стать определяющей. И лишь потом возможна, и нужна материальная поддержка.

Из остальных мер, требующих срочного принятия, важно отметить проведение непрерывных информационных кампаний в защиту жизни по всем СМИ, создание широкой сети центров кризисной беременности. Мы всерьез обсуждаем идею о создании в нашей области центра кризисной беременности. В набор «услуг» центра кризисной беременности входит оказание психологической, социальной, юридической поддержки и, по возможности, содействие в оказании необходимой медицинской помощи. Исключительно важным направлением центра кризисной беременности является работа телефона доверия. Однако, повторю еще раз, запрет абортов не должен рассматриваться как самоцель. Наша главная задача – добиться реального прекращения детоубийства. Для осознания большинством населения всей чудовищности аборта необходимо не просто принять ряд логичных мер, важно изменить весь социальный уклад, коренным образом исцелить нравственный дух народа.

Вся история народа нашего свидетельствует о том, что принимая на себя родительскую ответственность, люди в больших семьях, даже имея невысокий жизненный уровень, радовались каждому рождаемому младенцу. На людей сейчас обрушиваются потоки информации, убеждающей жить ради себя, ради своих удовольствий. И в этих условиях очень важен голос Церкви, свидетельствующий об Истине. Церковь призывает людей обратиться к духовным ценностям: радости материнства, радости семейной жизни – и забыть о бесцельной погоне за материальными благами, за бесконечными удовольствиями. Пусть Господь всех нас вразумит, потому что состояние семьи и рождение детей есть непременный залог успеха национальной жизни и государственного развития.

Памятуя о вышесказанном искренне приветствую благие начинания участников нынешней конференции в защиту жизни детей до рождения и надеюсь, что с Божией помощью мы совместными усилиями, заручившись широкой народной и государственной поддержкой, сможем значительно сократить массовое детоубийство – прекратить как путем законодательной защиты жизни детей до рождения, так и путем создания в обществе таких социально-экономических условий, при которых будет желанным рождение каждого зачатого ребенка.

Благодарю всех участников юбилейных Трифоновских чтений, наполнивших своими серьезными докладами, важными изысканиями, глубокими выступлениями все пять дней его плодотворной работы; выражаю особую признательность организаторам Трифоновских чтений и всем, кто поддержал эту добрую двадцатилетнюю просветительскую традицию.

МИТРОПОЛИТ ВЯТСКИЙ И СЛОБОДСКОЙ МАРК  

Приветственное слово Митрополита Марка на открытии XX Свято-Трифоновских образовательных чтений

Всечестные отцы! Братья и сёстры! Уважаемые учредители и участники чтений! Сердечно приветствую и поздравляю вас с открытием XX Свято-Трифоновских образовательных чтений!

Мир и его история находятся в руках Господних, но спасение не может совершиться само собой, без личного участия человека. Судьба нашего Отечества в значительной степени зависит от нас, христиан, от нашего духовно-нравственного состояния. Все мы близко к сердцу воспринимаем серьезность событий, происходящих сейчас в мире: терроризм, гибридные войны, разделения, ненависть охватывает сегодня миллионы людей. От этого не скрыться даже в Вятке. Вражда между народами, в том числе и братскими, между людьми, к сожалению, не уменьшается. Мы являемся этому свидетелями каждый день.

Поэтому нам видится символичным, что открытие сегодняшних юбилейных Трифоновских чтений совпало с началом церковно-научной конференции «Обретение святых», посвященной 1000-летию подвига святых князей Бориса и Глеба. Ибо именно этим святым князьям-страстотерпцам было суждено впервые в период становления и укрепления Русского государства призвать к братолюбию «даже до смерти» и явить пример христианской любви к Богу и ближнему.

Человек приходит в храм не из желания изучить отечественную историю, а для того, чтобы узнать и понять, как ему жить сегодня, чтобы стать наследником жизни вечной с Богом. В житии святых братьев-страстотерпцев с очевидностью, запечатленной их жертвенным подвигом и кровью, Церковь вручает нам это знание и понимание, этот точный духовный вектор, ведущий ко спасению.

Православная история Вятского края началась с почитания святых князей Бориса и Глеба. Первый христианский храм, возведенный в конце 12 века в Никульчино был посвящен этим святым. Новгородские жители икону князей-страстотерпцев привезли с собой. Перед этой иконой, в преддверии битвы с язычниками, они постились и молились у стен берегового городища. Задумаемся, они приплыли не с образом святителя Николая, покровителя путешествующих и не с иконой в честь святого Георгия Победоносца, помогающего одолевать врагов в бранях и сражениях. Они везли и хранили, как святыню иконописные лики святых братьев Бориса и Глеба. Зачем?

Новгородцы хорошо знали жестокий суровый век, в котором жили; ведали о своем жестоком сердце, опаленном в многочисленных новгородских распрях и раздорах. Жители Великого Новгорода понимали, что в чужом краю, вдалеке от родной земли среди диких языческих племен им не выжить, что они будут обречены на погибель, если с ними не будет заступничества, тех самых первых русских святых, учивших, положивших жизнь свою за христианский идеал: прощать личных врагов, править кротко и суд вершить милосердно. Везде и всегда.

Преподробный Нестор пишет: «Блаженный Борис правил в своем уделе кротко и милостиво, заботясь не только о бедных и нуждающихся, но обо всех людям, и все удивлялись его кротости и смирению», и далее о младшем брате: «Глеб был молод телом, а умом стар и многие милости творил нищим, вдовицам и сиротам». Для святых Бориса и Глеба Святая Русь была не менее реальна, чем родной Киев.

Пришедшие новгородцы понимали, что заслужить понимание и уважение местных племен, они могут только христианской Любовью, которую явили миру святые Борис и Глеб, отказавшись поднять руку на старшего брата Святополка.

Вот духовное завещание, оставленное нам братьями, которые они написали собственной кровью - увидеть в Святополке – брата, а не своего политического противника; в каждом человеке полюбить образ Божий, в дальнем и ближнем, в чужом и готовом к ненависти. Своим жертвенным подвигом Борис и Глеб зовут нас к земле, к милосердию на каждый день. Они уступили Святополку и согласились на смерть не из страха и боязни, а зная, ведая в себе духовные силы одержать победу «свыше», подобно тому, как и Христос взошел на Крест «нашего ради спасения», как Спаситель, как Борец с грехом и смертью.

В предсмертных словах святого князя Бориса мы находим тому полное подтверждение: ««Благодарю Тебя, Владыка Господи, Боже мой, что сподобил меня, недостойного, стать сообщником страданий Твоего Сына, Господа нашего Иисуса Христа! Ты послал в мир Сына Своего единородного, Которого беззаконники предали на смерть, и я также был послан своим отцом защитить людей от нападающих на них варваров. Но, Владыка, прости им грехи…В руки Твои предаю дух мой!».

Поэтому-то святые Борис и Глеб всегда изображаются на иконах с княжескими мечами, как с символами хранения земли русской - силой крепкой, призывающей к единению и любви, а не к распрям и раздорам. И, конечно, не только той древней земли русской, но и сегодняшней, ибо святые страстотерпцы Борис и Глеб дарованы Богом для всякого русского сердца на все времена.

Когда мы, в Вятке, обращаемся к ним за благодатною помощью, то свидетельствуем, что ощущаем себя частью великой земли русской, собранной подвигами и стараниями святых братьев-страстотерпцев Борисом и Глебом, Ярославом Мудрым, Александром Невским, святым Сергием Радонежским, Дмитрием Донским, Мининым и Пожарским, молитвами преподобных, усилиями святителей, геройством воинов и первопроходцев, трудами и усердием всего русского народа.

Я верю и надеюсь вместе с вами, что духовная сила любви, явленная в русской истории святыми князями Борисом и Глебом, родом из древнего Киева, помогавшая сохранять народное единство на протяжении тысячи лет, и сегодня поможет нам, с опорой на веру и Слово Божие, преодолеть крайности и разделения сегодняшнего «ушкуйного» времени.

Перед тем как завершить свое слово не могу не сказать ещё об одном важном для всех горожан событии. Юбилейный 20-й год Трифоновских чтений ознаменовался открытием в областном центре памятника преподобному Трифону Вятскому, в создании которого приняли участие светские и духовные власти, а также сотрудники силовых структур. Мы молились и собирали всем миром средства для установления этого видимого символа духовного возрождения Вятского края. Наши общие труды и усилия, Милостью Божией, увенчались успехом. 30 мая сего года замечательный памятник был установлен и освящен в сквере у Центральной гостиницы – в исторической части города, которому преподобный Трифон посвятил свои главные труды жизни.

Я желаю плодотворной работы всем участникам церковно-научной конференции и Трифоновских образовательных чтений. Закончить свое выступление я хотел бы словами одного из братьев-страстотерпцев, святого князя Глеба, сказанных им пред лицом своих убийц: «Господи, Боже мой, помню слова, сказанные Тобою: «За имя Мое, Меня ради поднимут на вас руки, и преданы будете родичами и друзьями, и брат брата предаст на смерть, и умертвят вас ради имени Моего». И еще: «Терпением укрепляйте души свои». Смотри, Господи, и суди: вот готова моя душа предстать пред Тобою, Господи! И Тебе славу возносим, Отцу и Сыну, и Святому Духу, ныне и присно и во веки веков. Аминь». В этих словах не мольба о помощи, а несокрушимая вера в торжество пасхальной правды на земле, великое чаяние о преодолении всякой вражды и разделения, ради Царства Божьего, за пришествие которого «священная двоица» Борис и Глеб положили свои жизни.

Рождественское послание Митрополита Вятского и Слободского Марка. 2015 год

Дева днесь Превечное Слово в вертепе грядет родити неизреченно; ликуй, вселенная, услышавши, прослави со Ангелы и пастырьми хотящаго явитися Отроча Младо, Превечнаго Бога.  

Предпраздничный кондак Рождества Христова  

Возлюбленные о Господе всечестные отцы, братья, сёстры, монашествующие и миряне Вятской митрополии! Отечески поздравляю всех вас с Рождеством Господа нашего Иисуса Христа! 
Мы справляем сегодня во времени праздник вечного рождения, которое Бог Отец непрестанно совершал и совершает в вечности, и празднуем это самое Рождение, совершившееся в нашем историческом времени и в человеческой природе – Таинство, воистину, вечное и неизреченное, о котором возглашается в праздничной стихире третьего часа: «Прежде Рождества Твоего, трепетно зряще таинство Твое, Господи, разумная воинства дивляхуся: якоже бо Младенец родитися благоизволил еси, небо украсивый звездами, и во яслех безсловесных возлежиши, дланию содержай всея земли концы». Это великое таинство совершилось безначально на Небесах, а ныне совершается на земле, в «вертепе» каждого верующего человеческого сердца.  

За множество прошедших веков мы привыкли к Рождеству, сделали из величайшей Тайны Рождения Бога на земле еще один повод для подарков родным и ближним, для нашей понятной семейной радости, сотворили прекрасную и непечальную историю о Рождении Вифлеемского Богомладенца!  

Но мы не можем, как восточные волхвы радоваться о рождении Христовом простодушно и ясно, в ожидании благих перемен во всем мире. Ибо мы знаем о кресте Господнем. Мы не можем с ангелами и пастухами петь славословную песнь родившемуся Спасителю совершенно безмятежно, только в чаянии будущих благ. Ибо мы ведаем о страданиях Христа и о последующем воскресении из мертвых!  

В эту ночь Сын Небесного Отца не один рождается в безвидности святой ночи, но и каждый из нас «рождается свыше» через единение с Церковью, как дитя того же Небесного Отца. В этом духовном рождении, да поможет нам Бог, Который ныне родился Человеком, чтобы мы, дети земли, родились во Христе – Божественно! Спаситель сказал нам: «Если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие. Рожденное от плоти есть плоть, а рожденное от Духа есть дух» (Ин. 3, 5-6). Но потому-то и ликует ныне вся Церковь, что познала свое «Рождение от Духа», потому-то и поет в третьей праздничной стихире девятого часа: «Покланяемся Рождеству Твоему, Христе; покланяемся Рождеству Твоему, Христе; покланяемся Рождеству Твоему, Христе: покажи нам и Божественная Твоя Богоявления».  

Вифлеемская звезда в эту праздничную ночь взошла не только над древней Палестиной, над Иерусалимом, над нашей Вяткой, над всей Русской землей, над всем миром. Она ярко сегодня сияет и над по-прежнему братской нам Украиной. Все мы близко к сердцу воспринимаем серьезность событий, происходящих сейчас в Киеве и в других украинских городах. Все мы горячо молимся о мире на земле Украины, ибо верим, что духовная сила, проистекающая из Киевской купели Крещения, помогавшая нам сохранять духовное единство на протяжении тысячи лет, и сегодня поможет преодолеть крайности и разделения, опираясь на веру православную и на Слово Божие.  

Бог Своим Рождением в образе Младенца обращается к самой таинственной глубине нашей души, к сердцевине нашей человеческой личности. Церковь в своих Таинствах животворит эту священную глубину и преображает человека «в муках рождения, доколе не изобразится… Христос!» (Гал. 4, 19). Церковь помогает нам всегда, во все дни нашей земной жизни, во всех счастливых и тяжелых обстоятельствах. И сегодня в это трудное время возникновения многополярного политического мироустройства, Церковь как Единое тело Христово, дает нам силы собраться, сосредоточиться и заложить основу, как бы эти слова не казались ныне преждевременными и «легкими» (Дан. 25, 27) - будущего процветания нашего Отечества, равно, как духовного, так и земного. Его культурного и нравственного величия среди других великих держав мира. Как сказал святитель Иоанн Златоуст: « Будем же все стремиться к осуществлению среди нас, в правде и в истине, праздника Рождества Христова. Тогда в наши дни повторится то дивное чудо, Христос снова сойдет на землю, потому что Дух Его будет обитать в каждом из нас, и звуки ангельской песни постоянно будут звучать в нашей душе, наполняя ее радостью бесконечной».  

Возлюбленные отцы, братья и сёстры! С праздником Рождества Христова вновь и вновь поздравляю всех вас! Благодать и мир Родившегося сегодня Богомладенца и радость в Духе Святом да будут со всеми вами!  

Митрополит Вятский и Слободской Марк 

Рождественское послание Митрополита Вятского и Слободского Марка. 2014 год

Возлюбленные о Господе всечестные отцы, братья, сёстры, монашествующие и миряне Вятской митрополии! Отечески поздравляю всех вас с Рождеством Господа нашего Иисуса Христа!

Каждый человек, пришедший сегодня в храм, оставляет свои горести и беды и старается, расширив свое сердце, радоваться родившемуся Господу, явившемуся в мир ради нашего спасения. В этот святой день мы слышим в Церкви дивные утешительные слова: «Начаток языков, небо Тебе принесе, лежащему младенцу во яслех, звездою волхвы призвавый, яже и ужасашесе, не скипетры и престоли, но последняя нищета: что бо хуждше вертепа, что же смиреншее пелен? В нихже просия Божества Твоего богатсво: Господи, слава Тебе!» (Ипакой после третьей песни канона на Утрени)

Сыну Божьему не нашлось места на земле, не нашлось ему места даже в Иерусалимском храме, не нашлось места в человеческих жилищах. Христос родился в пещере. Рождественская пещера – это природный символ, избранный Богом для всего человечества, указывающий всякому, что мир в дохристианские времена словно снизошел до уровня темной холодной пещеры, в центре которой лежат ясли, как одеревеневшее человеческое сердце. Сын Божий не только Бог, но и человек, поэтому во образе Богомладенца Христа человечество словно само себя, вогнало в пределы этой темной пещеры для домашнего скота. Мир утратил для человека священную высочайшую красоту. Человек перестал видеть его в первообразах, в Божьих первоосновах. Он стал видеть мир только в тенях и подобиях, как «сквозь тусклое стекло». Мир вешал. Он, другими словами, стал уклоняться к смерти. Будущее его обескровилось и обессилилось. В нем все меньше стало места для живой, радостной веры, надежды и любви.

С Рождеством Христовым произошло возрождение и преображение мира. И мы понимаем, что Рождество – это во многом именно «детский» праздник для всякой души человеческой. Слова Господни - «если не обратитесь и не будете как дети, не войдете в Царство Небесное» (Мф. 18. 3) сегодня каким-то непосредственным, ярким образом обращены к каждому из нас.

В Откровении Иоанна Богослова сказано: «Се, стою у двери и стучу: если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему, и буду вечерять с ним и он со Мною» (Откр. 3, 20). Бог стучит в человеческое сердце. В сегодняшний Рождественский праздник для каждого очевидно, что Бог, стучась в наше сердце, не ломится в него, не использует какой-либо многомощный таран, чтобы пробить крепкие двери нашей души. Он тихо касается дверей нашего сердца, не отверзет ли Ему человек, дабы Он вошел в наше сердце и возлег в него, как в яслях Вифлеемских.

Вновь и вновь, празднуя Рождество Христово, мы вглядываемся в минувший год, осмысливаем во свете Рождественском все наши деяния и слова. Возрождение и становление епархиальной жизни - это процесс, затрагивающий все сферы церковной жизни, начиная от районного приходского храма и заканчивая первостепенными епархиальными событиями. Одним из таких значимых событий в прошедшем году было открытие по решению Священного Синода Слободского Христорождественского женского монастыря.

Слободской Христорождественский женский монастырь до закрытия в 1920 году был одним из крупнейших в Вятской Епархии. По своей красоте и высокому христианскому служению своих насельниц, число которых к началу XX века насчитывалось около трехсот, он был подлинной православной сокровищницей города Слободского. При монастыре действовали богадельня, школа, епархиальное женское духовное училище. Множеством своих христолюбивых начинаний монастырь заслужил за десятилетия своего существования среди жителей города и области, истинное признание. Сегодня Христорождественская обитель деятельно возрождается. В год своего 150-летия прославления чудотворная икона Божией Матери «В скорбях и печалях Утешение» вернулась в монастырь – место своего исторического пребывания.

Жизнь епархии, а тем более епархии находящейся в некотором отдалении от центральных областей нашей Родины, немыслима без духовной связи с церковными святынями, имеющими как общемировое, так и всероссийское, значение. В 2013 году Вятская епархия принимала множество великих святынь, которые духовно-нравственно обогатили наши сердца и укрепили волю на пути к Небесному Отечеству. В сентябре на Вятскую землю прибыла икона святой блаженной Матроны Московской с частицей мощей. Сотни верующих людей встречали ее на территории Свято-Трифонова монастыря. Позже образ святой старицы побывал в Слободском, Кирово-Чепецке, Орлове, Куменах, Советске. Всюду чтимую икону встречали с любовью, как саму матушку Матрону, пришедшую к местным жителям в «силе и славе Божией», в утешение и ободрение в жизненных скорбях и печалях. Ныне постоянным местом пребывания святой иконы по моему благословению избран Спасский собор г. Вятки. А почти перед самым Рождеством, в конце ноября, нам было даровано встречать в Успенском кафедральном соборе икону святой равноапостольной Марии Магдалины с частицей святых мощей. Образ равноапостольной посетил многие приходы Вятской земли для поклонения верующих. Жизнь нашей епархии, благодаря привнесенным святыням, оживает в радости и благочестии, в полноте веры Христовой. Видимые очами телесными и светлыми «очами веры», Божьи святыни своей сугубой благодатной силой еще больше соединили верующих в их молитвенном предстоянии перед Господом и Его Евхаристической Чашей.

Рождество Христово – это не только красивое событие с пением ангелов и поклонением волхвов. Это призыв устремиться «всем сердцем и помышлением» в праздник Рождества, войти вместе со Христом, вместе с Иосифом в Его пещеру, стоять у Его яслей пред святыми очами Божией Матери. Именно от этих яслей каждому из нас предстоит начать движение к своему духовному возрождению. Не из каких-то цветущих пределов, а вместе с Иосифом и Девой Марией, вместе с Младенцем Христом выйти из этой Вифлеемской пещеры и увидеть мир в его первозданных световидных основах, прозреть вместе с Ним силой благодати родившегося Господа нашего Иисуса Христа.

Возлюбленные отцы, братья и сёстры! С праздником Рождества Христова вновь и вновь поздравляю всех вас! Благодать и мир Родившегося сегодня Богомладенца и радость в Духе Святом да будут со всеми вами!

Рождественское послание Митрополита Вятского и Слободского Марка. 2013 год

Рождественское послание Архиепископа Вятского и Слободского Марка. 2012 год

Возлюбленные о Господе дорогие пастыри,

клир, монашествующие, братья и сестры,

учащие и учащиеся Вятского Духовного училища!

В эти радостные и святые дни Церковь возвещает и призывает: «Христос рождается – славите! Христос с небес – срящите!»

Настал светлый праздник Рождества Христова!

Минуло уже более двух тысяч лет с того благословенного дня, когда Единосущный Отцу и Святому Духу, не разлучаясь с этими Лицами Святой Троицы, Сын Божий, пришел на землю, воплотился и «нашу нищету посетил», чтобы обогатить нас Своею благодатию и славою.

Вместе с Богомладенцем Христом нисходит к роду человеческому беспредельная любовь Божия и благоволение. В Боговоплощении нам явлена великая тайна, которую не все в состоянии постичь и принять, но отныне «с нами Бог».

Удивительно, как «Господь господствующих» - «зрак раба приим»? Жертвуя Собой во искупление грехов рода человеческого и во имя любви к людям, Бог – «которого мир не мог вместить» - самоуничижается. В Вифлеемском вертепе, где Господь родился, Вездесущий Бог - ограничился местом, Слово Отчее - соделывается безгласным, Всемогущий - пеленается, Всесильный по Божеству - немощствует ради нашего спасения, Дающий пропитание на каждый день всему животу - Сам питается млеком Богородицы.

В воплощении Христа Спасителя явлена безграничная любовь Его к роду человеческому. «Такобо возлюби Бог мир, яко и Сына Своего Единородного дал есть, да вся веруяй в Него не погибнет, но имать живот вечный» (Ин.3.16).

Дорогие отцы, братья и сестры, данная Богом мне паства Вятская!

Поздравляю вас с праздником Рождества Христова! С чувством благоговения, смиренной верой, духовной радостью, как пастухи и волхвы, приступим к яслям Богомладенца Христа и прославим Его, и со смирением и благодарностью поклонимся Ему, ибо «нас бо ради родисяОтроча младо, Превечный Бог».

С особенным молитвенным чувством мы испрашиваем благословение Господне на наступающий новый год, чтобы все мы с помощью Божией и дальше созидали свою жизнь в мире, правде, верности своему духовному наследию.

От всей души желаю вам Рождественской радости, здравия, духовной крепости. Призываю на всех вас Божие благословение. Да будет новый год для Отечества нашего и народов его – летом благоприятным!

Архиепископ Вятский и Слободской

Слово Архиепископа Вятского и Слободского Марка на Пасху. 2012 год

Христос Воскресе!

Возлюбленные о Воскресшем Спасителе всечестные отцы,

боголюбивые братья и сестры, монашествующие и миряне

Вятской Епархии!

По великой Своей милости, Господь вновь вводит нас в радость Пасхи – праздника праздников и торжества из торжеств. Сегодня Пресвятая Троица даёт нам в полноте вкусить Своей Божественной Любви. Сегодня Бог Отец вновь изливает на нас в Духе Святом свет Воскресения Своего Единородного Сына. Сегодня мы вместе со всеми Небесами и всею землёю празднуем победу Бога над диаволом и адом, победу Света над тьмой, победу Жизни над смертью, победу Святости над грехом, победу подлинной Свободы над духовным рабством. Радуйтесь все о воскресшем Господе! С этой пасхальной радостью не может сравниться ничто ни на Небе, ни на земле. Ибо её источник – Сам Бог.

Как пишет святой апостол Павел, «Христос за всех умер, чтобы живущие уже не для себя жили, но для Умершего за них и Воскресшего» (2Кор. 5:15). В Воскресении Христовом нам дана возможность умереть для греха и ожить для Бога. Если мы всецело предадим себя Воскресшему Господу, то Он и в нашей душе одержит победу над всяким злом. Если мы будем жить Христом и для Христа, то Он и нас приобщит к Своей Победе над дьяволом и адом. Пасхальная радость и есть радость этой Победы. По словам преподобного Макария Египетского, «для того и пришествие, и промышление Господне, чтобы нас, порабощенных, повинных и подчинившихся пороку, освободить и сделать победителями смерти и греха».

Пасха открывает нам Путь к вечной духовной Свободе, которую мы можем обрести только в Боге. Праздник Пасхи напоминает нам, что подлинная Свобода и Жизнь – это следование Евангелию и уставам Церкви Христовой. А греховная вседозволенность – это рабство силам тьмы и духовная смерть. Вне Воскресшего Христа, вне Его Евангелия, вне Православной Церкви – лишь иллюзия свободы, лишь иллюзия жизни в плену у страстей и похотей. Те сомнительные «радости», которые нам предлагает мир сей, лежащий во грехе – пусты, кратковременны и суетны. Та пасхальная радость, которую нам дарует Бог в Таинствах Своей Церкви – это полнота жизни, это неугасимый свет и вечная любовь.

И потому, подготовив себя постом, очистив душу в Таинстве Исповеди, приобщившись Тела и Крови Христовых в Таинстве Причащения, войдём все в радость Господа нашего. А сохранить её в своём сердце нам помогут непрестанная молитва и исполнение евангельских заповедей. Тогда этой радости уже никто у нас не отнимет, но вместе со сей вселенной мы будем праздновать Вечную Пасху. Как поётся в пасхальном каноне, «Небеса убо достойно да веселятся, земля же да радуется, да празднует же мир, видимый же весь и невидимый, - ибо Христос восста, веселие вечное!»

Воистину Воскресе Христос!

Архиепископ Вятский и Слободской

Обращение владыки Марка к участникам Великорецкого крестного хода 8 июня 2011 года

Приветственное слово Митрополита Марка главному врачу Кировской областной клинической больницы В.И. Троегубову в связи с празднованием 210-летия со дня образования больницы

Главному врачу Кировской областной клинической больницы

Троегубову Владимиру Ивановичу

Уважаемый Владимир Иванович!

Сердечно поздравляем Вас и трудовой коллектив Кировской областной клинической больницы с празднованием 210-летия со дня образования!

За это время пройден славный путь, отмеченный многочисленными примерами проявления лучших человеческих качеств, профессионализма и верности самой благородной и гуманной профессии в мире.

Сегодня больница является крупнейшим лечебным учреждением в регионе, которое оказывает высокотехнологичную медицинскую помощь, и все свои знания врачи направляют на качественное оказание помощи человеку.

На всех этапах своего исторического бытия Церковь Христова благословляла труд медиков.Здоровье должно пониматься как гармоничное сочетание духовных и физических основ, а его охрана не может исключать заботы о внутреннем мире личности.

В этот праздничный день желаю всем вам благословенных успехов, доброго здравия, крепости духовных и телесных сил! Да послужат ваши труды во благо человека, общества и во славу Божию!

С уважением, МИТРОПОЛИТ ВЯТСКИЙ И СЛОБОДСКОЙ

Привественное слово Митрополита Марка Прокурору Кировской области

Прокурору Кировской области,

государственному советнику юстиции 3 класса

Берижицкому С.П.

Уважаемый Сергей Петрович!

Уважаемые сотрудники и ветераны органов прокуратуры!

Сердечно поздравляю вас с 290-летием Прокуратуры Российской Федерации, самоотверженному служению в которой вы посвятили себя!

Немало славных дел вписано в летопись Вашей службы. И несут ее достойные люди, которые, не жалея времени и сил, ведут огромную профилактическую и практическую работу. На государственной службе и страже правопорядка находятся профессионалы, наделенные лучшими человеческими качествами.

Только сила закона делает общество стабильным, а жизнь безопасной. Однако все мы прекрасно понимаем, что законы могут эффективно работать только при условии готовности и согласия общества их исполнять. Это означает, что ответственность за соблюдение законности и порядка лежит на каждом из нас. Уверен, что без осознания каждым членом российского общества этой прописной истины, достижение гражданского мира и согласия, а также преодоление так беспокоящего сегодня всех засилья порока, едва ли возможно. И здесь большую роль играет инициатива и пример органов прокуратуры.

Желаю Вам доброго здравия, крепости духовных и телесных сил, бодрости духа и дальнейших успехов в Ваших трудах!

С уважением, Архиепископ Вятский и Слободской

  

Поздравительное слово Митрополита Марка Начальнику Управления Министерства внутренних дел РФ по Кировской области

Начальнику Управления Министерства

внутренних дел Российской Федерации по Кировской области

Солодовникову С.А.

 

Уважаемый  Сергей Александрович!

 

От всей души поздравляю Вас и личный состав УМВД по Кировской области с Днем сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации!
Неся нелегкую службу, сотрудники полиции проявляют мужество и стойкость, высокий уровень подготовки, способность защищать закон и правопорядок, обеспечивать безопасность наших граждан. Немало славных дел вписано в летопись Вашей службы. И несут ее достойные люди, которые, не жалея времени и сил, круглосуточно ведут огромную профилактическую и практическую работу. На государственной службе и защите правопорядка находятся профессионалы, наделенные лучшими человеческими качествами.
Ваша неутомимая деятельность, направленная на духовно-нравственное воспитание личного состава, приносит добрые плоды, содействует возрождению веры и любви к Отечеству, воссоздает вековые традиции духовной связи защитников правопорядка с Русской Православной Церковью.
Выражаю надежду на наше дальнейшее сотрудничество и взаимопонимание. Желаю Вам доброго здравия, крепости духовных и телесных сил, терпения и помощи Божией в дальнейшем служении во благо России.

 

 

 МИТРОПОЛИТ  ВЯТСКИЙ  И СЛОБОДСКОЙ

Слово Митрополита Марка на пленарном заседании XVII Свято-Трифоновских образовательных чтениях

Дорогие отцы, братья и сестры!

Сердечно приветствую всех участников торжеств, посвященных 400-летию со дня преставления преподобного Трифона Вятского.

Сегодня на пленарном заседании мы подводим итоги XVII Свято-Трифоновских образовательных чтений на тему: «Преподобный Трифон Вятский в истории и культуре России». А уже через два дня будем торжественно воспоминать 400-летие преставления ко Господу преподобного, прославляя его подвиги вместе с Собором Вятских святых.

Нынешние чтения посвящались осмыслению подвига преподобного Трифона и его значения для нашего времени. Несмотря на то, что от времени преподобного нас отделяет четыре столетия, значение его подвига не умалилось до сегодняшнего дня.

Мы можем много говорить о подвиге преподобного, изумляясь красоте и величию основанной им обители, ныне возрождающейся, говорить о том, что она стала колыбелью просвещения и социального служения на Вятке, но прежде всего, преподобный Трифон будет для нас «наставником монахов» и «светозарной звездой», ведущей нас ко Христу, как его величает Церковь.

Отрадно то, что эта сторона служения и подвига преподобного не раз отмечалась в выступлениях на церковно-научной конференции: «Обретение святых», которой открылись Чтения и на других площадках и секциях.

Мир духовного делания, мир православного монашества и подвижничества во многом неведом и непонятен современному миру. Вместе с тем, мы не можем не изумляться красоте и величию подвигов святых, их пламенной любви к Богу, их глубокому смирению, бескорыстию и незлобию, крепкой вере, творящей чудеса, и самоотверженной любви к ближнему, их духовной мудрости, указующей нам путь к Богу. Всё это как никогда актуально в наши дни.

В рамках Свято-Трифоновских чтений традиционно проводится семинар для библиотекарей: «Духовно-нравственное воспитание на основе православной литературы». Тема семинара этого года – «Просветительское служение русского монашества». Участники семинара, сотрудники библиотек, ближе познакомились с миром святоотеческой литературы, творениями святых отцов.

Некогда живое общение со святыми старцами Оптиной пустыни, в корне изменило жизнь Ф. М. Достоевского, философов-славянофилов, и многих других людей, которые приходили за советом и благословением. Их наставления станут серьёзным подспорьем в работе по духовно-нравственному воспитанию подрастающего поколения.

Это, пожалуй, сейчас самая актуальная проблема. И ей посвящалась ещё одна секция Чтений: «Духовно-нравственное воспитание - теория и практика», к участию в которой приглашались преподаватели общеобразовательных школ. Педагогическая секция также традиционная для Свято-Трифоновских чтений. Рассуждая о различных подходах к проблеме духовно-нравственного воспитания, и анализируя накопленный педагогами опыт, участники секции призвали обратить внимание общественности, средств массовой информации, администрации образовательных учреждений на приоритетный характер духовно-нравственного воспитания для современного общества, способствовать его популяризации , формировать положительное отношение общественности к преподаванию нового школьного предмета Основы религиозных культур и светской этики. В рамках этого предмета по выбору родителей во многих школах преподаётся модуль Основы православной культуры. Этот предмет обращает нас к нашим духовным истокам. Забыть свою культуру – это отречься от веры и духовного богатства наших предков, сделавших нашу страну неповторимой. Участники секции отметили, что, к сожалению, далеко не во всех школах имеется достаточное количество учебников по модулю Основы православной культуры, а потому не только родители, а порой и дети не могут полноценно познакомиться с данным курсом. Имеются случаи, когда родители были лишены возможности выбора, либо не могли сделать свой выбор осмысленно, так как их с данным курсом просто не познакомили. Полагаю, что со временем эти проблемы должны быть сняты.

Богатый педагогический опыт, представленный на секции «Духовно-нравственное воспитание – теория и практика» вселяют надежду, что отдельные проблемы, связанные с введением курса ОРКСЭ будут исправлены талантами педагогов, а сам курс может быть распространён на всю школу хотя бы в виде классных часов. Были также представлены отдельные проекты по духовно-нравственному воспитанию в дошкольных образовательных учреждениях. Хотелось бы, чтобы с данным опытом познакомилось как можно больше педагогов.

Говоря о подвиге преподобного Трифона невозможно не сказать о нём как о миссионере, послужившем не только духовному преображению Вятской земли, но и народов, населявших берега Камы. Любвеобильное сердце и крепкая вера преподобного приводили ко Христу людей, которые о «русской вере» имели самые смутные представления, судивших о христианстве по вере и жизни промышленников, занимавшихся освоением полезных ископаемых Северного Урала, крещённых, но в своей жизни отнюдь не являвших пример правды Божией.

Проблемы современного миссионерства и катехизации обсуждались на Миссионерском форуме Вятской Епархии и секции «Воскресная школа», которые нынче прошли в городе Слободском, который также был местом подвигов преподобного Трифона, в возрождающемся Христорождественском монастыре. Участники этих мероприятий внесли целый ряд предложений, среди которых – создание миссионерско-просветительских центров в благочиниях и на больших приходах. Надеюсь, что эти инициативы будут поддержаны.

Надежда на это есть. В рамках Чтений впервые состоялась секция «Православная инициатива», на которой был презентован опыт победителей ежегодного грантового конкурса фонда преподобного Серафима Саровского. Представленные проекты были реализованы приходами, школами, общественными организациями, учреждениями культуры благодаря финансовой поддержке фонда. Благодарю победителей грантового конкурса, за проявленные и воплощённые в жизнь инициативы, надеюсь, что этот положительный опыт получит своё дальнейшее развитие.

Одновременно, хотелось бы, чтобы нашла поддержку и получила воплощение в жизнь ещё одна инициатива, озвученная на архитектурной секции в Вятском государственном университете, в рамках которой уже не первый год благодаря усилиям студентов и преподавателей ВУЗа вниманию участников представляются красота и архитектурное величие вятских храмов. Это возвращение Вятской Епархии исторического здания «Дома попечительства о бедных» с домовым храмом в честь Казанской иконы Божией Матери в городе Кирове, известное жителям города как протезный завод. (ул. К.Маркса,28). Здание это не может не поразить своей красотой даже в искажённом виде. Но ведь это ещё и наша святыня. Само название здания говорит о том, что оно было предназначено для нужд социального служения Церкви и не может быть использовано иначе. Это будет нарушением воли основателей и строителей этого здания, благочестивых вятских купцов Петра Клабукова и других, помогавших и Церкви, и обществу в решении социальных проблем. В наши дни, проблем, связанных с социальным служением, помощью бедным меньше не стало. Многие из них вновь были озвучены на секции «Социальное служение Церкви». Надеюсь, что благоразумие победит, и со временем данное здание будет использоваться по назначению.

Невозможно не сказать и ещё об одном весьма справедливом предложении, высказанном участниками Чтений – возвратить исторические имена улицам областного центра, на которых расположен Трифонов монастырь, а одну из центральных улиц назвать именем преподобного Трифона. Думаю, что это будет достойной благодарностью преподобному Трифону в год 400-летия его преставления от города, о духовном преображении которого он столько заботился.

В завершении хочу поблагодарить всех участников Чтений, представивших доклады, среди которых были и маститые профессора университетов, и специалисты, и студенты, и даже дети, выступившие в рамках традиционных Малых Трифоновских чтений. Невозможно не отметить труд авторов и издателей книги «История Успенского Трифонова монастыря», презентация которой прошла в рамках Чтений. Особая благодарность всем организаторам Чтений, и всем кто поддержал это доброе начинание.

МАРК

Митрополит Вятский и Слободской